Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:41, курсовая работа
Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.
Введение 3
1 Виды форм государственного устройства 4
2 Унитарное государство 7
3 Федеральная форма государственного устройства 14
Заключение 27
Список литературы 28
2. Унитарное государство
Унитарное
государство – это единое государство,
состоящее не из государственных
образований (штатов и т.д.),хотя
в его составе могут быть и
отдельные автономные государственные
образования, а из административно-
Унитарные
государства состоят из политико-административных
или административных
территориальных единиц, статус
которых регулируется главным
образом актами текущего законодательства
центральной власти. В унитарных
государствах действует, как
правило, единая система законодательства,
единая система государственной
администрации, единая судебная
система. Если же какой-то части
страны предоставлена национально-территориальная
автономия, то здесь могут быть
особенности: например, общегосударственные
законы, затрагивающие сферу
законодательной автономии
такой государствоподобной единицы,
на ее территории не действуют,
по крайней мере, без ее согласия.
В подавляющем большинстве
современных унитарных государств
основное территориальное деление
является политико-административным.
Наряду с ним во многих
странах имеются административно-
Число
ступеней политико-административного
деления зависит от численности
населения и размеров территории
страны, однако, зависимость эта
не жесткая: иногда в менее
крупных странах число ступеней
большее, чем в более крупных.
Скажем, если Великобритания имеет
три уровня территориального
деления, то Франция - четыре.
Современные тенденции в развитии политико-административного деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации - создании крупных регионов как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. В данном случае речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.
Во
многих странах процессы урбанизации
привели к возникновению обширных
городских агломераций, однако,
как правило, они не преобразовались
в единые территориальные структуры
и не имеют общих органов
публичной власти; создаются координационные
органы. Все чаще городские и
сельские общины создают союзы
(синдикаты) с общими органами,
которым передаются некоторые
полномочия общин и средства,
необходимые для их реализации.
Некоторые
конституции стали отражать
и регулировать эти процессы.
Например, в Конституции штата
Минас Жераис (Бразилия) 1989
года регионализации специально
посвящен раздел VII части III (ст. 41 - 51)
[4, с.564]. Согласно этим положениям, штат
будет принимать административные
меры, чтобы объединять планирование,
организацию и осуществление публичных
функций, представляющих общий
интерес, в районах интенсивной
урбанизации. Он должен
содействовать сокращению межрегиональных
различий посредством формирования
региональных и секторальных
планов, программ и проектов,
направленных на развитие территориальных
коллективов в единый геоэкономический
и социальный комплекс, включению
муниципий со скудными ресурсами
в интенсивное региональное
социально-экономическое развитие.
Штат
должен учредить столичный регион
и городские агломерации путем
объединения сопредельных муниципий
с целью выравнивания развития
населенных местностей, охватываемых
региональной единицей. Городская
агломерация должна охватывать
не менее 300 тыс. жителей
и не менее трех муниципий.
Кроме того, по инициативе
муниципий должны учреждаться
микрорегионы для решения
проблем местного населения
(административное и коммунальное
обслуживание, дорожное строительство
и пр.) при техническом содействии
штата. Наконец, предусмотрено
учреждение штатом регионов
развития - автаркических (т.е.
самообеспечивающихся) территорий
для планирования и ориентации
публичных функций и услуг
в интересах общего развития
на благо населения соответствующего
геоэкономического и
В
положении ст. 289 колумбийской
Конституции [4, с.648], согласно
которому департаменты и муниципии,
расположенные в пограничных зонах,
должны непосредственно взаимодействовать
с пограничными единицами
соответствующего уровня сопредельной
страны в реализации программ
кооперации и интеграции, направленных
на обеспечение общего, совместного
развития, общественного обслуживания
и сохранения окружающей среды.
Что
же касается упомянутых в
той же колумбийской Конституции
аборигенных территориальных единиц,
в которых проживают индейские
племена, то в соответствии с ее ст.
329 - 330 эти единицы определяются
Национальным правительством
с участием аборигенных сообществ.
Резервации являются коллективной
собственностью и неотчуждаемы.
В случае, когда аборигенная
территория включает территории,
принадлежащие двум или более
департаментам (единицам областного
уровня), административное управление
ею осуществляется аборигенными
советами в координации с
губернаторами соответствующих
департаментов. В рамках
Конституции и законов аборигенные
территории управляются
советами, которые сформированы
и действуют на основе обычаев
и традиций проживающих там
сообществ. Эксплуатация природных
ресурсов аборигенных территорий
не должна наносить ущерб
культурной, социальной и экономической
целостности аборигенных сообществ.
При принятии решений о такой
эксплуатации Правительство должно
поощрять участие в этом
представителей соответствующих
сообществ.
С
точки зрения организации
публичной власти унитарные
государства можно разделить
на децентрализованные, относительно
децентрализованные и централизованные.
В
децентрализованных унитарных
государствах существует конституционное
распределение полномочий между
центральной властью и территориальными
единицами высшего уровня.
Это сближает их с федеративными
государствами.
Например,
согласно ст. 117 Конституции
Итальянской Республики 1947 года [4,
с.238], в пределах основных принципов,
установленных законами государства,
и при условии непротиворечия национальным
интересам и интересам других областей
область может издавать законодательные
нормы по 18 позициям (организация
ведомств и административных единиц
областного подчинения, границы общин,
местная полиция, градостроительство,
сельское и лесное хозяйство и др.), а также
по другим вопросам, указанным конституционными
законами. Области также могут
наделяться правом издавать
нормы для проведения в жизнь
общегосударственных законов. Учитывая
содержащиеся в статье оговорки,
следует признать, что перечисленные
предметы ведения образуют совместную
сферу компетенции государства
и областей, а исключительной сферы
ведения в отличие от субъектов
федераций области не имеют. Напротив,
все, что находится за пределами
ст. 117, составляет исключительную
сферу ведения государства.
По
вопросам, кроме тех, которые
общегосударственными законами
передаются в ведение провинций,
общин или иных местных единиц,
области могут осуществлять
административные функции, причем
государство может передавать
областям и другие административные
функции. Область осуществляет
все эти функции, как правило,
через провинции, общины или иные
местные единицы.
Областям гарантируется финансовая автономия, но запрещается чинить препятствия свободному передвижению лиц и вещей, профессиональным и иным занятиям граждан.
Согласно ст. 123, каждая область имеет устав (статут), который в соответствии с Конституцией и законами республики устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и регламентарных актов. Устав принимается областным советом абсолютным большинством его состава и утверждается законом республики. Пять областей, наделенных особыми формами и условиями автономии, имеют особые уставы, принятые конституционными законами (ст. 116). Здесь, таким образом, наблюдается определенная асимметрия территориального устройства, которую мы отмечали выше [4, с.240].
Области,
в свою очередь, имеют
децентрализованную структуру.
Согласно ст. 128 и 129 Конституции,
провинции и общины, будучи
автономными единицами в
рамках установленных законами
республики принципов, обеспечивают
государственную и областную
децентрализацию. Для
дальнейшей децентрализации
территория провинций может
разделяться на округа с
исключительно административными
функциями (т.е. там
нет органов самоуправления
и действуют назначенные
провинциальными властями администраторы).
Децентрализованную структуру имеют и субъекты децентрализованных федераций. Так, Конституция бразильского штата Минас Жераис установила в ст. 169, что муниципия на своей территории осуществляет компетенцию исключительную и совместную или дополнительную согласно Конституциям республики и штата. Мы видим здесь определенный элемент федерализма внутри штата. Согласно ст. 170, автономия муниципии заключается в следующих исключительных полномочиях:
Относительно
децентрализованными унитарными
государствами являются такие,
в которых высшие территориальные
единицы носят исключительно
или главным образом административный
характер, а самоуправляются
лишь низовые единицы.
Например,
ч. 1 ст. 2 Конституции Республики
Болгарии 1991 года устанавливает:
«Республика Болгария является
единым государством с местным самоуправлением.
В ней не допускаются автономные
территориальные образования». Последняя
норма направлена против возможных
намерений компактно проживающего
и растущего турецкого меньшинства.
Но независимо от этого не слишком
точного конституционного положения
(местное самоуправление по определению
предполагает территориальную автономию)
ч. 1 ст. 136 Конституции характеризует
общину как основную административно-
Централизованные
унитарные государства -
это те, в которых нет местной
автономии вообще, а функции власти
на местах осуществляют только
назначенные сверху администраторы.
Это государства с выраженными
авторитарными политическими режимами.
В ряде стран Тропической
Африки значительная роль в осуществлении
власти на местах принадлежит родоплеменным
вождям. Впрочем, сейчас редко
можно встретить государства, где на местах
отсутствуют выборные органы. Однако
в странах с однопартийной системой,
в том числе «социалистических»,
формальное наличие местных выборных
органов власти есть не более чем ширма
для всевластия на местах единоличных
«партийных» руководителей, которые,
в свою очередь, находятся под
жестким контролем центральной «партийной»
власти.