Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:27, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права - формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........3
1.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………….............6
1.1Понятие и значение формы государства
2.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА:……………………………………………………………………..9
2.1 УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
2.2 ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО
2.3 КОНФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО
3.ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ:………………………………………………………................................18
3.1 ДЕМОКРСТИЧЕСКОГО ТИПА
3.2 ТОТАЛИТАРНОГО ТИПА
3.3 АВТОРИТАРНОГО ТИПА
4.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ:……………………………………………………………………..23
4.1 МОНАРХИЯ
4.2 РЕСПУБЛИКА
5. ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА…………………………………………………….......................33
ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ИЗМИНЕНИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
7.ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….………………….
Монархия - форма
правления, где высшая государственная
власть принадлежит единоличному главе
государства - монарху (королю, царю, императору,
шаху и т.д.), который занимает престол
по наследству и не несет ответственности
перед населением.
Монархия
как форма правления
отличается следующими
признаками:
1) существование
единоличного носителя верховной
власти , - монарха (фараона, короля,
царя, императора, великого князя,
шаха, эмира и т.п.) , который , как
правило, пользуется этой властью
пожизненно;
2) наследственным
порядком преемственности верховной
власти, регулируемым законом
о престолонаследии или
обычаем;
3) тем,
что монарх представляет
государство по собственному
праву, которое не производно
от власти народа (чаще всего
подчеркивается божественное происхождение
монарха, благодаря чему царь
становится помазанником Божьим,
иногда получает корону из
рук Папы Римского и т.п.);
4) отсутствием
юридической ответственности
монарха как главы
Эти признаки
в своей идеальной совокупности
встречаются достаточно редко.
В Византии, например, где
из 109 царствовавших императоров
74 были убиты, во всех
74 случаях престол переходил
к цареубийце не по наследству,
а по праву захвата. И
при коронации императора Цхимисхия
патриарх Полуевкт провозгласил
даже новый догмат: таинство
помазания на царство смывает
все грехи, в том числе
и грех цареубийства. Римские
легионеры назначали и смещали
императоров. Как свидетельствуют
историки, арагонские феодалы
возводили на престол королей
по формуле: «Мы, которые стоим
столько же, сколько и Вы,
и которые можем больше, чем можете
Вы, мы назначаем Вас нашим королем
и сеньором при том условии, что
Вы будете соблюдать наши привилегии.
А если нет, - нет». Реальная
история оказывается весьма
далекой от идеальных моделей
теоретиков.
В свою очередь она делится на :
-абсолютную
-ограниченную
-конституционную
Абсолютная
монархия - такая форма правления,
при которой верховная государственная
власть по закону всецело принадлежит
одному лицу.
По формуле
Петровского Воинского устава —
“ самовластный монарх, который никому
на свете о своих делах ответу дать не
должен”. Основным признаком абсолютной
монархии является отсутствие каких-либо
государственных органов, ограничивающих
компетенцию монарха.
Возникновение
абсолютизма связано с процессом зарождения
буржуазных отношений и начинающимся
процессом разложения феодализма и старых
феодальных сословий. К наиболее существенным
чертам абсолютной монархии относятся
ликвидация или полный упадок сословных
представительных учреждений, юридически
неограниченная власть монарха, наличие
в его непосредственном подчинении и распоряжении
постоянной армии, полиции и развитого
бюрократического аппарата.
Власть в центре
и на местах принадлежит не крупным
феодалам, а чиновникам, которые
могут назначаться и увольняться монархом.
Государственное
вмешательство в частную жизнь
в эпоху абсолютизма
С развитием
буржуазных отношений абсолютистская
монархия в некоторых странах
эволюционирует в монархию конституционную,
приспосабливаясь к интересам нового
господствующего класса - буржуазии.
Ограниченная
монархия - представляет такую форму
монархии, при которой монарх будучи юридически
и фактически независимым от парламента
(представительного учреждения народившегося
и окрепшего “третьего сословия”) в сфере
исполнительной власти, тем не менее вынужден
считаться с его деятельностью. Таковой
была монархия в России после 1905 года.
Конституционная
монархия - представляет собой такую
форму правления, при которой власть монарха
значительно ограничена представительным
органом. Обычно это ограничение определяется
конституцией, утверждаемой парламентом.
Монарх же не в праве изменить конституцию.
Как форма правления,
конституционная монархия возникает
в период становления буржуазного
общества. Формально она не утратила
своего значения в ряде стран Европы
и Азии и до настоящего времени (Англия,
Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).
Конституционная
монархия характеризуется
следующими основными
признаками:
- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
- в законодательной , исполнительной и судебной сферах
власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
- правительство
согласно конституции несет ответственность
не перед монархом, а перед парламентом.
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.
Такова краткая
характеристика основных разновидностей
монархической формы
Монархия
как форма правления - это сложный
конгломерат власти, юридических основ
ее организации и осуществления, социально-психологического
состояния общества. Как показывает современная
история, монархия еще не отжившая свой
век форма правления, а имеющая при определенных
условия достаточные исторические перспективы.
Примером могут послужить постоянно поднимающиеся
в современной России разговоры о восстановлении
монархии.
История государственности
была по существу историей
монархий, и в ходе ее
эта форма правления существенно
видоизменялась. Вот почему
первым основанием классификации
монархий является их разделение
по тем историческим эпохам,
в которых они существовали
и существуют. В историческом
разрезе монархии подразделяются
на восточно-деспотические, основанные
на азиатском способе производства;
античные (рабовладельческие), в
число которых входят рабовладельческие
государства, выросшие на основе
классической древности (например,
монархия рабовладельческого Рима
); феодальные, к которым относятся
раннефеодальные, отличавшиеся
большой степенью децентрализованности,
сословно - представительные, в которых
власть монарха была ограничена
тем или иным сословно - территориальным
представительством ( во Франции
- Генеральными штатами, в
Англии - парламентом, в Испании
- кортесами и т.п.), и абсолютные
(абсолютизм, самодержавие) , в которых
власть полностью принадлежит одному
лицу и складываются такие государственные
институты, как наемная армия (в России
ее не было), чиновничество,
королевская казна с системой податей
и т.д.; буржуазные, в которых власть
короля ограничивается конституцией
и парламентом и которые подразделяются
на дуалистические, когда монарх
сохраняет всю полноту исполнительной
власти ( в частности, назначает
министров, ответственных перед
ним), и парламентарные, когда
монарх как глава исполнительной
власти ограничен в правах
и, в частности, назначаемые
им министры зависят от вотума
доверия парламента.
4.2 РЕСПУБЛИКА
Республика
- это форма правления, в которой высшая
. государственная власть принадлежит
выборным органам, избираемым на определенный
срок и несущим ответственность перед
избирателями.
Республика
как форма правления
отличается следующими
признаками:
1) выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером;
2) наличием выборного на определенный срок главы государства;
3) производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;
4) юридической
ответственностью главы государства.
Она подразделяется на две основные республики:
1)парламентарную
2)президентскую
Парламентская
республика - разновидность современной
формы государственного правления, при
которой верховная роль в организации
государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике
правительство формируется
Глава государства
в подобных республиках избирается парламентом
либо специально образуемой парламентской
коллегией. Назначение парламентом главы
государства является главным видом парламентского
контроля над исполнительной властью.
Процедура избрания главы государства
в современных парламентарных республиках
неодинакова. В Италии например президент
республики избирается членами обеих
палат на их совместном заседании, но при
этом в выборах участвуют по три депутата
из каждой области, избранных областным
советом. В федеративных государствах
участие парламента в избрании главы государства,
также разделяется с представителями
членов федерации. Так в Германии президент
избирается федеральным собранием, состоящим
из членом бундестага, и такого же числа
лиц, выбираемых ландагами земель на началах
пропорционального представительства.
Выборы главы государства в парламентарной
республике могут осуществляться и на
основе всеобщего избирательного права,
что характерно для Австрии, где президент
избирается сроком на шесть лет.
Глава государства
в парламентарной республике обладает
полномочиями : обнародует законы, издает
декреты, назначает главу правительства,
является верховным главнокомандующим
вооруженными силами и т.д.
Глава правительства
( премьер-министр, председатель совета
министра, канцлер) назначается, как правило,
президентом. Он формирует возглавляемое
им правительство, которое осуществляет
верховную исполнительную власть и отвечает
за свою деятельность перед парламентом.
Наиболее существенной чертой парламентарной
республики является то, что любое правительство
лишь тогда правомочно осуществлять управление
государством, когда оно пользуется доверием
парламента.
Главной функцией
парламента является законодательная
деятельность и контроль за исполнительной
властью. Парламент обладает важными
финансовыми полномочиями, поскольку
он разрабатывает и принимает
государственный бюджет, определяет перспективы
развития социально-экономического развития
страны, решает основные вопросы внешней,
в том числе оборонной политики. Парламентарная
форма республиканского правления представляет
собой такую структуру высших органов
государственной власти, которая реально
обеспечивает демократизм общественной
жизни, свободу личности, создает справедливые
условия человеческого общежития, основанное
на началах правовой законности. К парламентарным
республикам можно отнести ФРГ, Италию
(по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию,
Исландию, Ирландию, Индию и др.
Президентская
республика - одна из разновидностей
современной формы государственного правления,
которая наряду с парламентаризмом соединяет
в руках президента полномочия главы государства
и главы правительства.
Наиболее
характерные черты
президентской республики:
- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
- более широкие,
чем в парламентарной республике, полномочия
главы государства.
Классической
президентской республикой