Форма государственного правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права - формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........3

1.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………….............6

1.1Понятие и значение формы государства

2.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА:……………………………………………………………………..9

2.1 УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
2.2 ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО
2.3 КОНФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

3.ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ:………………………………………………………................................18

3.1 ДЕМОКРСТИЧЕСКОГО ТИПА
3.2 ТОТАЛИТАРНОГО ТИПА
3.3 АВТОРИТАРНОГО ТИПА

4.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ:……………………………………………………………………..23

4.1 МОНАРХИЯ
4.2 РЕСПУБЛИКА

5. ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА…………………………………………………….......................33
ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ИЗМИНЕНИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35

7.ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….………………….

Работа содержит 1 файл

форм. правл. 3.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые  могут принимать главы государств (устав Содружества, акты об их общих  вооруженных силах и т.п.).

Следует отметить, что Содружество как объединение государств может носить и переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.  
 
 

Непонятно будущее  у СНГ. Уже два члена сотрудничества, Белоруссия и Россия ставят в качестве ближайшей перспективы создание единого государства. Как в связи  с этими событиями изменится  будущее СНГ предсказать трудно. Однако ясно, что геополитические интересы России требуют создания на территории бывшего СССР (а ранее Российской империи) возможно тесного объединения иные суверенных государств. 

Сложное  государственное  устройство  предполагает  существование  государства,  включающего  в  себя  другие  государственные  образования.   

Рассматривая  отдельные  формы государственного устройства,  теория  государства  ничего  не  конструирует,  а  лишь  фиксирует  в  истории  и  современной  действительности  отдельные  их  виды. В  результате  выделились  такие  классы  сложных  государств,  как  протекторат, уния и империя: 

Под  протекторатом  понимается  международный  договор,  по  которому  одно  государство  обязывается  оказывать  покровительство  другому,  более  слабому  государству,  осуществлять  его  представительство  во  внешних  делах,  обеспечивать  вооруженную  защиту,  а  иногда  оказывать  экономическую  и  культурную  помощь.   

Протекторат  относят  к  числу  разновидностей  государственного  устройства  лишь  по  традиции,  ибо  после  заключения  международного  договора  о  покровительстве  нового  («третьего»)  государства  не  появляется,  а  следовательно,  не  возникает  вопроса  и  о  его территориальной организации. 

Под  унией  понимается  союз,  соединение,  объединение  государств.  Среди  уний  различаются:

-Конфедерация

-Федерация

-Объединения монархических государств в форме реальной и персональной унии

-Фузии

-Инкорпорации

-империи 

Конфедерация -  постоянный  союз  государств,  который образуется  для достижения  конкретных  целей (защита  общих интересов).  Такими  интересами  могут  быть  защита  территории  или,  напротив,  завоевание,  освобождение  от  зависимости со  стороны «третьего»  государства  и  т.п. 

Вступив  в  конфедеративный  союз,  государство  полностью  сохраняет  свой  суверенитет  и  продолжает  выступать  самостоятельным  субъектом  во  всех  внешних  и  внутренних  делах.  При  таких  условиях  органы  конфедерации  не  имеют  императивной  власти  по  отношению  к  входящим  в  союз  членам,  и  принимаемые  ими  решения   становятся  обязательными  для  вступивших  в  союз  государств  только  после  подтверждения  этих  решений  собственными  органами  власти.  Как  правило,  конфедерация  не  имеет  единой  армии,  законодательных  органов,  единого  гражданства,  единой  системы  налогов,  бюджета, денежной  единицы.  Конфедерации  следует отличать  от  коалиций,  являющихся  по  существу  оборонительными или наступательными союзами.  В отличии от  них конфедерация  является  относительно  постоянным  образованием,  имеющим государственно - правовой  характер  и  кон-федеральные  органы  управления  и  распространяющим  свою  власть  не  только  на  внешние  дела. 

Примерами  конфедераций  могут  служить  США   в  1776 - 1864 гг.,  Германский  союз  с 1815  по  1867 гг.,  Швейцарский  союз  с 1815г.,  Австро-Венгрия до  1918 г.  и   др. 

Федерация -  союзное государство, объединяющее  несколько государств  или государственных образований (земли,  кантоны,  штаты,  автономные  республики  и т.д.),  каждое  из  которых имеет свои  органы  государственной  власти  (законодательные,  исполнительные  и  судебные).  В  отличие  от  конфедерации  она  обладает  своим  собственным  суверенитетом,  федеративными  органами  государственной  власти,  федеративной  конституцией,  армией,  системой  федеративных  налогов.  При этом  нельзя  забывать,  что федерация - именно  союзное государство,  и ее  суверенитет производен,  вторичен  по  отношению к суверенитету  входящих  в нее государственных единиц. 

 Ряд  государствоведов   полагает,  что входящие  в состав  федерации государства не  суверенны.  Им  предоставлен  лишь  некоторый эквивалент  суверенитета,  заключающийся в более или менее широком участии в осуществлении государственной власти  федерацией.  В частности, по  мнению  Георга  Еллинека,  «правопорядок союзного  государства основан на  конституции,  которая является  его собственным законом и может быть  изменена  только  законом союзного  государства,  но  отнюдь  не  волей -  хотя  бы  и всех - отдельных  государств,  проявленной  в  иных,  кроме  установленных  конституцией,  формах.  В  пределах  господства  союзного  государства  отдельные  государства  теряют  свой  государственный  характер.  В  этих  пределах  их  деятельность  либо  совершенно  прекращается  и  заменяется  собственным  управлением  союзного  государства,  либо  они  получают  характер  самоуправляющихся  корпораций  наподобие  коммунальных  союзов,  поскольку  осуществляют  управление  через  посредство  своих  органов,  согласно  законам  и  под  контролем  союзного  государства».  В пользу  этой  точки зрения  свидетельствует и то,  что в федерации территория  и население отдельных государств  часто объединены  в неразрывное целое:  территория  отдельных государств  есть  территория  федерального  государства,  народы  отдельных  государств - его  единый  народ. 

Однако  государственная  власть  федерации  в  конечном  счете  исходит  от  власти  вошедших  в  нее  государств.  Это  может  проявляться  в  разных  формах.  Иногда  правительства входящих  в федерацию государств  образуют  высшую  власть  союзного  государства.  Иногда  из  среды единого народа  как субъекта  федерации выбираются  органы  федеративной власти,  например,  президент.  Но  и в этом  втором  случае  государствам  предоставлены права участия в осуществлении    союзной государственной власти.  Например,  во  всех  республиканских союзных государствах   одна  из  палат парламента  функционирует как представительный  орган  членов  федерации.  Более  того,  в  некоторых  из  них  равенство  субъектов  федерации  выражается  в  предоставлении  каждому  государству - члену  равного  числа  депутатских  мест,  зачастую  отдельные  государства,  входящие  в  федерацию,  имеют решающий  голос при изменении конституции. 

Это  свидетельствует  о  большом  и  эмпирическом  разнообразии  федеративных  устройств,  часть  из  которых,  исторически  меняясь,  отражает  тенденцию  к  превращению  ряда  федераций  в  унитарные  государства.  Как  показывает  опыт  СССР  1989 - 1991 гг., возможна  и  иная  тенденция  к  преобразованию  федерации  в  конфедерацию  и  даже  к  ее  полному  разрыву. В  принципе  можно  утверждать,  что  федерация - объединение  государств,  суверенных  постольку,  поскольку  их  суверенитет  не  ограничен  суверенитетом  федеративного  государства.  

Объединения  монархических  государств  существуют  в  форме  личной  или реальной  уний. Общим  у  обеих  форм  является  то,  что  они  возникают  вследствие  совпадения  монархов  двух  или  нескольких  государств  в  одном  лице.   

Личная  уния  имеет  основанием  случайное,  непреднамеренное  совпадение  независимых  друг  от  друга  прав  на  корону  в  нескольких   государствах  на  основе  различных  порядков  престолонаследия.  Она  продолжается  до  тех  пор,  пока  эти  различные  правомочия  персонифицированы  в  одном  лице.  Как  только  по  закону  корона  опять  переходит  к  другим  лицам,  личная  уния  тотчас  же  прекращается.  Так,  в  прошлом  веке  прекратилась  личная  уния  между  Великобританией  и  Ганновером  в  1837 г.,  между  Нидерландами  и  Люксембургом  в  1983 г.  вследствие  различия   системы  престолонаследия - когнатической  в  Великобритании  и  Нидерландах  и  агнатической  в  Ганновере  и  Люксембурге.  При  этом  в  двух  первых  государствах  на  престол  вступали  женщины,  которые  в  двух  других  государствах  вообще  исключались  из  престолонаследия. 

Политическое  значение  личных  уний  может  оказаться  значительным  и  привести  к  полному  слиянию  разных  государств  (Кастилия  и  Арагон,  Англия  и  Шотландия  и  др.).  Между  государствами,  объединенными  общим  монархом,  невозможна  война.  Однако  в  большинстве  случаев  сколько-нибудь   существенного  сближения между ними  не  происходит.  

Реальная  уния  возникает  в  результате  соглашения  государств,  в  силу  которого  у  них  появляется  общий  монарх. Члены  реальной  унии  независимы  друг  от  друга,  и  соединение  не  ограничивает  их  суверенитетов. Не  образуется  ни  общей  территории,  ни  единого  подданства,  ни  общих  законов,  ни  общих  финансов  и  т.п.  Представляя  по  существу  международно-правовое  соглашение, она  имеет  значение  преимущественно  в  области  внешних  сношений,  выступает  в  качестве  военного  союза,  как  носитель  единой  внешней  политики  и  т.п. 

Реальные  унии  появляются  лишь  в  Новое  время,  т.к.  предполагают  развитый  монархический  порядок  и  оформившееся  единство  государства. С  политической  точки  зрения  они  очень  часто  представляют  собой  результат  стремлений  основать  единое  государство. 

Реальными  были  унии  между  Норвегией  и  Швецией  (1815 г.),  Австро-Венгрия.

Реальные  унии  прекращаются  либо  из-за  превращения  в  единое  государство,  либо  из-за  расширения  союза  вследствие  того,  что  во  входящих  в  унию  государствах  корона  переходит  к  другим  монархам  конституционным  или  иным  путем. 
 

Империя - сложное государство,  созданное  насильственным  путем. Степень  зависимости  составных  частей  империи  бывает  различной.  В  прошлом  входящие  в  империю  образования  при  неразвитости  транспортных  средств  и  средств связи  мало  соприкасались  с  имперской  властью. В  Новое  время,  особенно  в ХХ  веке,  положение,  разумеется,  существенно  меняется. 

Некоторые  государство  веды   пришли  к  выводу,  что  у  составных  частей  империи  никогда  не  было  единого  государственно-правового  статуса.   

Круг  империй  достаточно  широк. Они  существовали  во  все  исторические  эпохи.  Империями  были  и  Римское  государство  последнего   периода  своего  существования,  и  Великобритания,  и  Россия. 

Фузия  (слияние  государств)  и  инкорпорация  (внешне  оформляемое  как  слияние  присоединение  одного  государства  к  другому) -  последние виды  уний,  рассматриваемых государство ведением. 

Фузией  было, например,  воссоединение ФРГ и  ГДР,  инкорпорацией,  как  полагают  многие, - присоединение  Эстонии,  Латвии  и  Литвы  к  СССР  в 1940 г.          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ 

С формой государства  тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той  или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического  режима обычно приводит к резкому  изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием. 

Политический  режим - это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. 
 

Признаки  политического режима: 

1. Политический  режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала. 

2. В каждой  стране политический режим определяется  соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется. 

Современная  теория  государства  различает  два  основных  типа  политических  режимов:  демократический  и  тоталитарный.  Эта  классификация  восходит  еще  к  Платону, выделявшему,  помимо  «наилучшего  государства»,  тимократию   (господство  благородных  воинов), олигархию  (правление  богатых  семей),  демократию  и  тиранию;  последняя, если  пользоваться  современной  терминологией,  есть  тоталитаризм. 

Тимократия  и  олигархия  были  историей  преодолены  (первая -  полностью,  вторая - частично),  а демократический и тоталитарный  режимы  превратились  ныне  в господствующие  формы.  Их  современное толкование  отличается  от  платоновского.  Государствоведческая  мысль ХХ  века  противопоставляет  демократию  как  политическую  форму,  обеспечивающую  прогресс,  тоталитаризму  как  воплощению  политической  реакции,   тогда  как  у  Платона  обе  они  суть  формы  вырождения  «наилучшего  государства».  Правда,  тирания  (платоновский      эквивалент  современного  тоталитарного режима),  в этой  градации  занимает  последнее место и потому  страдает  наибольшей  вырожденностью.   

Информация о работе Форма государственного правления