Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определить понятие «форма государства», подробно рассмотреть содержание всех элементов формы государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 в первой главе рассмотреть существующие подходы к определению термина «формы государства»;
 во второй главе дать определение понятия форма правление, раскрыть сущность и особенности видов форм правления;
 в третьей главе определить понятие и виды форм государственного устройства;
 в четвертой главе раскрыть понятие государственно-политического режима, определить его признаки, выявить особенности видов государственно-политического режима.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВА 2003.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

4.      Единое гражданство;

5.      Единая денежная единица;

6.      Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Но при этом унитарные государства могут иметь в своем составе автономные, то есть самоуправляющиеся образования. Классичес­кий пример- Испания, где наряду с такими историческими областями, как страна Басков и Каталония, вы­деленными по национальному признаку, созданы и другие территори­альные автономии.                                                                                   

Унитарные государства характеризуются единством территории, населения и власти, действующей в пределах этого государства. У них единая система налогов, права и государственных органов. Законодательные органы в таких странах могут не иметь палат, но существуют и двухпалатные парламенты. Так, к примеру, парламент унитарной Великобритании состоит из двух палат: Палаты общин и Палаты лордов. Палаты парламентов унитарных государств в отличие от федераций не имеют специ­ального представительства от тех или иных регионов страны.                            Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия, Вануату и др.), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, Никарагуа и др.). Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации. [6, с. 72-73]

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

a)     характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

b)    объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства.

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

Иногда выделяют:

      государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),

      государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))

государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами). [6, с. 73-74]

3.2.           Федерация.

Федеративное (от позднелатинского - объединение, союз)- это сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач и действующих на постоянной основе. При этом субъекты образуются по какому-либо национальному или территориальному принципу или федерация создается, используя и первое, и второе начала. [2, с. 85-86]

В современном мире существуют 25 федерации, их число выросло втрое после окончания               Второй мировой войны.                                                                     

Можно привести примеры федераций, основанных на территориальном принципе, которые на данный момент ока­зались более прочными и устойчивыми. Это США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика. С другой стороны федерации, образованные на национально-территориальной основе распались. К ним относятся СССР, Чехословакия, Югославия. Можно отметить тот факт, что федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населе­ния. К ним можно отнести Индию, Бельгию, Канаду, Российскую Федерацию.                                                                                                                                                                        Субъектами федерации могут являться государства или государст­венные образования. Число их различно, отличаются они и наименованием. В составе США пятьдесят штатов, ФРГ — шестнадцать земель, Швейцарии - двадцать три кантона. В составе Российской Федерации числится двадцать одна республика, шесть краев, сорок девять областей, два города федерального зна­чения, одна автономная область и десять автономных округов.                                                                                                                                            Территория федерации состоит из всех территорий, входящих в нее государств и государственных образований.                                                                                                  Не признается выход субъектов из состава федерации, потому что это обеспечивает единство и це­лостность государства. Но если вдруг одна страна попытается нарушить уговор и выйти из состава, то это повлечет за собой массу неприятностей и конфликтов.                                                                                   

Федеративные государства характеризуются тем, что помимо общефедеральной Конституции и общего законодательства, каждая страна имеет свою Конституцию и законы. Еще одним признаком и отличительной чертой федеративных государств является наличие общефедераль­ного гражданства и гражданства членов федерации.                                                                                                 

Кроме федерации исторически известна и такая форма объединения государст­ва, как конфедерация, которая сочетает признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Конфедерации создаются для достижения глав­ным образом определенных внешнеполитических и военных целей.[10]

3.3.           Конфедерация.

Конфедерация - это союз нескольких государств, объединенных одним  или несколькими общими органами при условии сохранения каждым го­сударством своего суверенного существования. Конфедерации создаются не на постоянной основе, в этом коренится одна из главных ее отличий от федерации. В настоящее время конфедерации мира можно пересчитать по пальцам. Многие из них просуществовали недолго. Например: Объединенная Арабская Республика, включившая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединившая на несколько лет Сенегал и Гамбию. В основном, в конфедерации собираются те страны, у которых есть общая цель, для достижения которой им необходима поддержка, то есть создание временного союза. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются исключительно добровольно. Их размер  устанавливается по соглашению. Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными  государствами. Ограничение их суверенитета касается тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения.                                                                                     К ярким отличительным и характерным чертам федерации относятся:

      конфедерация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения ее целей и задач;

      субъекты конфе­дерации имеют право выхода и нуллификации, то есть отмены дей­ствия актов органов конфедерации на своей территории;

      конфе­дерации не имеют общей конституции, единой денежной систе­мы, единого гражданства.

Обобщив все сведения можно сделать вывод, что административно-территориальное устройство каждой стра­ны имеет особенности, а ее подразделения - свои наименова­ния. В федерациях на административно-территориальные еди­ницы делятся территории их субъектов, в унитарных государст­вах — вся территория страны.                                                                                                               

Для более наглядного вида, поясняющего основные различия федерации от конфедерации можно привести таблицу:

Федерация

Конфедерация

Правовая основа-конституция, договор может быть только в начале

Правовая основа-договор

Государственно-правовое объединение, в результате которого возникает новое государство

Международно-правое объединение, нового государства нет

Территория федерация едина

Нет единой территории, это совокупность территорий входящих в нее государств

Имеет единое гражданство

Нет гражданства, но могут устанавливаться нормы обеспечивающие единство статуса личности

Имеет единые (федеральные) органы государственной власти

Таких органов не имеет, здесь создаются координационные органы для ведения общих дел

Приоритет актов федерации перед актами субъектов федерации, соответствия актов субъектов актам федерации

Решения координационных органов должны быть ратифицированы (существует принцип нуллификации – непризнания действия).

Единые вооруженные силы

Существуют армии отдельных государств – членов конфедерации, могут быть объединены под общим командованием

Единые налоги, устанавливаемые федерацией

У каждого члена конфедерация своя налоговая система, источником средств являются взносы членов конфедерации

Единая денежная система

У каждого члена конфедерации своя валюта, могут начаться процессы сближения валют

Единая экономическая политика и единое руководство ею

Имеет место координация, начало регулирования.

Кроме общеизвестных унитарных, федеративных и конфедеративных государств можно выделить и другие. Например: содружества, союзы и автономии.              Содружеством является весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков и определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться нескольких критериев.               Например:

      экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и д.р.),

      права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина),

      языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций),

      культуры (иногда культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов),

      религии (но не всегда). Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть разнообразными. Они могут затрагивать важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам иногда приходится ограничивать свой суверенитет. Как обычно, члены содружества - это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.                                         

В содружестве могут создаваться надгосударственные органы, но не для управления, а для координации основных действий государств. Денежные средства, если они необходимы для целей содружества определяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.                            Правотворческая деятельность содружества в основном осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств. К примеру: устав Содружества, акты об их общих вооруженных силах  и так далее.[11]

3.4.           Автономия.

Также стоит выделить автономию, как отдельное государственное образование. Слово “автономия” (греч. – Свой закон) обозначает самостоятельность, самоуправление. В современном понимании автономия - это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными и бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии).

В зависимости от объема полномочий принято разделять две формы территориальной автономии: административная (местная) и политическая (законодательная). В законодательной автономии ее органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам, точно зафиксированным в конституции либо иных законах государства. Автономия такого рода существует в Финляндии. Административная автономия не обладает правом издавать собственные местные законы, а может издавать только постановления и иные нормативные акты, однако по сравнению с обычными административно-территориальными единицами наделена некоторыми дополнительными правами.

              Территориальная автономия – это самостоятельность самоуправляющихся территориальных единиц в рамках Конституции или закона. Создание территориальных автономий характерно для многонациональных государств, имеющих в своем составе компактно проживающие национальные группы. Следует признать, что подавляющее большинство автономий созданы по национальному принципу, и тем не менее такая формулировка неоправданно сужает понятие автономии, поскольку автономные образования могут быть созданы и по иным основаниям, например лингвистическому. Субъект политической автономии обладает внешними признаками государства: собственная территория, система органов государственной власти, формируемых независимо от центральных органов власти, правовая система, включающая собственное законодательство, иногда Конституцию, собственные предметы ведения, в отдельных случаях гражданство, собственный официальный язык и национальные символы, наряду с общегосударственными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ.

Политический режим – это совокупность всех характеристик, помогающих определить способы и методы осуществления государственной власти в стране. Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций, таких как партии, движения, союзы. [4, с. 168]                                         

Информация о работе Форма государства