Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:33, курсовая работа
Цель данной работы – определить понятие «форма государства», подробно рассмотреть содержание всех элементов формы государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
в первой главе рассмотреть существующие подходы к определению термина «формы государства»;
во второй главе дать определение понятия форма правление, раскрыть сущность и особенности видов форм правления;
в третьей главе определить понятие и виды форм государственного устройства;
в четвертой главе раскрыть понятие государственно-политического режима, определить его признаки, выявить особенности видов государственно-политического режима.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы очень велика и касается непосредственно прямого изучения государства, а точнее его формы. Потому что каждый раз, когда человек обращается к изучению страны, он в первую очередь акцентирует свое внимание на его форму. Именно в форме государства коренится его полная описательная информация, которая помогает понять его внутреннее правление, строение и выполняемые функции.
От формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе и устойчивость государственных институтов. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, присущие только им, и со временем они меняются и дополняются. Но вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. С одной стороны в пределах государств одного и того же типа могут встречаться разные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Иначе говоря, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Помимо этого, огромное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности, географические и природные условия и многие другие факторы. Именно поэтому можно спокойно утверждать, что нынешняя форма государства напрямую связана с его прошлым и историческим развитием. Изучением взаимодействий человека, общества и государства занимаются представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. Каждая из этих наук по-своему трактует понятие государства, его формы и функций, но в итоге, объединив все сведения, мы можем наблюдать особое общее мнение. Когда мы задумываемся о каком либо государстве, мы в первую очередь представляем его форму, чтобы более подробно описать его в своем сознании. Категория формы государства наглядно показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, территориальную особенность, методы социальных отношений. Другими словами, государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.
Всем известно, что форма государства напрямую влияет на его основные направления и функции. Не зная формы государства наука, и даже простые люди не смогут хотя бы отдаленно или приблизительно составить необходимое представление об интересующей их стране.
В Теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития Теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, идеи и мысли, созданные ранее многими выдающимися учеными мира и признанные на данный момент не полностью отражающими все общественные отношения современности, изучением которых занимается юридическая наука. Еще с древних времен многие мыслители посвятили свою жизнь для понятия формы государства и выявления его идеального типа. Изучать государство с точки зрения его формы означает изучение в первую очередь его строения, его основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти, поэтому его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства. Предметом изучения данной работы является изучение формы государства и ее составных частей.
Цель данной работы – определить понятие «форма государства», подробно рассмотреть содержание всех элементов формы государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
в первой главе рассмотреть существующие подходы к определению термина «формы государства»;
во второй главе дать определение понятия форма правление, раскрыть сущность и особенности видов форм правления;
в третьей главе определить понятие и виды форм государственного устройства;
в четвертой главе раскрыть понятие государственно-политического режима, определить его признаки, выявить особенности видов государственно-политического режима.
Во время написания курсовой работы я воспользовалась трудами таких знаменитых ученых, как Матузова, Венгеров, Марченко, Малько, Хан, Алексеев, Абдулаев, Поляков, Кашанина и другие. Помимо этого сильно помогли Интернет-ресурсы.
I. ФОРМА ГОСУДАРСТВА.
Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма. [1, гл. VIII п.1] Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности. [2, с. 78]
Форма государства - это фактически и есть государство, его образ, существующий в умах людей.
Рассмотреть форму государства - это значит изучить его составные части. В процессе развития юридической науки произошла систематизация признаков
государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы
правления, формы государственного устройства, и политического режима. Форма государства никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества факторов (экономических, социальных, политических, идеологических) она всегда развивалась и изменялась. Форма государства является настолько значимым вопросом, что уже с древних времен начались ее учение. Уже в античности ученые, философы, политики и другие общественные деятели пытались дать полное определение этому понятию и найти самый оптимальный вариант устроения государственной формы. За всю историю развития государства и права были высказаны сотни различных суждений по вопросу о формах государства.
В эпоху Нового времени в трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и многих других мыслителей предприняты попытки обобщить и систематизировать знания о существующих формах государственного правления, выявить причины и предпосылки, которые определяли ту или иную форму правления. [3, гл. 3, п. 3.1.]
Огромное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности проживания, природные условия проживания. Форма государства так же зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция — требование молодой буржуазии, монархия — уступка феодалам. [4, с. 161]
Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 60-70-х годов было представление о форме государства как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства.
В более поздний период, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. [1, гл. VIII, п.1]
Следовательно, понятие формы государства охватывает:
организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;
методы и способы осуществления государственной власти.
II. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.
Мировой истории известны две формы правления, такие как монархия и республика.
Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках только одного человека — монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который наследует ее как представитель правящей династии и осуществляет пожизненно, выполняя и функции главы государства. [2, с. 80]
Республика - это форма правления, при которой государственная власть принадлежит коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т.п.) или единоличному органу, избираемому на определенный ограниченный срок. [2, с. 80] На форму правления также влияют исторические факторы. Различие на этом не заканчивается. Каждую форму правления тоже можно разделить. Например, монархия бывает абсолютной и ограниченной. Сейчас республика стала наиболее распространенной формой государственности. Она представлена тремя ее основными разновидностями - парламентской, президентской и смешанной республиками.
2.1 . Монархия. Ее виды.
Монархическая форма правления - (греч. monarchia - единовластие)– самая древняя форма правления. При этой форме правления верховная власть осуществляется единолично и переходит по наследству. Основными признаками классической монархической формы правления являются:
1. существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах, цезарь, фараон);
2. наследственный порядок преемственности верховной власти;
3. представительство государства монархом по своему усмотрению;
4. юридическая безответственность монарха;
5. монарх не избирается народом;
6. монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме революционного переворота);
7. юридическая безответственность и независимость монарха, которую подчеркивает институт контрасигнатуры.
Монархическая форма правления возникла еще при рабовладельческом строе и продолжала развиваться, сохраняя свои традиционные черты. В разных странах мира монарх носит различные названия: король – в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан – в Малайзии, Брунее, Омане; эмир – в Кувейте, ОАЭ; великий герцог – в Люксембурге; князь – в Лихтенштейне. Абсолютная монархия
Эта такая форма правления, при которой вся верховная государственная власть по закону принадлежит одному лицу – королю, царю, фараону, императору. При этом все ветви власти сосредоточены в руках одного правителя. Таким образом, основной признак абсолютной монархической формы правления является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха, где воля монарха – источник права и закона. В настоящее время существует 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия.
Ограниченная монархия.
Эта такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена представительным органом, например, в Англии это Парламент, во Франции – Национальное собрание. Монарх назначал правительство, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению и критике в парламенте. Существуют разновидности ограниченной монархии: парламентская (конституционная) и дуалистическая.[5]