Для Российской Федерации весьма
актуальным является конституционное
положение об обеспечении целостности
и неприкосновенности своей
территории. Государство вправе
обеспечивать территориальную целостность
всеми законными мерами. Любые
поползновения, направленные
на отторжение той или
иной территории, провозглашение
независимости какого-либо субъекта
РФ, является антиконституционным.
В связи с этим объявление
Чечни "независимым" от
России государством было противозаконным
актом. Конституция РФ
не предоставляет права
выхода из состава Федерации
ее субъектам. Отсюда следует,
что проведение референдумов
по данному вопросу в
субъектах РФ является неконституционным,
не имеет юридической силы.
Одним из принципов российского
федерализма является самоопределение
народов. На основе этого
принципа формировалась сама
Федерация, что свидетельствует
о свободном и добровольном
характере создания РФ. Однако
имеются случаи, когда отдельные
представители национальной
элиты вновь поднимают вопрос
о "самоопределении народа"
и требуют его осуществления.
В связи с этим необходимо
отметить два момента.
Важнейшим принципом федерализма
является равноправие субъектов
федерации относительно федеральных
органов государственной власти,
а также во взаимоотношениях
друг с другом. Это важное
условие прочности и эффективности
федеративных отношений.
В Конституции РФ записано, что
"во взаимоотношениях с
федеральными органами госвласти
все субъекты Российской
Федерации между собой равноправны"
(ст.5). Однако, это равноправие имеет формальный
характер. С одной стороны, в Конституции
РФ провозглашены права, которыми
в равной степени обладают все субъекты
Федерации. Например, в Совет Федерации
входят по два представителя от каждого
субъекта Российской Федерации,
независимо от размеров территории, численности
населения и других различий. Граждане
всех субъектов Федерации участвуют
в избрании Президента
РФ и Государственной Думы.
С другой - конституционные полномочия
субъектов Федерации заметно различаются.
Больше прав имеют республики
в составе Российской Федерации.
Республики имеют признаки и
атрибуты государств, а другие
субъекты являются административно-территориальными
единицами. Каждая республика
имеет свою конституцию
и законодательство. Край,
область, город федерального
значения, автономная область, автономный
округ имеют только свой
устав и законодательство.
Известно,
что некоторые субъекты Федерации
(автономная область, автономный
округ) входят в состав других
субъектов. Согласно Конституции
РФ (ст. 66) отношения автономных округов,
входящих в состав края или
области, могут регулироваться
федеральным законом и
договором между органами
госвласти автономного округа и, соответственно,
органами госвласти края или области.
Такая субординация также не
свидетельствует о равноправии
субъектов РФ.
В результате этого федеративное
устройство России выглядит
ассиметричным: республики обладают
большими правами, нежели другие
субъекты Федерации. Более того,
некоторые из республик (Татарстан,
Башкортостан) на основе Договора
с Российской Федерацией получили
дополнительные права и имеют особый
статус. Сейчас образовалась "очередь"
на подписание договоров между
субъектами Федерации и Российской Федерацией
по примеру Татарстана. Если эта
тенденция будет продолжаться, то
све 89 субъектов будут иметь двусторонние
договоры с Российской Федерацией и каждый
из субъектов будет иметь свои "особые"
права. Понятно, что такая федерация
станет весьма запутанной и неуправляемой.
В Конституции РФ закреплен
принцип трехчленной
системы разграничения предметов
ведения и полномочий. В статье
71 дается перечень 18 позиций
находящихся в ведении Российской
Федерации; в статье 72 указано
14 позиций, находящихся в
совместном ведении Российской
Федерации и субъектов РФ;
статья 73 относит к
полномочиям субъектов Федерации
все другие вопросы, в решении
которых субъекты обладают
всей полнотой государственной
власти.
В ведении Российской Федерации находятся:
федеративное устройство; основы
федеральной политики и
федеральные программы в
области государственного, экономического,
экологического, социального культурного
и национального развития; основы
единого рынка; федеральный
бюджет, федеральные налоги и сборы;
федеральные энергетические системы,
ядерная энергетика; внешняя
политика и
международные отношения;
внешнеэкономические отношения;
оборона, оборонное производство
и безопасность; определение статуса
и защита госграницы; судоустройство,
прокуратура; федеральная государственная
служба; система федеральных
органов законодательной, исполнительной
и судебной власти и другие предметы
ведения и полномочия. Указанные сферы
имеют общегосударственное значение,
и деятельность в их пределах преимущественно
федеральных органов полезна и выгодна
как федерации в целом, так и ее субъектам.
Помимо зафиксированных в Конституции
прав и полномочий субъекты
Федерации обладают всей
полнотой государственной власти
вне пределов ведения РФ
и полномочий РФ по предметам
совместного ведения РФ и
субъектов РФ. Субъекты РФ
участвуют в формировании
и деятельности федеральных
государственных органов. Законодательным
органам субъектов принадлежит
право законодательной инициативы.
Итак, Российской Федерации присущи
черты, свойственные переходному
периоду. Она будет изменяться
соответственно реалиям страны.
Вероятнее всего направления
этих изменений будут связаны
с правовым положением субъектов
РФ.
Актуальной проблемой остается
поиск оптимального соответствия
между централизацией и самостоятельностью
субъектов, сохранение равновесия
между этими началами, чтобы избежать
эволюционирования федерализма либо в
сторону унитаризма, либо к конфедерализму.
Как же сохранить единство
РФ, не допуская при этом
ущемления интересов республик,
автономий, краев и областей?
Предлагается, например, модель
построения Российской Федерации,
согласно которой Россия строится
по территориальному принципу
(губернии, земли). Сторонников
этой модели становится все
больше. Переход от
смешанного принципа федеративного
устройства к единому, территориальному
снял бы существующее противоречие
между национально-государственным
и административно-территориальным принципами
государственного устройства.
В традициях России - сохранение
многообразия в самоуправлении
народов и территорий,
бережный учет и согласование
интересов наций, обеспечение
их демократического сожительства
в рамках Федерации.
3. ПОЛИТИЧЕСКИЙ
РЕЖИМ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО
ГОСУДАРСТВА
С формой государства тесно
связан политический режим, значение
которого в жизнедеятельности
той или иной страны исключительно
велико. Например, изменение политического
режима (даже если форма правления
и форма государственного устройства
остаются прежними) обычно приводит
к резкому изменению внутренней
и внешней политики государства.
Вызвано это тем, что политический
режим связан не только
с формой организации власти,
но и с ее содержанием.
Политический режим - это методы
осуществления политической
власти, итоговое политическое состояние
в обществе, которое складывается
в результате взаимодействия
и противоборства различных политических
сил, функционирования всех политических
институтов и характеризуется
демократизмом или антидемократизмом.10
В каждой стране политический
режим определяется соотношением,
раскладом политических сил. В
странах, где существует устойчивый
баланс политических сил или
достигнуто долговременное национальное
согласие, результатом такого согласия
является стабильный политический
режим. Но если в стране верх
берут то одни, то другие силы, политический
режим постоянно изменяется.
При демократическом режиме высшие
органы государства имеют мандат
народа, власть реализуется в
его интересах демократическими
и правовыми методами. Здесь права и свободы
человека и гражданина всесторонне гарантированы
и защищены, закон господствует во всех
сферах общества. Крайне недемократическим
является тоталитарный фашистский режим,
когда власть переходит в руки реакционных
сил, осуществляется диктаторскими, насильственными
методами. Права и свободы человека и гражданина
ничем и никем не защищаются, в обществе
царят произвол и беззаконие.
Сложившийся в последние годы
в России политический режим
вряд ли можно в чистом виде
отнести к какой-то одной его
модели. Выйдя из недр тоталитаризма,
политическая система России
пытается обрести черты развитой
демократии. Однако пока политический
строй в нашей стране отягощен
признаками и иных политических
режимов.
1. Сохранившиеся традиции тоталитаризма
в России имеют свою специфику.
В этой связи принципиальное
значение имеет тот момент, что
в России промышленная революция
была осуществлена за счет
превращения всей массы населения
в наемных рабочих государства
и тотальной экономии на оплате
труда. Эта экономия, или сверхэксплуатация,
привела к деградации рабочей силы и развитию
ее теневого довоспроизводства. В результате
качество и количество труда перестали
соответствовать потребностям индустриально-информационных
технологий.
Сложность реформирования тоталитарной
организации в России заключается
в том, что для ее осуществления
необходимо, кроме всего прочего,
значительно поднять уровень
оплаты труда наемной рабочей
силы. Для этого нужны обширные
капиталовложения. В то же
время реформирование России
осуществляется с целью повышения
эффективности экономики, которая
сама нуждается в значительных
дополнительных инвестициях. Повысить
уровень инвестирования экономики
для ее модернизации и одновременно
повысить оплату труда всей
массе наемных работников без
громадных иностранных капиталовложений
невозможно. Поэтому для реформируемой
России требуется новая и мощная система
«мобилизации» наемного персонала, который
должен работать лучше, чем при социализме,
за значительно меньше дореформенной
оплату труда.
Вместе с тем в современной
России поставлена задача преодоления
наследия тоталитаризма. Наивная
надежда в чудодейственность
частной собственности или
рыночных механизмов быстро была
развенчана. Национально-государственная
идеология опирается лишь на
фантомы политического характера.
Исполнительная власть заполняет
вакуум событиями текущей политики,
сменой кадров и обещаниями. Законодательная
власть и оппозиция критикуют
исполнительную власть, а политические
программы и предвыборные обещания
превратились в официозную политическую
«риторику», которую после выборов никто
не вспоминает.
2. С другой стороны, налицо
черты демократии: строятся основы
правовой государственности и
создаются устои гражданского
общества; власть на федеральном
и местном уровнях выбираема
и сменяема; действуют механизмы
непосредственной демократии (референдумы),
существует система разделения
властей в государстве (хотя
существует определенный перекос
полномочий в сторону исполнительной
ветви); гарантированы основные права
человека (свобода совести, слова, собраний,
организаций и пр.), реально действует
политическая оппозиция, в том числе и
«непримиримая»; формально судебные органы
независимы от властных (хотя это и не
всегда соблюдается), особенно на местах;
нет ведущей идеологии и политической
партии; в экономике складывается свободный
и конкурентный рынок при многообразии
форм собственности (однако при этом не
выработаны механизмы, определяющие собственность
на землю, сильны позиции государственных
ведомств, командные высоты в хозяйственном
механизме находятся в руках монополистов
-- финансово-промышленных групп, финансовой
олигархии, «естественных монополий»,
что безусловно подменяет принцип свободной
конкуренции монопольностью); при внешней
независимости (политической и идеологической)
средств массовой информации и коммуникации
налицо их фактическая связь с финансовыми
«империями».
В результате складывающийся
демократический политический
режим несет на себе четкие
отпечатки экономической и
политической олигархизации, что свидетельствует
об усилении авторитарных тенденций в
государстве.
Итак, говоря о политическом режиме
современной России, нужно отметить
переходность его состояния, когда
новое политическое качество
полностью еще не состоялось,
а старое -- не кануло окончательно в
Лету. Но идеал политического развития
заявлен; это -- демократизм и правовое
государство.