Краткое
описание
Приступая
к анализу современной формы
российского государства, прежде всего,
следует иметь в виду, что российское
государство и российское общество,
утверждая федеративную структуру
страны, должны рассматривать федеративное
устройство не как самоцель, а как
средство более эффективного государственного
управления. Иными словами, не федеративный
принцип ради самого федеративного
принципа, а федерация ради обеспечения
социального и экономического прогресса.
Содержание
Введение
3
1. Форма
правления современного российского
государства 4
2. Форма
государственного устройства современного
российского государства 10
3. Политический
режим современного российского
государства 20
Заключение
26
Список
использованной литературы 28
МИНИСТЕРСТВО
ВТУТРЕННИХ ДЕЛ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОЛГОГРАДСКАЯ
АКДЕМИЯ
Кафедра
теории права и прав человека
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
теории государства и права
Тема: "Форма
современного российского государства"
Выполнил:
курсант
122 учебной группы
1 «К»
курса
рядовой
милиции Никитин С. В.
Научный
руководитель:
к.ю.н.,
доцент
полковние
милиции Есипова И. А.
Волгоград
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
3
1. Форма
правления современного российского
государства 4
2. Форма
государственного устройства современного
российского государства 10
3. Политический
режим современного российского
государства 20
Заключение
26
Список
использованной литературы 28
ВВЕДЕНИЕ
Приступая к анализу современной
формы российского государства,
прежде всего, следует иметь
в виду, что российское государство
и российское общество, утверждая
федеративную структуру страны,
должны рассматривать федеративное
устройство не как самоцель, а
как средство более эффективного
государственного управления. Иными
словами, не федеративный принцип
ради самого федеративного
принципа, а федерация ради обеспечения
социального и экономического
прогресса.
Конституция Российской Федерации
1993 года провозглашает Россию
федеративным государством. Российский
федерализм - это далеко не беспроблемная
категория, это та реальность, которая
имеет на сегодняшний день ряд нерешенных
аспектов. И это касается как формы, так
и содержания федеративных отношений
в России, сохранения ее территориальной
целостности.
Происходящие в нашей стране
изменения вызваны необходимостью
преодоления кризисных явлений
в политике и экономике, направлены
на поиск новой модели формы
правления. Развитие республиканской
формы правления современной
России поставило перед теорией
многие острые вопросы.
Специфичность формы государственного
устройства в условиях Российской
Федерации осложнены рядом как
объективных, так и субъективных
причин. Положительным моментом
в процессе поступательного развития
государственного устройства в
России является учет мирового
опыта федерализма и выработка
оптимального пути для Российской
Федерации. Практика совершенствования
федеративных отношений в России
испытывает сильное воздействие
региональных факторов. Это в
свою очередь говорит об уникальности
российского федерализма по сравнению
с классическими федерациями
зарубежных стран.Все вышесказанное
свидетельствует об актуальности данной
темы курсовой работы.
1. ФОРМА
ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО
ГОСУДАРСТВА
Термин «форма государства» употребляется
в различных значениях. Во многих
науках - это понятие, используемое
для выделения данного явления
(формы государства) из других
явлений государственности; в
понятии взятые в виде абстракции
признаки отражают существенные
стороны формы государства
в их взаимосвязях, образующих
определенную целостность.
Для действующего права той
или иной страны, прежде всего
для ее конституционного права,
форма государства - это правовой
институт (в разных характеристиках
- комплексный институт или комплекс
институтов), система внутренне согласованных
норм данной отрасли права,
регулирующих реальное явление
(форму), в их правовых взаимосвязях.
В различных странах государственные
формы имеют свои особенности,
характерные признаки, которые
по мере общественного развития
наполняются новым содержанием, обогащаясь
во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе
с тем форма существующих государств,
особенно современных, имеет общие
признаки, что позволяет дать определение
каждому элементу формы государства.
Российская Федерация представляет
собой демократическое федеративное
правовое государство с республиканской
формой правления.
Форма правления является одной
из важнейших частей формы
государства. Понятие формы
государство зародилось еще
до нашей эры. Аристотель писал
о разграничении формы правления
в зави-симости от того, «осуществляется
ли верховная власть единолично (мо-нархия),
ограниченным числом лиц (аристократия),
всем населением (демократия)». 1 В принципе
вплоть до сегодняшнего времени указанный
критерий остался: формы правления различаются
в зависимости от того, осуществляется
ли верховная власть одним лицом или принадле-жит
выборному коллегиальному органу.
Таким образом, под формой правления
подразумевают организацию верховной
государственной власти, в особенности
высших и центральных ее
органов, структуру, компетенцию,
порядок образования этих
орга-нов, длительность и объем их полномочий,
взаимоотношения с насе-лением, степень
участия последнего в их формировании.
В связи с этим выделяют монархические
и республиканские формы правления
Форма государственного правления
дает возможность уяснить:
как создаются
высшие органы государства и каково их
строение;
как строятся
взаимоотношения между высшими
и другими государственными органами;
как строятся
взаимоотношения между верховной
государственной властью и населением
страны;
в какой
мере организация высших органов
государства позволяет обеспечивать
права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы
государственного правления подразделяются
на:
монархические
(единоличные, наследственные)
республиканские
(коллегиальные, выборные)
Российская Федерация представляет
собой республику смешанного
типа, поскольку формирование Правительства
РФ осуществляет Президент РФ
с участием Государственной Думы.
Президент по предложению Председателя
Правительства РФ назначает на
должности заместителей Председателя
Правительства РФ и федеральных
министров. Однако Председателя
Правительства РФ Президент РФ
может назначить только с согласия
Государственной Думы.
Республиканская форма правления
в России имеет особенности
по сравнению с типичными
формами президентской и парламентской
республик. “Гибридный” характер
новой формы правления обусловлен
спецификой исторической эволюции
института главы российского
государства, социально-политических
и социально-экономических условий
проведения реформ. Сочетая черты
президентской и парламентарной
республики, форма правления сохраняет
большинство компонентов дуалистического
режима с доминированием президента
в системе органов государственной
власти.
Общими признаками республиканской
формы правления являются:
существование
единоличного и коллегиального главы
государства;
выборность
на определенный срок главы государства
и других верховных органов государственной
власти;
осуществление
государственной власти не по своему
велению, а по поручению народа;
юридическая
ответственность главы государства
в случаях, предусмотренных законом;
обязательность
решений верховной государственной
власти2
Насчитывается несколько основных
разновидностей республиканского
правления. В свою очередь они
делятся по форме государственного
устройства на:
парламентарные
президентские
Парламентская республика - разновидность
современной формы государственного
правления, при которой верховная
власть в организации государственной
жизни принадлежит парламенту3.
В такой республике правительство
формируется парламентским путем
из числа депутатов, принадлежащих
к тем партиям, которые располагают
большинством голосов в парламенте.
Правительство несет коллективу
ответственность перед парламентом
в своей деятельности. Оно остается
до тех пор у власти, пока
в парламенте они обладают
большинством. В случае утраты
доверия большинство членов парламента,
правительство либо уходит в
отставку, либо через главу государства
добивается роспуска парламента
и назначения досрочных парламентских
выборов4.
Как правило, глава государства
в подобных республиках избирается
парламентом либо специально
образуемой парламентской коллегией.
Назначение парламентом главы
государства является главным
видом парламентского контроля
над исполнительной властью. Процедура
избрания главы государства в
современных парламентарных республиках
неодинакова. В федеративных государствах
участие парламента в избрании
главы государства, разделяется
с представителями членов федерации.
Выборы главы государства в
парламентарной республике могут
осуществляться и на основе
всеобщего избирательного права.
Глава государства в парламентарной
республике обладает полномочиями:
обнародует законы, издает декреты,
назначает главу правительства,
является верховным главнокомандующим
вооруженными силами и т.д.
Глава правительства (премьер - министр,
председатель совета министра, канцлер)
назначается, как правило, президентом.
Он формирует возглавляемое им правительство,
которое осуществляет верховную исполнительную
власть и отвечает за свою деятельность
перед парламентом. Наиболее существенной
чертой парламентарной республики является
то, что любое правительство лишь тогда
правомочно осуществлять управление государством,
когда оно пользуется доверием парламента.