Главной функцией парламента
является законодательная деятельность
и контроль за исполнительной властью.
Парламент обладает важными финансовыми
полномочиями, поскольку он разрабатывает
и принимает государственный бюджет, определяет
перспективы развития социально-экономического
развития страны, решает основные вопросы
внешней, в том числе оборонной политики.
Парламентарная форма республиканского
правления представляет собой такую структуру
высших органов государственной власти,
которая реально обеспечивает демократизм
общественной жизни, свободу личности,
создает справедливые условия человеческого
общежития, основанные на началах правовой
законности.
Сильные стороны парламентской
республики — единство высших
эшелонов власти, поскольку глава
исполнительной власти и его
кабинет назначаются и контролируются
парламентским большинством.
Слабые стороны — фрагментарность
партийной системы, обрекающей
правительство на неустойчивость;
реальная угроза тирании, которую
может создать парламентское
большинство.
Президентская республика - одна
из разновидностей современной
формы государственного правления,
которая наряду с парламентаризмом
соединяет в руках президента
полномочия главы государства
и главы правительства.5
Наиболее характерные черты президентской
республики:
внепарламентский
метод избрания президента и формирования
правительства;
ответственность
правительства перед президентом,
а не перед парламентом;
более
широкие, чем в парламентарной республике,
полномочия главы государства.
Президентская форма правления
в различных странах имеет
свои особенности. В России
президент избирается всеобщим
голосованием. Избранным считается
кандидат, получивший абсолютное
количество голосов. Такой порядок
избрания президента установлен
в России в 1991 г.
Характерным для всех президентских
республик, несмотря на их разнообразие,
является то, что президент либо
совмещает полномочия главы государства
и главы правительства и участвует
в формировании кабинета или
совета министров. Президент наделяется
и другими важными полномочиями:
как, правило, он имеет право
роспуска парламента, является верховным
главнокомандующим, объявляет чрезвычайное
положение, утверждает законы
путем их подписания, нередко
представительствует в правительстве,
назначает членов Верховного
суда.
В цивилизованных странах президентскую
республику отличает сильная
исполнительная власть, наравне
с которой по принципу разделения
властей нормально функционирует
законодательная и судебная власти.
Эффективно действующий механизм
издержек и противовесов, существующих
в современных президентских
республиках, способствует возможности
гармоничного функционирования
властей, позволяет избежать произвола
со стороны исполнительной власти.
Смешанная (парламентско-президентская)
республика — это такая форма
правления, в которой парламент
и президент в той или иной пропорции
делят свой контроль и свою ответственность
по отношению к правительству.6
2. ФОРМА
ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОГО
РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
История существования государства
свидетельствует о том, что
во всех века разные государства
отличались друг от друга внутренним
строением, т.е. способом территориального
деления (административно-территориальные
единицы, автономные политические
образования, государственные образования,
обладающие суверенитетом), а также
степенью централизации государственной
власти (централизованные, децентрализованные,
организованные по принципу демократического
централизма). Все выше перечисленные
явления в современной юридической
теории принято объединять в
один термин - форма государственного
устройства, под которой понимается
«территориальная орга-низация государственной
власти, соотношение государства как целого
с его составными частями». 7 При всем многообразии
форм государственного устрой-ства двумя
основными среди них являются унитарная
и фе-деративная. Третья форма государственного
устройства - конфедерация, но на современной
политической карте мира она фактически
не встречается.
Также необходимо добавить, что
форма государственного устройства
делится на две группы: внутренние
и межгосударственные устройства.
К внутренним можно отнести унитарную
и федеративную форму государственного
устройства, а к межгосударственным - конфедерацию.
Конфедерация государств не рассматривается,
как внутренняя форма государственного
устройства, потому что является союзом
государств, объединением международно-правового
характера с международным договором.
Также стоит заметить, что многие авторы
полагают, что конфедерация не является
самостоятельным государством, а всего
лишь содружест-вом, «союзом абсолютно
независимых государств, созданным для
дос-тижения каких - либо конкретных целей
(оборона от общего врага, экономическое
развитие, политическое объединение и
т. д.)». 8
Федерализм в России во многом
уникален. Ему трудно подобрать
аналоги в истории и современном
мире. Он не сводится ни к национально-государственному
устройству (что отличало советскую модель),
ни к территориальному (свойственному
многим странам). Попытки копировать опыт
США, Германии и других государств не имели
успеха, потому что расходились с российскими
реалиями и противоречили интересам развития
страны. Ассиметрия, присутствующая в
конституционных положениях о федеративной
организации России, отразила сложный
состав и прошлое страны. В этой связи
ссылки на международный опыт, примеры
других государств, а тем более аргументы
в пользу использования зарубежного опыта,
- очень условно. Как правило, они используются
российскими политиками и учеными для
подкрепления идеологической позиции.
Например, “развитие принципов федерализма,
является укреплением принципов демократии”.
В международной практике, однако, происходит
наоборот.
Поскольку почти три четверти
субъектов Федерации не обладают
статусом государства в составе
РФ, а 32 субъекта образованы по
этническому признаку, Россия, провозгласившая
федеративное устройство, оправданно
сохраняет немало конструкций,
присущих унитарному государству.
При этом важно подчеркнуть,
что в мире более типичны
случаи, когда при формировании
федерации субъекты объединяются,
создают центр и передают
ему часть своих полномочий.
В России согласно Конституции
полномочия передаются сверху
вниз, от центра - субъектам, самостоятельность
которых неравномерно увеличивается.
Причем предметы ведения и
полномочия между органами государственной
власти Федерации и ее субъектов
разграничиваются Конституцией, Федеральным
и иными договорами. “Иные договоры”
так и остались бы гипотетической возможностью,
не востребованной практикой, - как это
и происходит в других федерациях, если
бы в отношениях центра с отдельными субъектами
Федерации не возникли серьезные проблемы.
Сепаратистские настроения в
регионах во многом зависят
от нестабильности центральной
власти. Но эта стабильность, в
свою очередь, обусловливается
региональным сепаратизмом. Большей
или меньшей самостоятельности
хотят все. Каждый субъект РФ,
исходя из своих возможностей
давления на центр, выстраивает
собственную модель взаимоотношений
с ним, пытаясь закрепить ее двусторонним
договором. Поэтому каждый субъект федерации
имеет аргументы и примеры, опираясь на
международный опыт. Используется, однако,
не все, а только то, что подходит под политическую
задачу.
Гражданство Российской Федерации
приобретается и прекращается
в соответствии с федеральным
законом, является единым и
равным независимо от оснований
приобретения. Каждый гражданин
Российской Федерации обладает
на ее территории всеми правами
и свободами и несет равные обязанности,
предусмотренные Конституцией Российской
Федерации.
В Российской Федерации по
Конституции (ч. 1 ст. 8) гарантируются
единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров, услуг
и финансовых средств, поддержка конкуренции,
свобода экономической деятельности.
Россия внешне сохранила
основную схему советского
федерализма. После принятия Декларации
о государственном суверенитете
в 1990 году были внесены
соответствующие дополнения
и изменения в Конституцию
страны, повысился статус субъектов
федерации, подписан Федеративный
договор. Однако поиск путей
преобразования российского федерализма
не прекращен.
Конституция Российской Федерации
является крупным шагом
на пути законодательного оформления
российского федерализма. В
ней зафиксировано федеративное
устройство России, хотя
российская модель федерализма
полностью еще не сложилась.
Она находится в стадии
становления, развития. Но сейчас
уже можно определить принципиальные
основы и особенности
российского федерализма.
Россия - единое, союзное государство,
в основу которого заложены
принципы федерализма. Это
закреплено Конституцией Российской
Федерации. "Российская Федерация
- Россия, - говорится в
статье 1, - есть демократическое
федеративное правовое государство с
республиканской формой правления".
Российская Федерация является
федерацией договорно-конституционного
типа. Федеративный договор был
подписан 31 марта 1992 г., его
основные положения вошли в
Конституцию РФ. Государственная
власть осуществляется на основе
договорно-конституционного
распределения полномочий
между федеральными органами
государственной власти и
органами государственной власти
субъектов Федерации.
Одной из особенностей российского
федерализма является то, что
он базируется на двух началах:
национально-территориальном и
административно-территориальном.
В настоящее время в РФ входят
32 субъекта (21 республика, 1 автономная
область, 10 автономных округов),
представляющих собой национально-территориальные
образования, а также 58 субъектов
(6 краев, 50 областей, 2 города
федерального значения), которые
являются административно - территориальными
единицами. Права и полномочия
первых и вторых различны,
как различны и признаки, по
которым образованы субъекты
Федерации, что порождает противоречия
и напряженность в федеративных
отношениях9.
Такое построение РФ обусловлено
тем, что Россия многонациональное
государство. Десятки этнических
общностей, исторически проживающих
на определенной территории,
создали свою национальную
государственность в составе
России, являясь членами Федерации.
Это реальность, с которой
нельзя не считаться.
Сейчас активно обсуждается
вопрос о судьбе национально-
государственных образований и
модели российского федерализма.
Одни считают, что национально-государственные
начала нужно сохранить, и
развивать их за счет создания
новых национально-государственных
образований, в том числе
Русской республики.
Другие полагают, что наиболее
разумный выход - это
переход Федерации на территориальный
принцип построения, т.е.
упразднение национально-государственных
образований и деление всей
страны на губернии, области
(земли).
Этнонациональный принцип российского
федерализма исчерпал себя и пришел
в противоречие с реальной действительностью.
Границы национальных республик в России
лишь условно соотносятся с этническими
ареалами народов. Так, в 15 из 21
республиках титульное население составляет
менее половины всего населения.
Представляется, что России
придется пойти по пути
федераций, основанных на территориальном
принципе. Необходимыми шагами
в этом направлении являются:
а) уравнение в правах
с республиками краев и
областей как субъектов Федерации
с возможным формированием
в последующем новых интеграционных
образований (губерний, земель);
б) обеспечение на территории
страны всех конституционных
прав человека, гражданина независимо
от национальности;
в) пропорциональное представительство
в органах власти и управления
республик, в "престижных"
сферах граждан титульной
и нетитульной национальности,
двухпалатное законодательное
собрание или квотность представительства
в однопалатном парламенте.
В сфере внутриполитических
отношений самостоятельность
власти Российской Федерации
не подлежит сомнению. Это
проявляется в том, что
Конституция РФ имеет высшую
юридическую силу, прямое действие
и применяется на всей
территории России. Законы и
иные правовые акты, принимаемые
в Российской Федерации, не должны противоречить
Конституции РФ (ст. 15); законы и иные нормативные
правовые акты субъектов РФ не могут
противоречить федеральным законам
(ст. 76); система органов государственной
власти республик, краев, областей,
городов федерального значения,
автономной области, автономных округов
устанавливается субъектами РФ самостоятельно
в соответствии с основами конституционного
строя РФ и общими
принципами организации представительных
и исполнительных органов
госвласти, установленными федеральным
законом (ст. 77); Президент и Правительство
РФ обеспечивают в соответствии с Конституцией
РФ осуществление полномочий федеральной
государственной власти на всей территории
России (ст. 78); Президент РФ вправе приостанавливать
действие актов органов исполнительной
власти субъектов РФ в случае противоречия
этих актов Конституции РФ
и федеральным законам (ст. 85);
указы и распоряжения Президента
РФ обязательны для исполнения
на всей территории РФ
(ст. 90); постановления и распоряжения
Правительства РФ обязательны к
исполнению в Российской Федерации
(ст. 115).