Форма государства и ее правовое закрепление на примере Российской Федерации

Автор: t*****************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение и анализ форм государственного устройства.
Задача курсовой работы являются:
Исследование понятия и классификации форм государственного устройства.
Объектом исследования являются формы государственного устройства.
Предмет исследования - функционирование формы государственного устройства в России.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ТГП.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

     Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти (правительства). Он свободен в назначении министров, ответственных перед ним.

     Государственно-политическое устройство России. Россия - демократическая федеративная, президентская республика. Конституционный строй России, включающий в себя государственный и политический строй, определяется Конституцией, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.

     Главой  государства является Президент России, избираемый на 6 лет (до 2008 г. - на 4 года) всенародным голосованием2. Согласно действующей Конституции, он обладает рядом важнейших полномочий: руководит внешней политикой, является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами, назначает  

с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства. По предложению Председателя Правительства назначает на должности Заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, а также освобождает их от должности. Президент возглавляет Совет безопасности, назначает и освобождает от должности командование Вооружёнными силами. Обладает правом предлагать на рассмотрение Государственной Думы кандидатуры на должность Председателя Центрального Банка (не входящего в состав Правительства). В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Президент имеет право объявить военное положение на всей территории страны или на отдельных территориях, но при этом обязан незамедлительно известить о своём решении Федеральное Собрание. Обладает правом издания Указов, обязательных для исполнения на всей территории России (Указы не должны противоречить федеральным Законам). Обладает также целым рядом других полномочий.

     Президент может быть отрешён от должности Советом Федерации при условии выдвижения Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления и наличия положительных заключений Верховного и Конституционного судов.

     Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание - парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. До 2000 года это были непосредственно губернаторы и спикеры региональных парламентов. Затем (вплоть до настоящего времени) - назначаемые ими представители. В будущем предполагается внести поправки в конституцию и перейти к комплектованию Совета из числа лиц, избранных представительными органами власти и депутатов местного самоуправления. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых всенародным голосованием по партийным спискам сроком на 5 лет (до 2008 г. - на 4 года). 
 
 

     Исполнительную  власть осуществляет Правительство. Система федеральных органов исполнительной власти включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

     Судебную власть осуществляют суды: Конституционный Суд, суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом и арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом. В некоторых субъектах Российской Федерации учреждены конституционные (уставные) суды, в судебную систему субъектов федерации входят также мировые судьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава III. Форма государственного устройства: понятия, виды  

     Вопрос  о форме государства - это, прежде всего вопрос о форме правления. Но не только. Это еще вопрос о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, о связи центральных и местных органов власти и управления, распределении между ними полномочий.

     Теория  государства и права выделяет несколько видов территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства.

     Унитарное государство, форма государственного устройства, при котором территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своём составе федеративных единиц (штатов, земель и т.п.), а подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.п.). В унитарном государстве действуют единая для всего государства конституция, общая система права, единая система органов государственной власти, что создаёт необходимые организационно-правовые предпосылки для централизованного руководства общественными процессами, усиления влияния центральной власти на всей территории государства.            

 Унитарная  форма государственного устройства  характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо  местных органов.           

 Все  административно-территориальные единицы  имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы).             
 
 

     Далее - единое гражданство. Население унитарного государства  имеет единую государственную принадлежность. Никакие административно территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь.            

 Для  унитарного государства характерной  является единая система права. Ее базу образует единая Конституция - Основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений. Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственная норма, устанавливающая деятельность имеет сугубо подчиненный характер, распространяется на соответствующую локальную территорию.            

 В  унитарном государстве действует  единая судебная система, которая  осуществляет правосудие на территории  всей страны, руководствуясь общими  для всех государственных образований  нормами материального и процессуального права.           

 В  унитарном государстве используется  одноканальная система налогов.  Как правило, налоги поступают  в центр, а оттуда уже распределяются  в разные регионы.           

 Таким  образом, в унитарном государстве  осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой  либо косвенный контроль над местными органами.           

 Федеративная форма государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. И все же можно при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства.           

  Федерация (от позднелат. foederatio - союз, объединение), форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство3.  

     Отличительные признаки Федерации:

  • территория Федерации состоит из территорий отдельных её субъектов (штатов, кантонов, земель, союзных республик и т.п.);
  • субъекты Федерации обычно наделяются учредительной властью, т. е. правом принятия собственных конституций;
  • компетенция между Федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией;
  • каждый субъект Федерации имеет свои правовую и судебную системы;
  • в большинстве Федераций одновременно существуют единое союзное гражданство и гражданство союзных единиц. В ряде Федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы членов Федерации.
 

            Так, в  отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации. Оно - союзное государство. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни.           

 В  федерации существует два уровня  государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский. На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне.           

 Одним  из формальных признаков федерации  является наличие двойного гражданства.  Каждый гражданин считается гражданином  федерации и граждани- 

ном соответствующего государственного образования, и это  закрепляется конституциями государств. Это означает, что объем прав и свобод у каждого гражданина, не зависимо от того, на территории какого субъекта он проживает, один и тот же.           

 В  федеративном государстве функционирует  правовая система, построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему.            

 Практика  федеративных государств показывает, что вопрос полномочий федеральных  и местных органов решается  на основе трех принципов:           

 принцип  исключительной компетенции федерации, т.е. определения предметов ведения, по которым только она может принимать решения, издавать нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;            

 принцип  совместной компетенции, т.е. установления  одного и того же перечня предметов ведения, как федерации, так и субъектов федерации. При совместной компетенции федеральные органы государственной власти по согласованию с органами власти субъектов федерации решают те вопросы, которые входят в предмет их ведения. Инициатива может исходить как от федеральных органов, так и от субъектов федерации. Процедура совместной компетенции может иметь разные формы, которые, как правило, устанавливаются в конституции и иных законах;            

 принцип  трех сфер полномочий предполагает  установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных,  кантональных и полномочий, отнесенных к совместной компетенции субъекта федерации и самой федерации.            

Информация о работе Форма государства и ее правовое закрепление на примере Российской Федерации