Форма государства и ее правовое закрепление на примере Российской Федерации

Автор: t*****************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение и анализ форм государственного устройства.
Задача курсовой работы являются:
Исследование понятия и классификации форм государственного устройства.
Объектом исследования являются формы государственного устройства.
Предмет исследования - функционирование формы государственного устройства в России.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ТГП.doc

— 183.00 Кб (Скачать)
 

Введение 

       Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.

       Исследовать государство с точки зрения его  сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов  оно, в первую очередь, выражает и  защищает. Рассматривать государство  под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях, оно при этом действует.

       Изучать же государство с точки зрения его формы - это значит, в первую очередь, изучать его строение, его  основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

       Формы государства, так же, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества  экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они  всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них.

       Серьезное влияние на форму государства  оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

       Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

     Цель  курсовой работы - изучение и анализ форм государственного устройства.

     Задача курсовой работы являются: 

  • Исследование  понятия и классификации форм государственного устройства.

     Объектом  исследования являются формы государственного устройства.

     Предмет исследования - функционирование формы  государственного устройства в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Понятие формы государства и ее структура 

     Понятие формы государства - это результат  теоретического обобщения главных  черт, признаков, присущих этому явлению - форме государства в конкретных странах. Форма государства - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно «выглядит»; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности.

     Форма государства - это совокупность существенных сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти.

     Форма государства не представляет собой, целостного явления. По существу, это лишь выбор основных параметров позиций, которые издавна представляются главными для характеристики государства: исходя из них государство может быть охарактеризовано наиболее полно.

     Таким образом, понятие формы государства охватывает:

а) организацию  верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную  организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной  власти.

     Формы правления - это организация верховной  государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

     Основными видами формы правления являются монархия и республика.

     Форма государственного устройства - это  внутренняя национально-территориальная  организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношение между государством в целом и его составными частями. 
 

     Основные  виды государственного устройства: унитарное (простое) государство, федерация. Особо выделяется конфедерация, представляющая собой объединение независимых государств.

     Государственный режим - это совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Причем это составная часть политического режима.

     Политический  режим - это функциональная характеристика политической системы и включающая в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов).

     Государственный режим опирается на право, а политический режим основывается не только на правовых, но и на иных социальных нормах (моральных, партийных, политических).

     Основные  виды государственного режима: абсолютизм, ограниченный дуализм, дуализм, парламентаризм, министериализм, партократия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Форма правления: понятие, виды 

     В теоретическом осмыслении государства особое место действительно занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

     Форма правления - это элемент устройства государства, которых характеризует порядок формирования высших органов государственной власти и управления и способов функционирования1.

     Теория  государства и права выделяет два основных устройства (строения) государственной власти, которые характеризуют содержание формы правления - монархию и республику.

Различие  между ними можно провести, указав на юридические и иные признаки, им свойственные.           

 Монархическая  форма правления - «персональное  единовластие»- весьма древняя  форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных, классовых движений.

     Монархия (от греч. monarchía - единовластие, единодержавие) форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха.          

 Монархии  как форме правления присущи четкие юридические признаки:

  • Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, «отец» нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство.
 
 
 
  • Монарх  осуществляет единоличное правление. Управление делами государства ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные органы государства.
  • Власть монарха объявлялась священной, наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы государственной жизни, в том числе на судебную сферу.
  • Монарх имеет бессрочную и пожизненную власть.
  • Монархическая власть отличается порядком своей легитимации (утверждения, принятия): она - эта власть, как правило, передается по наследству.

     По  форме правления различают абсолютную монархию - это форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и контролирует правосудие.

     Основными признаками абсолютной монархии являются:

1) существование единоличного носителя верховной власти монарха;

2) монарх, как правило, пользуется своей  властью пожизненно и передает  ее по наследству;

3) отсутствие  юридической ответственности монарха  как главы государства.

     Ограниченная  монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

     Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:

  • правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
  • лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
  • в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
 
 
  • законодательные акты принимаются парламентом и  формально подписываются монархом;
  • правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

     Дуалистическая  монархия представляет собой форму правления, которая возникает в переходные периоды развития общества. В дуалистической монархии парламент обладает законодательной властью. Кроме того, он принимает законы по вопросам бюджета, налогов и сборов, финансового, кредитного, таможенного регулирования.

     Исполнительная  же власть сосредоточена в руках  монарха. Монарх и парламент являются двумя самостоятельными различными ветвями власти. Отсюда и название - дуалистическая монархия.

     В дуалистической монархии действует  двухпалатный парламент. Нижняя палата формируется выборным путем и  представляет интересы буржуазии. Верхняя палата состоит из феодалов, назначаемых в неё монархом. Правительство подчиняется монарху.

      Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

     Республиканская форма правления характеризуется  наличием следующих юридических признаков.            

 Республиканское  правление - это коллективное  правление. Все высшие органы государственной власти - разного рода собрания, советы и т.п. - имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными, полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти - законодательными, представительными, в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном порядке. Принятие же решения осуществляет- 
 

ся, как  правило, путем голосования. Оно  считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство.            

 Республиканское правление основано на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную.

     Разделение  властей позволяет, во-первых, более  качественно решать  возложенные на каждую из властей задачи, во-вторых, предотвращать злоупотребление властью, которое становится весьма вероятным при  монополизме власти, а в-третьих, осуществлять контроль за действиями государственных органов.

     Республика делятся по форме государственного устройства на:

  • Парламентскую;
  • Президентскую;
  • Парламентско-президентсткую.

     Парламентарная  республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

Информация о работе Форма государства и ее правовое закрепление на примере Российской Федерации