Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 09:49, курсовая работа
Современная политическая и юридическая наука рассматривает федерализм как сложное социальное явление, подразумевая под ним и принцип, и режим, и форму государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее политико-территориальной организации на нескольких уровнях.
Унитаризм в России всегда сопровождался стремлением к унификации, шаблонному, единообразному решению всех вопросов хозяйственной, социальной, административной, культурной жизни на местах, без учета географических, исторических, этнических, конфессиональных и иных особенностей территорий. Негативные последствия такой практики очевидны и хорошо известны. Федеративное устройство позволяет местным властям учитывать своеобразие своих территорий.
Россия не просто федерация, а федерация, ряд субъектов которой образован по национальному признаку. Из 88 нынешних субъектов РФ 21 являются республиками, 10 — автономными областями и автономными округами. В начале 1990-х годов любой иной вариант российской государственности, кроме образования федерации, устроенной по национально-территориальному признаку, вел к развалу страны10.
Проблема России заключается в том, чтобы из квазифедерации создать реальную федерацию, отвечающую реальностям современной России.
Законодательное закрепление принципов федеративной государственности объясняется не абстрактными соображениями, а стремлением установить в России необходимый правопорядок.
О
тесной связи федерализма с
В соответствии с общим мнением, представленным в юридической науке и судебной практике, принцип федеративного устройства относится к основополагающим началам Конституции России. Однако она не ориентируется на какое-либо сложившееся понятие федерализма.
Несмотря на широкий спектр проявлений и размытые границы федерализма, в его определении утвердились некоторые формулировки, которые, ввиду почти единодушного их одобрения, могут считаться общепринятыми. Главный признак этих формулировок — проведение различий между союзным государством и союзом государств. В то время, как последний сохраняет международную правосубъектность государств-членов, в союзном государстве ею располагает только федерация. Однако утверждение, что федерация является, таким образом, государственно-правовым, а конфедерация — международно-правовым союзом, касается лишь некоторых аспектов государственных связей. Оно создает представление о том, что федерация выступает вовне как единое государственное образование, а входящие в него государства-члены в принципе не могут поддерживать никаких международно-правовых отношений с зарубежными властными структурами.
По своей природе федерализм выполняет две важнейшие функции: децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали и интегрирует территориальные (порой разнородные) сообщества. Выполняя эти функции, федерализм предоставляет социально-культурную и политическую автономию территориальным частям государства (будь то провинции, области, земли, республики, штаты). Одновременно достигается политическая, экономическая и военная их интеграция в одном государстве.
Согласно теории двучленной структуры, Российская Федерация функционирует на двух уровнях: первый — это уровень федерации (в которой субъекты состоят в соответствии с нормами Конституции); второй — уровень каждого субъекта (которые равны между собой). Субъекты РФ обладают собственным правовым статусом, но не суверенны. Суверенитетом обладает только федерация, т. е. Российская Федерация (Россия) в целом. Два уровня государственности не соотносятся как два отделенных друг от друга государства, так как они составляют единое сообщество (единое правовое государство).
Подчеркивая преимущества федеративного устройства государства, Шарль Монтескье писал: «…при этой системе правления маленькие республики наслаждаются своим собственным счастьем. А в отношении внешнего мира они, пребывая в ассоциации, имеют все преимущества больших монархий»11.
Для отечественной науки актуально изучение опыта государств, осуществляющих переход от классического унитаризма к более децентрализованным и гибким отношениям, эволюционирующимся в федеративные. Ведь и в России наблюдается подобный переход. На этом пути возникают идентичные для всех трансформирующихся государств трудности: региональный эгоизм, этнический национализм, сталкивающиеся амбиции центра и регионов. Тем интереснее осмысление «гибридных» методов и форм организации и регулирования территориально-политической системы, например, Испании. Здесь, так же как и в Советском Союзе, политика жесткой унификации региональных и межэтнических отношений, проводившаяся авторитарным режимом, привела к ответной реакции — всплеску сепаратизма. Успешно осуществленные в 80-х годах конституционно-политические реформы способствовали не только повышению роли регионов в государственном управлении и соучастию в межэтнических интеграционных процессах, но и углублению государственно-национальной идентичности12.
Здесь возникают две опасности: «…с одной стороны, потребность в создании политических союзов для строительства современного динамично развивающегося государства; с другой — потребность в небольших самоуправляющихся территориальных образованиях, более адаптивных к потребностям гибких производств и технологий, более ответственных за индивидов, более способных защитить и легитимировать групповые привязанности, религиозные, этнические, культурные, социальные и иные традиции»13.
Именно государства «федералистского решения» («federal solution») убедительно демонстрируют способность создавать адекватную конституционную форму согласования этих объективных тенденций. Особенно высока потребность в применении принципов, институтов и технологий федерализма «при обустройстве многонационального государства», в котором «основополагающим остается противоречие между стремлением к сохранению самобытности и самостоятельности отдельных наций (этнических общностей, государственно-территориальных образований) и обеспечением единства, целостности нации-государства»14.
В середине XIX в. естественно-антропологическая сущность федерализма трудами М. Бакунина и П.-Ж. Прудона оформилась как принцип социальной организации в сообществе будущего. В работе «Международное тайное общество освобождения человечества. Катехизис революционера» М. Бакунин доказывает, что наилучшим институтом воплощения потребностей людей к взаимопониманию и сотрудничеству является единая система глобальной федерации. Ей присущи четыре уровня интеграции: общинный, провинциальный, национальный и международный. При этом основным элементом механизма глобальной федерации должны стать законодательные органы на каждом уровне, формируемые путем направления делегатов нижних звеньев представительных органов в высшие15.
Проблема федеративного устройства несколько веков находилась в поле зрения российской демократической мысли. Надо отметить, что данный вопростесно связывался не только с территориальным устройством, но и с национальной спецификой страны. Однако главной при этом была необходимость децентрализации управления. «Децентрализация, — как подчеркивает Ф.Ф. Кокошкин, — не может служить исключительно только цели национального самоопределения. Децентрализация имеет другие задачи, она вытекает из других потребностей, а именно — перенести на места часть функций по управлению или по законодательству государства для осуществления их сообразно местных условий, причем в число этих местных условий национальные особенности могут входить только как составная часть»16.
Федерация, считает Ф.Ф. Кокошкин, предполагает если не полное равенство составных частей, то, во всяком случае, их сравнимость, их соизмеримость, их приблизительно одинаковый удельный вес17. Интересна его мысль не только о том, что Россия, при огромной величине своей и разнообразии своих местных условий, не может удовлетворительно управляться из центра — здесь необходима не только местная децентрализация управления, но и децентрализация законодательства, в котором должен быть удовлетворен целый ряд местных потребностей отдельных составных частей России.
Мировая
практика подтверждает: наиболее стабильны
федерации, где в основу территориально-
Стабильность федерализма есть сбалансированность между централизацией и децентрализацией, между полномочиями центральных властей и полномочиями территориальных органов управления. Периодически этот баланс подвергается испытаниям. Стабильность федеративных государств, их дальнейшее позитивное политическое развитие в XXI в. могут быть обеспечены исключительно при условии сохранения комплексного характера самих федеративных систем. Комплексное содержание федерализма означает, что федерализм, как формально декларированный в конституции тип территориально-политического устройства, будет объединять три базовых компонента: федерализм как особый тип политической организации общества, как принцип конституционно-правового регулирования и как режим осуществления государственной власти. Иными словами, в конституции федеративных государств все более широко должны включаться положения, направленные на достижение политической интеграции и политической свободы индивидов и социальных групп, на сочетание раздельного управления по вертикали и горизонтали федеративного государства с самоуправлением его составных частей.
Россия есть не только федеративное, но и, как закреплено в Конституции РФ, правовое государство. В основе правового государства лежат следующие принципы: верховенство закона, примат права над государством; разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную; ответственность государства перед своими гражданами; равенство граждан перед законом, их правовая защищенность. Как видим, правовое государство и федеративное имеют во многом одинаковые основы (принципы), базисные начала.
Конституция, закрепляя федерализм, одновременно устанавливает, как и на каких принципах устроена Российская Федерация. Российская Федерация базируется на Конституции, в которую вошли положения Федеративного договора. Но Федеративный договор — это договор не об образовании Российской Федерации и о разграничении предметов ведения и полномочий. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. не является правовой основой для характеристики Российской Федерации как договорной, это совокупность трех договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти трех типов ее субъектов.
Каждый из трех договоров имеет свое наименование: «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации», «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации», «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации»18.
Эти договоры объединены общим названием «Федеративный договор». Они по своей природе являются внутригосударственными договорами, устанавливающими реальную федеративную модель властеотношений между федеральным центром и его автономными регионами (республиками, краями и т. п.), получившими название субъектов федерации19.
В этих документах констатируется, что все субъекты признают свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации и целостности ее территории. Ни республики, ни территории, не будучи учредителями, не образовывали Федерацию. Главная цель Федеративного договора — децентрализация власти и управления в масштабах всей страны, стремление ее субъектов к качественному обновлению федеративных отношений на основе добровольного и рационального распределения полномочий и эффективного их осуществления. Конституционную природу Федерации подчеркивает и ч. 3 ст. 11 Конституции20.
И все же, несмотря на наличие федеративных (договорных) тенденций, ни в один из периодов истории Россия не была федеративным государством в «классическом» понимании этого термина21, тем не менее в 1918 г. Россия сделала выбор в пользу федерации.
Федерация и ее субъекты, взаимодействуя на разных уровнях, образуют сложную систему прав и обязательств, а, следовательно, федеративная форма государственного устройства подразумевает законодательное (или договорное) закрепление распределения власти между центральным и региональными институтами на принципах субсидиарности и самостоятельности, что, в свою очередь, позволяет сделать обобщающие выводы:
— федерализм — это сложная социально-политическая, упорядоченная в правовом отношении, система жизнедеятельности; многомерная политико-правовая категория, включающая фундаментальные принципы, режим, форму государственного устройства и другие институты политической системы, позволяющие обеспечивать единство власти и разделение политико-властных полномочий между различными ее субъектами и уровнями в целях гармонизации политико-властных отношений;