Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:59, курсовая работа
Тема моей курсовой работы «Духовно-идеологические основы конституционного строя» была выбрана не случайно.
Как отмечают многие отечественные правоведы, Беларусь в настоящее время находится на самом начальном этапе практического конституционного обеспечения закрепленных в Конституции основ, поэтому, привлечение внимания к духовно-идеологическим основам конституционного строя Республики Беларусь, как к гаранту удовлетворения духовных потребностей личности, в настоящее время, является актуальным для общества.
Введение 3
Понятие конституционного строя и основ конституционного строя 5
Духовно-идеологическая подсистема общества 8
Конституционно-правовое регулирование вопросов культуры 10
Конституционно-правовое регулирование образования 15
Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений 20
Заключение 30
Список использованных источников 32
религиозных объединений, монастырей, монашеских общин, братств и сетричеств, миссий, учебных заведений- республиканский орган государственного управления по делам религий..
С момента регистрации Устава (положения) религиозная организация признаётся юридическим лицом.
Богослужения, религиозные обряды и церемонии могут проводиться только в следующих местах:
молитвенных зданиях и соответствующей территории;
в местах паломничества;
в учреждениях религиозных организаций;
на кладбищах;
в крематориях;
в квартирах и домах граждан.
По просьбам граждан, входящих в религиозные организации, вышеперечисленные религиозные мероприятия также могут проводиться в больницах; госпиталях; домах для престарелых и инвалидов; местах предварительного заключения и отбывания наказания.
Религиозные обряды в отношении лиц до 15 лет совершаются по согласию их родителей или лиц их заменяющих.
Военнослужащие также имеют право отправлять религиозные культы, но только в неслужебное время - ст. 23
Разглашение тайны исповеди не допускается. Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность.
Финансовые и имущественные пожертвования религиозных организаций налогами не облагаются.
Граждане и религиозные организации имеют право устанавливать и поддерживать международные связи и прямые личные контакты, включая выезды за границу для паломничества, участия в религиозных мероприятиях.
В собственности религиозных организации может быть:
здания
предметы культа
объекты производственного, социального и благотворительного назначения
денежные средства
иное имущество. Необходимое для обеспечения религиозной деятельности.
Религиозные организации имеют право собственности на следующее имущество:
приобретённое или созданное ими за счёт пожертвований граждан, организаций
собственность, переданная религиозным организациям государством, общественными организациями, гражданами.
местные исполнительные органы могут передавать религиозным организациям во владение церковные здания, сооружения, культовое имущество.
Религиозные организации вправе учреждать следующие учреждения:
издательские
производственные
реставрационно-строительные
сельскохозяйственные
благотворительные (приюты, интернаты, больницы и др.).
В Республике Беларусь существует уполномоченный по делам религий и национальностей который рассматривает и решает вопросы, возникающие в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций. В этом качестве он осуществляет следующие функции:
поддерживает контакты с аналогичными учреждениями в других странах;
создает банк данных о религиозных организациях;
по просьбе религиозных организаций оказывает содействие в достижении ими договоренностей с государственными органами, получении необходимой помощи по вопросам, требующим решения государственных органов;
содействует укреплению взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий;
обеспечивает проведение религиоведческой экспертизы при участии представителей религиозных организаций и соответствующих специалистов;
регистрирует Уставы (положения) религиозных объединений, центров, управлений и создаваемых ими религиозных братств, монастырей, миссий, духовных учебных заведений;
по поручению Совета Министров представляет правительство в отношениях с религиозными организациями и их представителями.
На местном уровне исполнение законодательства обеспечивают местные исполнительные и распорядительные органы.
Подводя итог работы, сделаем основные выводы.
Конституция Республики Беларусь в качестве первого раздела содержит раздел "Основы конституционного строя", в котором закрепляются самые общие и важные принципы и положения конституции, являющиеся исходными, первичными, учредительными для других ее статей, законов и всей нормативно-правовой системы страны. Вследствие такой значимости основ конституционного строя, законодатель установил невозможность их изменения иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией.
Основы конституционного строя, это основополагающие принципы государства, находящиеся под его защитой, определяющие и регламентирующие общественные отношения, обеспечивающие подчинение государства праву, имеющие особое значение и высшую юридическую силу даже по сравнению с другими конституционными нормами.
Основы конституционного строя Республики Беларусь можно условно классифицировать на политические, экономические, социальные и духовные основы. Центральным принципом основ конституционного строя является признание человека, его права и свободы высшей ценностью.
Духовность выражается во внутренней потребности человека в осуществлении своих нравственных, культурных, интеллектуальных интересов, потребностей в саморазвитии, творческой реализации в сфере науки, искусства, образования, культуры, религии.
Принцип гарантированности идеологического и политического многообразия, подразумевает возможность сосуществования в обществе различных философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей и теорий; многопартийность; невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной; свободу общественных объединений; пределы принципа идеологического и политического плюрализма.
Светский характер государства проявляется в отделении религиозных организаций от государства; светском характере образования; невозможности установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной; равенстве религиозных объединений перед законом.
Таким образом тема курсовой работы раскрыта.
Нормативная литература:
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Минск : Амалфея, 2005. – 48с.
2. Кодекс Республики Беларусь об образовании : принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г. : одобр. Советом Республики 22 декабря 2010 г. : текст кодекса по состоянию на 13 января 2011 г. // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – М., 2005. – Режим доступа : http://www.pravo.by. – Дата доступа : (12 апреля 2011 г.).
3. Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь : Закон Рэспублікі Беларусь ад 4 чэрвеня 1991 г. № 832-XII : с изм. и доп. : текст по состоянию на 31 декабря 2010 г. // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – М., 2005. – Режим доступа : http://www.pravo.by. – Дата доступа : (15 апреля 2011 г.).
4. О свободе совести и религиозных организациях : Закон Республики Беларусь от17 декабря 1992 г. № 2054-XІІ : с изм. и доп. : тест по состоянию на 4 января 2010 г. // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – М., 2005. – Режим доступа : http://www.pravo.by. – Дата доступа : (13 апреля 2011 г.)
Специальная литература:
Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь / Г.А. Василевич. – Минск : Книжный дом, 2009. –
31
Информация о работе Духовно-идеологические основы конституционного строя