Духовно-идеологические основы конституционного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Тема моей курсовой работы «Духовно-идеологические основы конституционного строя» была выбрана не случайно.
Как отмечают многие отечественные правоведы, Беларусь в настоящее время находится на самом начальном этапе практического конституционного обеспечения закрепленных в Конституции основ, поэтому, привлечение внимания к духовно-идеологическим основам конституционного строя Республики Беларусь, как к гаранту удовлетворения духовных потребностей личности, в настоящее время, является актуальным для общества.

Содержание

Введение 3
Понятие конституционного строя и основ конституционного строя 5
Духовно-идеологическая подсистема общества 8
Конституционно-правовое регулирование вопросов культуры 10
Конституционно-правовое регулирование образования 15
Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений 20
Заключение 30
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

последний вариант .doc

— 169.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

Понятие конституционного строя и основ конституционного строя

Духовно-идеологическая подсистема общества

Конституционно-правовое регулирование вопросов культуры

Конституционно-правовое регулирование образования

Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений

Заключение

Список использованных источников

31

 




Введение

Тема моей курсовой работы «Духовно-идеологические основы конституционного строя» была выбрана не случайно.
Как отмечают многие отечественные правоведы, Беларусь в настоящее время находится на самом начальном этапе практического конституционного обеспечения закрепленных в Конституции основ, поэтому, привлечение внимания к духовно-идеологическим основам конституционного строя Республики Беларусь, как к гаранту удовлетворения духовных потребностей личности, в настоящее время, является актуальным для общества. 

Теоретическая значимость нашей работы заключается в том, что мы систематизировали и изложили в доступной форме теоретические наработки отечественных ученых, по основным проблемам, связанным с пониманием таких сложных правовых явлений как конституционный строй и основы конституционного строя, а также раскрыли суть принципов, составляющих духовную сторону основ конституционного строя.

Объектом исследования курсовой работы являются основы конституционного строя Республики Беларусь, закрепленные в Конституции Республики Беларусь

Предметом исследования – являются духовно-идеологические основы конституционного строя Республики Беларусь.

Цель курсовой работы – выявить и раскрыть содержание духовно-идеологических основ конституционного строя Республики Беларусь.
В нашей работе мы пользовались такими методами исследования, как изучение теоретических источников, анализ их содержания, и дальнейшая систематизация полученной информации. 

Для достаточного раскрытия темы курсовой работы и выполнения поставленной этой работой цели необходимо выполнить следующие задачи:

                   определить понятие основ конституционного строя как таковых;

                   проанализировать основные аспекты конституционно-правового регулирования каждого из элементов духовно-идеологической подсистемы общества;

                   сформулировать на основании вышеизложенного соответствующие выводы.

Структура курсовой работы включает в себя следующие элементы:

                   титульный лист;

                   содержание;

                   введение;

                   основную часть, которая состоит из 4 разделов;

                   заключение;

                   список использованной литературы.

Курсовая работа выполнена на 32 страницах печатного текста

 

 


Понятие конституционного строя и основ конституционного строя

Каждое государство обладает определенными чертами, отражающими его особенности. Можно характеризовать то или иное государство как демократическое или тоталитарное, республику или монархию, федерацию или унитарное государство и т.д. Совокупность характерных черт составляет общую картину способа организации государства.

Конституция Республики Беларусь в качестве первого раздела содержит раздел "Основы конституционного строя". Уже сам факт начала текста Конституции (помимо преамбулы как вектора законотворческой и правоприменительной деятельности) с данного раздела свидетельствует о его фундаментальном значении.

Что же собой представляют основы конституционного строя? Вначале выясним, что такое конституционный строй. В юридической литературе этот термин (конституционный строй) появился сравнительно недавно, да и сейчас он используется не всеми учеными. В литературе (как это и было в Конституции 1978 года) нередко продолжают использовать и характеризовать понятия "общественный и государственный строй".

Современное определение конституционного строя заключается в двух аспектах: формальном и содержательном.

Строй - это система построения чего-либо. С позиций формального подхода конституционный строй можно определить как любое устройство государства и общества на основе Конституции. При этом, как видим, не имеет значения, является ли Конституция демократической, какие ценности закрепляются ее нормами. Однако если под конституционным строем просто понимать закрепленный в Конституции способ (систему) организации государства и общества, то можно сделать вывод, что любое государство (коль скоро у него существует "конституционный" строй) является конституционным. Однако не всякое государство является конституционным (правовым). Нам (гражданам) ведь важна природа, характер, содержание отношений. Здесь нам очень важно обратиться ко второму аспекту - содержательному аспекту - определения понятия "конституционный строй". В этом смысле под конституционным строем понимают такой общественный и государственный строй, характеризующийся демократизмом, т.е. имеющий следующие важнейшие признаки (черты):

                   подчинение государства праву (причем не формально провозглашенное, а реально воплощенное);

                   прежде всего признание и гарантированность неотъемлемых прав человека, существование такого правового статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (они содержатся в таких важнейших документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.);

                   разделение властей, система сдержек и противовесов как важнейшее сдерживающее начало против сползания власти к авторитаризму и тирании;

                   многообразие форм собственности и реальные возможности для существования и развития частной собственности как важнейшего условия проявления свободы и автономии личности;

                   политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности политических партий, придерживающихся различных идеологических установок, кроме экстремистских;

                   наличие гражданского общества, т.е. системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов, т.е. институты гражданского общества выступают в качестве конструктивного, а в соответствующих ситуациях и весьма жесткого оппонента власти.

Таким образом, конституционный строй (в содержательном аспекте, а не формальном) - это такой государственный и общественный строй, который определен демократической Конституцией как основным законом страны, и для которого в силу демократизма Конституции характерны указанные выше черты.

Конституционный строй определяется всем конституционным законодательством страны, которое конечно же может иметь отдельные недостатки, которые не деформируют природу и характер отношений между государством, обществом и индивидом.

В отличие от в целом конституционного строя основы конституционного строя (уже даже в силу значения слова "основы") представляют собой наиболее важные принципы и нормы Конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства. В силу этого, положения первого раздела Конституции, посвященного основам конституционного строя, обладают большей юридической силой даже по отношению к нормам других статей Конституции. В качестве основ современного конституционного строя можно назвать демократию, правовое, социальное государство, оптимальный баланс прав и законных интересов государства, общества и человека.

В Конституции Республики Беларусь эти основы конституционного строя нашли свое закрепление. Сейчас принципиально важно наиболее полно воплотить их в жизнь.


Духовно-идеологическая подсистема общества

Духовно-идеологическая подсистема общества  представляет собой сторону духовной жизни, связанную со специализированным (профессиональным) духовным производством, с функционированием социальных институтов (идеологических и научных учреждений, театров, библиотек, музеев, кино и т.д.), в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности. Духовную сферу можно рассматривать как целенаправленно организуемую обществом духовную жизнь людей. 

Духовно-культурные отношения в обществе — это отношения между людьми, между человеком, обществом и государством по поводу духовно-культурных благ. Эти отношения обусловлены в конечном счете существующей системой экономических и социальных отношений, однако надо иметь в виду, что эта обусловленность - именно в конечном счете. Более того, духовно-культурные отношения в свою очередь оказывают воздействие на отношения экономические, социальные и политические. Предмет этих отношений включает все духовно-культурные явления — науку, искусство, образование, религию, прочие области общественного сознания.

Подчас духовно-культурные отношения приобретают политический характер. Особенно часто это случается в сфере религии, которая нередко выступает в качестве фактора, образующего нацию и государство.

Данная сфера общественных отношений регулируется конституционным правом в наименьшей мере по сравнению с остальными подсистемами общественного строя. Это и понятно: ведь речь идет, по существу, о внутреннем мире человека. Только тоталитарные режимы претендуют на полный контроль и над этой сферой жизни общества, в демократическом же обществе человек самоценен и автономен и его внутренний мир принадлежит ему одному. Задача государства и права, прежде всего конституционного права, сводится здесь к тому, чтобы обеспечить наилучшие условия для духовно-культурного развития личности человека.

Эта подсистема регулируется рядом документов международного права:

                   Декларация принципов международного культурного сотрудничества (4 ноября 1966г.);

                   Рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества, мира, уважения прав человека, основных свобод (19 ноября 1974г.);

                   Всеобщая декларация прав человека (10декабря 1948г.);

                   Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);

                   Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966г.).

В Республике Беларусь духовно-идеологическая подсистема общества регулируется рядом нормативных актов:

                   Закона Республики Беларусь «О культуре в Республике Беларусь» (1991 г.) с последующими изменениями и дополнениями;

                   Кодексом Республики Беларусь Об Образовании;

                   Законом «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» (1992 г.) с изменениями и дополнениями.

Существуют и другие нормативные документы, регулирующие эту сферу жизни.


Конституционно-правовое регулирование вопросов культуры

Хотя регулирование вопросов культуры в конституциях многих стран началось сравнительно недавно (в основном после второй мировой войны), в ряде этих документов соответствующие статьи содержатся. В Конституции Италии закреплены следующие нормы:

                   искусство и наука свободны, свободно и их преподавание;

                   частные лица и организации имеют право учреждать школы и институты, содержащиеся не за счет государства.

Конституции Кубы, КНДР содержат положения о том, что именно государство определяет основные приоритетны в сфере культуры (отсюда выводы о том, что в стране должны быть только государственные учебные заведения, должно иметь место коммунистическое воспитание и т.д.)

Законодательство Республики Беларусь о культуре основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь от 4 июня 1991 года «О культуре в Республике Беларусь» (в редакции Закона Республики Беларусь от 18 мая 2004 года) и иных актах законодательства. Закон Республики Беларусь от 4 июня 1991 года «О культуре в Республике Беларусь» (редакции Закона Республики Беларусь от 18 мая 2004 года) является основополагающим законом в сфере культуры и регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением и обеспечением культурной деятельности.  Закон достаточно объемен, поэтому мы выделим лишь некоторые положения этого документа

Государственные органы во взаимодействии с общественными объединениями обязаны обеспечивать развитие культуры и несут ответственность за духовное, моральное и эстетическое воспитание воспитание граждан. Они обязаны совершенствовать систему социальных, организационно-правовых и экономических гарантий развития культуры и создавать необходимые условия для приобщения граждан к национальному и мировому культурному наследию; формировать систему предприятий и учреждений культуры; выделять необходимые материальные и финансовые средства; обеспечивать проведение научных исследований и разработку научных проектов в области культуры, подготовку квалифицированных кадров; создавать гарантии и стимулы художественного творчества, сохранения традиционной культуры, фольклор, народные промыслы, ремесла, использование достижений культуры; обеспечивать формирование и эстетизацию среды обитания человека, защиту интересов народа Беларуси в области культуры.

Информация о работе Духовно-идеологические основы конституционного строя