Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:59, курсовая работа
Тема моей курсовой работы «Духовно-идеологические основы конституционного строя» была выбрана не случайно.
Как отмечают многие отечественные правоведы, Беларусь в настоящее время находится на самом начальном этапе практического конституционного обеспечения закрепленных в Конституции основ, поэтому, привлечение внимания к духовно-идеологическим основам конституционного строя Республики Беларусь, как к гаранту удовлетворения духовных потребностей личности, в настоящее время, является актуальным для общества.
Введение 3
Понятие конституционного строя и основ конституционного строя 5
Духовно-идеологическая подсистема общества 8
Конституционно-правовое регулирование вопросов культуры 10
Конституционно-правовое регулирование образования 15
Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений 20
Заключение 30
Список использованных источников 32
Содержание
Введение
Понятие конституционного строя и основ конституционного строя
Духовно-идеологическая подсистема общества
Конституционно-правовое регулирование вопросов культуры
Конституционно-правовое регулирование образования
Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений
Заключение
Список использованных источников
31
Тема моей курсовой работы «Духовно-идеологические основы конституционного строя» была выбрана не случайно.
Как отмечают многие отечественные правоведы, Беларусь в настоящее время находится на самом начальном этапе практического конституционного обеспечения закрепленных в Конституции основ, поэтому, привлечение внимания к духовно-идеологическим основам конституционного строя Республики Беларусь, как к гаранту удовлетворения духовных потребностей личности, в настоящее время, является актуальным для общества.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в том, что мы систематизировали и изложили в доступной форме теоретические наработки отечественных ученых, по основным проблемам, связанным с пониманием таких сложных правовых явлений как конституционный строй и основы конституционного строя, а также раскрыли суть принципов, составляющих духовную сторону основ конституционного строя.
Объектом исследования курсовой работы являются основы конституционного строя Республики Беларусь, закрепленные в Конституции Республики Беларусь
Предметом исследования – являются духовно-идеологические основы конституционного строя Республики Беларусь.
Цель курсовой работы – выявить и раскрыть содержание духовно-идеологических основ конституционного строя Республики Беларусь.
В нашей работе мы пользовались такими методами исследования, как изучение теоретических источников, анализ их содержания, и дальнейшая систематизация полученной информации.
Для достаточного раскрытия темы курсовой работы и выполнения поставленной этой работой цели необходимо выполнить следующие задачи:
определить понятие основ конституционного строя как таковых;
проанализировать основные аспекты конституционно-правового регулирования каждого из элементов духовно-идеологической подсистемы общества;
сформулировать на основании вышеизложенного соответствующие выводы.
Структура курсовой работы включает в себя следующие элементы:
титульный лист;
содержание;
введение;
основную часть, которая состоит из 4 разделов;
заключение;
список использованной литературы.
Курсовая работа выполнена на 32 страницах печатного текста
Каждое государство обладает определенными чертами, отражающими его особенности. Можно характеризовать то или иное государство как демократическое или тоталитарное, республику или монархию, федерацию или унитарное государство и т.д. Совокупность характерных черт составляет общую картину способа организации государства.
Конституция Республики Беларусь в качестве первого раздела содержит раздел "Основы конституционного строя". Уже сам факт начала текста Конституции (помимо преамбулы как вектора законотворческой и правоприменительной деятельности) с данного раздела свидетельствует о его фундаментальном значении.
Что же собой представляют основы конституционного строя? Вначале выясним, что такое конституционный строй. В юридической литературе этот термин (конституционный строй) появился сравнительно недавно, да и сейчас он используется не всеми учеными. В литературе (как это и было в Конституции 1978 года) нередко продолжают использовать и характеризовать понятия "общественный и государственный строй".
Современное определение конституционного строя заключается в двух аспектах: формальном и содержательном.
Строй - это система построения чего-либо. С позиций формального подхода конституционный строй можно определить как любое устройство государства и общества на основе Конституции. При этом, как видим, не имеет значения, является ли Конституция демократической, какие ценности закрепляются ее нормами. Однако если под конституционным строем просто понимать закрепленный в Конституции способ (систему) организации государства и общества, то можно сделать вывод, что любое государство (коль скоро у него существует "конституционный" строй) является конституционным. Однако не всякое государство является конституционным (правовым). Нам (гражданам) ведь важна природа, характер, содержание отношений. Здесь нам очень важно обратиться ко второму аспекту - содержательному аспекту - определения понятия "конституционный строй". В этом смысле под конституционным строем понимают такой общественный и государственный строй, характеризующийся демократизмом, т.е. имеющий следующие важнейшие признаки (черты):
подчинение государства праву (причем не формально провозглашенное, а реально воплощенное);
прежде всего признание и гарантированность неотъемлемых прав человека, существование такого правового статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (они содержатся в таких важнейших документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.);
разделение властей, система сдержек и противовесов как важнейшее сдерживающее начало против сползания власти к авторитаризму и тирании;
многообразие форм собственности и реальные возможности для существования и развития частной собственности как важнейшего условия проявления свободы и автономии личности;
политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности политических партий, придерживающихся различных идеологических установок, кроме экстремистских;
наличие гражданского общества, т.е. системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов, т.е. институты гражданского общества выступают в качестве конструктивного, а в соответствующих ситуациях и весьма жесткого оппонента власти.
Таким образом, конституционный строй (в содержательном аспекте, а не формальном) - это такой государственный и общественный строй, который определен демократической Конституцией как основным законом страны, и для которого в силу демократизма Конституции характерны указанные выше черты.
Конституционный строй определяется всем конституционным законодательством страны, которое конечно же может иметь отдельные недостатки, которые не деформируют природу и характер отношений между государством, обществом и индивидом.
В отличие от в целом конституционного строя основы конституционного строя (уже даже в силу значения слова "основы") представляют собой наиболее важные принципы и нормы Конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства. В силу этого, положения первого раздела Конституции, посвященного основам конституционного строя, обладают большей юридической силой даже по отношению к нормам других статей Конституции. В качестве основ современного конституционного строя можно назвать демократию, правовое, социальное государство, оптимальный баланс прав и законных интересов государства, общества и человека.
В Конституции Республики Беларусь эти основы конституционного строя нашли свое закрепление. Сейчас принципиально важно наиболее полно воплотить их в жизнь.
Духовно-идеологическая подсистема общества представляет собой сторону духовной жизни, связанную со специализированным (профессиональным) духовным производством, с функционированием социальных институтов (идеологических и научных учреждений, театров, библиотек, музеев, кино и т.д.), в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности. Духовную сферу можно рассматривать как целенаправленно организуемую обществом духовную жизнь людей.
Духовно-культурные отношения в обществе — это отношения между людьми, между человеком, обществом и государством по поводу духовно-культурных благ. Эти отношения обусловлены в конечном счете существующей системой экономических и социальных отношений, однако надо иметь в виду, что эта обусловленность - именно в конечном счете. Более того, духовно-культурные отношения в свою очередь оказывают воздействие на отношения экономические, социальные и политические. Предмет этих отношений включает все духовно-культурные явления — науку, искусство, образование, религию, прочие области общественного сознания.
Подчас духовно-культурные отношения приобретают политический характер. Особенно часто это случается в сфере религии, которая нередко выступает в качестве фактора, образующего нацию и государство.
Данная сфера общественных отношений регулируется конституционным правом в наименьшей мере по сравнению с остальными подсистемами общественного строя. Это и понятно: ведь речь идет, по существу, о внутреннем мире человека. Только тоталитарные режимы претендуют на полный контроль и над этой сферой жизни общества, в демократическом же обществе человек самоценен и автономен и его внутренний мир принадлежит ему одному. Задача государства и права, прежде всего конституционного права, сводится здесь к тому, чтобы обеспечить наилучшие условия для духовно-культурного развития личности человека.
Эта подсистема регулируется рядом документов международного права:
Декларация принципов международного культурного сотрудничества (4 ноября 1966г.);
Рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества, мира, уважения прав человека, основных свобод (19 ноября 1974г.);
Всеобщая декларация прав человека (10декабря 1948г.);
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966г.).
В Республике Беларусь духовно-идеологическая подсистема общества регулируется рядом нормативных актов:
Закона Республики Беларусь «О культуре в Республике Беларусь» (1991 г.) с последующими изменениями и дополнениями;
Кодексом Республики Беларусь Об Образовании;
Законом «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» (1992 г.) с изменениями и дополнениями.
Существуют и другие нормативные документы, регулирующие эту сферу жизни.
Хотя регулирование вопросов культуры в конституциях многих стран началось сравнительно недавно (в основном после второй мировой войны), в ряде этих документов соответствующие статьи содержатся. В Конституции Италии закреплены следующие нормы:
искусство и наука свободны, свободно и их преподавание;
частные лица и организации имеют право учреждать школы и институты, содержащиеся не за счет государства.
Конституции Кубы, КНДР содержат положения о том, что именно государство определяет основные приоритетны в сфере культуры (отсюда выводы о том, что в стране должны быть только государственные учебные заведения, должно иметь место коммунистическое воспитание и т.д.)
Законодательство Республики Беларусь о культуре основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь от 4 июня 1991 года «О культуре в Республике Беларусь» (в редакции Закона Республики Беларусь от 18 мая 2004 года) и иных актах законодательства. Закон Республики Беларусь от 4 июня 1991 года «О культуре в Республике Беларусь» (редакции Закона Республики Беларусь от 18 мая 2004 года) является основополагающим законом в сфере культуры и регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением и обеспечением культурной деятельности. Закон достаточно объемен, поэтому мы выделим лишь некоторые положения этого документа
Государственные органы во взаимодействии с общественными объединениями обязаны обеспечивать развитие культуры и несут ответственность за духовное, моральное и эстетическое воспитание воспитание граждан. Они обязаны совершенствовать систему социальных, организационно-правовых и экономических гарантий развития культуры и создавать необходимые условия для приобщения граждан к национальному и мировому культурному наследию; формировать систему предприятий и учреждений культуры; выделять необходимые материальные и финансовые средства; обеспечивать проведение научных исследований и разработку научных проектов в области культуры, подготовку квалифицированных кадров; создавать гарантии и стимулы художественного творчества, сохранения традиционной культуры, фольклор, народные промыслы, ремесла, использование достижений культуры; обеспечивать формирование и эстетизацию среды обитания человека, защиту интересов народа Беларуси в области культуры.
Информация о работе Духовно-идеологические основы конституционного строя