Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:59, курсовая работа
Тема моей курсовой работы «Духовно-идеологические основы конституционного строя» была выбрана не случайно.
Как отмечают многие отечественные правоведы, Беларусь в настоящее время находится на самом начальном этапе практического конституционного обеспечения закрепленных в Конституции основ, поэтому, привлечение внимания к духовно-идеологическим основам конституционного строя Республики Беларусь, как к гаранту удовлетворения духовных потребностей личности, в настоящее время, является актуальным для общества.
Введение 3
Понятие конституционного строя и основ конституционного строя 5
Духовно-идеологическая подсистема общества 8
Конституционно-правовое регулирование вопросов культуры 10
Конституционно-правовое регулирование образования 15
Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений 20
Заключение 30
Список использованных источников 32
Государственные учреждения образования финансируются из республиканского и (или) местных бюджетов. Объем бюджетного финансирования на содержание и развитие национальной системы образования утверждается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год и устанавливается в размере не менее 10 процентов от валового внутреннего продукта. Финансирование образования производится не только из госбюджета. Могут быть иные поступления:
доходы от платных образовательных услуг;
доходы от производственной и научной деятельности;
гуманитарная помощь;
имущество и денежные средства, полученные от благотворителей и меценатов;
иные источники, не запрещенные Законом.
Плата за обучение в государственном учебном заведении устанавливается руководителем учреждения в размере экономически обоснованных затрат, необходимых для подготовки специалистов по данной специальности (специализации) в данном учреждении.
Религия – одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.
Свобода религии провозглашалась в следующих международно-правовых документах:
Всеобщей декларации прав человека 1948 г. - ст. 18;
Международном пакте о гражданских и политических правах 1966Г. (ст. 18);
Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религиозных убеждений;
Документах ОБСЕ: «Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» (1975), ст. 16.4;
Документы Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990), ст. 9.2 и др.;
Документах Совета Европы, в том числе в «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (1950), ст. 9 и др.
Из вышеприведенных и других международных документов можно выделить некоторые положения:
каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя: а) свободу менять свою религию или убеждения; б) исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими;
никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу принимать религию по своему выбору;
свобода и вероисповедания религии или убеждений может ограничиваться в связи с необходимостью охранять общественную безопасность, порядок, здоровье, мораль, права и свободы других лиц;
родители или опекуны имеют право воспитывать своих детей в соответствий со своими религиозными убеждениями;
никто не должен подвергаться дискриминации на основе религии со стороны любого государства, учреждения, отдельных лиц или их группы.
Каждый имеет права.
отправлять культы или собираться в связи с религией, создавать и содержать места для этих целей.
создавать и содержать соответствующие благотворительные или гуманитарные учреждения;
производить, приобретать и использовать в соответствующем объеме необходимые предметы и материалы, связанные с религиозными обрядами;
выпускать и распространять соответствующие публикации;
вести преподавание по вопросам религии;
испрашивать и получать от отдельных лиц и организаций добровольные финансовые или иные пожертвования;
готовить, назначать, избирать или назначать по праву наследования соответствующих руководителей согласно потребностям и нормам той или иной религии или убеждений;
устанавливать и поддерживать связи с отдельными лицами и общинами в области религии и убеждений на национальном и международном уровнях.
Законодательство Республики Беларусь о свободе вероисповеданий состоит из следующих основных нормативных документов:
Конституции - ст. 31;
Закона «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» (17.12.1992 г., с последующими изменениями и дополнениями);
Других актов законодательства, издаваемых в соответствии с Конституцией и Законом.
Из закона «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» (с изменениями и дополнениями) можно выделить несколько основополагающих положений:
каждый гражданин самостоятельно определяет свое отношение к религии и вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (быть атеистом);
каждый гражданин имеет право выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии;
не допускается какое-либо принуждение при определении гражданином своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в обучении религии;
родители или лица их заменяющие по взаимному согласию вправе воспитывать своих детей в соответствии со своим отношением к религии;
осуществление свободы исповедовать религию или выражать убеждения подлежат лишь тем ограничениям, которые необходимы для охраны общественной безопасности и порядка, жизни, здоровья, морали, а также прав и свобод других граждан, установленных законом и совместимых с международными обязательствами;
указание в официальных документах на отношение гражданина к религии не допускается, кроме случаев, когда этого желает сам гражданин;
ограничение прав или установление каких-либо преимуществ в зависимости от отношения к религии запрещается;
-запрещается оскорбление религиозных чувств граждан, осквернение почитаемых в данной религии священных предметов, культовых сооружений, мест паломничества, захоронений;
все религии и вероисповедания равны перед законом.
В Республике Беларусь церковь от государства отделена, хотя отдельной статьи в Законе по этому поводу нет. «Отделение» вытекает из ст. № 7 вышеупомянутого Закона. Здесь содержатся следующие положения, означающие, отделение церкви от государства:
государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций (например, речь может идти о регистрации брака), как это имеет место в некоторых зарубежных странах, где прослеживается явная связь государства и церкви.
государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если только она не противоречит законодательству;
государство не финансирует деятельность религиозных организаций;
в местах богослужений не допускается использование государственной символики, выступлений, призывов, оскорбляющих представителей органов власти, граждан;
об отделении церкви от государства говорит и тот факт, что церковные символы не используются при проведении государственных церемоний (например, при проведении присяги).
Вместе с тем в соответствии с Законом государство способствует установлению отношений терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, религиозными организациями различных вероисповеданий, а также между их последователями.
Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются Законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа
Отделение церкви от государства не означает полного своеволия, ибо религиозным организациям запрещается:
участвовать в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели;
проводить в местах богослужений собрания, митинги и другие мероприятия политического характера, обращаться с призывами, оскорбляющими представителей органов власти, должностных лиц и отдельных граждан;
заниматься деятельностью, направленной против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия;
заниматься деятельностью, связанной с нарушением прав и свобод граждан;
-сочетать обрядовую деятельности с покушением на жизнь, свободу и достоинство личности;
нарушать установленный законодательством порядок проведения публичных религиозных действий (богослужений, обрядов, церемоний, шествий);
принуждать граждан к неисполнению своих конституционных обязанностей (служба в армии и др.);
совершать действия, сопровождающиеся грубыми нарушениями общественного порядка либо посягательством на права и имущество государственных, общественных или религиозных организаций.
За все эти нарушения законодательства деятельность религиозной организации может быть прекращена.
Система образования в Республике Беларусь носит светский характеры не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. В Законе 1992 г. (ст. 8) содержалось положение о том, что «в особых случаях разрешается с познавательно-воспитательными целями по желанию родителей и по согласованию с органами народного образования приглашение в школу представителей религиозных организаций». В первоначальном варианте Закона (без изменений и дополнений) содержалось положение о том, что религиозным организациям могли быть предоставлены в пользование помещения, «кроме помещений государственных учебных заведений». В современной редакции Закона в ст. 9 констатируется, что в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений родителей или лиц их заменяющих (самих совершеннолетних обучающихся) во внеучебное время учреждения образования могут взаимодействовать с религиозными организациями. Сами религиозные организации вправе создавать для религиозного просвещения учебные группы и воскресные религиозные школы, используя при этом помещения, не принадлежащие государственным учреждениям образования.
К религиозным организациям в Республике Беларусь относятся:
религиозные общины, создаваемые в целях совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей. Они образуются по инициативе не менее 20 граждан, достигших восемнадцатилетнего возраста, постоянно проживающих в Республике Беларусь;
религиозные объединения.
В своей деятельности религиозные организации, имеющие руководящие центры за рубежом, могут руководствоваться своими уставами (положениями), но только в том случае, если при этом нет нарушения законодательства Республики Беларусь.
Отношения государства с зарубежными религиозными организациями, в том числе связанные с приглашением в Республику Беларусь иностранных священнослужителей, разрешаются государственными органами (Советом Министров).
Религиозные объединения вправе создавать духовные учебные заведения, монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии.
Что касается духовных учебных заведений, то в Республике Беларусь есть несколько учебных заведений (например, православная духовная академия, православная и католическая духовные семинарии, библейский институт, православное духовное училище по подготовке псаломщиков и др.). Все эти и другие учебные заведения действуют на основании своих уставов (положений), т.е. они не подчиняются Министерству образования.
Уставы религиозных организаций подлежат обязательной регистрации.
С момента регистрации религиозные организации приобретают статус юридического лица. При этом подаются следующие сведения:
местонахождение религиозной организации
вероисповедная принадлежность
место в организационной структуре религиозного объединения имущественное положение права по учреждению предприятий и СМИ основании других религиозных организаций
создании учебных заведений
порядок решения имущественных и иных вопросов в случае прекращения деятельности религиозной организации
-другие сведения.
Документы, решающие внутренние вопросы организации, регистрации в госорганах не подлежат.
Для регистрации религиозной организации в ней должно быть не менее 10 человек, достигших 18 лет и проживающих в одном или смежных населённых пунктах
Регистрацию осуществляют:
Информация о работе Духовно-идеологические основы конституционного строя