Духовно-идеологические основы конституционного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Тема моей курсовой работы «Духовно-идеологические основы конституционного строя» была выбрана не случайно.
Как отмечают многие отечественные правоведы, Беларусь в настоящее время находится на самом начальном этапе практического конституционного обеспечения закрепленных в Конституции основ, поэтому, привлечение внимания к духовно-идеологическим основам конституционного строя Республики Беларусь, как к гаранту удовлетворения духовных потребностей личности, в настоящее время, является актуальным для общества.

Содержание

Введение 3
Понятие конституционного строя и основ конституционного строя 5
Духовно-идеологическая подсистема общества 8
Конституционно-правовое регулирование вопросов культуры 10
Конституционно-правовое регулирование образования 15
Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений 20
Заключение 30
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

последний вариант .doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Государственные учреждения образования финансируются из республиканского и (или) местных бюджетов. Объем бюджетного финансирования на содержание и развитие национальной системы образования утверждается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год и устанавливается в размере не менее 10 процентов от валового внутреннего продукта. Финансирование образования производится не только из госбюджета. Могут быть иные поступления:

                   доходы от платных образовательных услуг;

                   доходы от производственной и научной деятельности;

                   гуманитарная помощь;

                   имущество и денежные средства, полученные от благотворителей и меценатов;

                   иные источники, не запрещенные Законом.

Плата за обучение в государственном учебном заведении устанавливается руководителем учреждения в размере экономически обоснованных затрат, необходимых для подготовки специалистов по данной специальности (специализации) в данном учреждении.


Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений

Религия – одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

Свобода религии провозглашалась в следующих международно-правовых документах:

                   Всеобщей декларации прав человека 1948 г. - ст. 18;

                   Международном пакте о гражданских и политических правах 1966Г. (ст. 18);

                   Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религиозных убеждений;

                   Документах ОБСЕ: «Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» (1975), ст. 16.4;

                   Документы Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990), ст. 9.2 и др.;

                   Документах Совета Европы, в том числе в «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (1950), ст. 9 и др.

Из вышеприведенных и других международных документов можно выделить некоторые положения:

                   каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя: а) свободу менять свою религию или убеждения; б) исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими;

                   никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу принимать религию по своему выбору;

                   свобода и вероисповедания религии или убеждений может ограничиваться в связи с необходимостью охранять общественную безопасность, порядок, здоровье, мораль, права и свободы других лиц;

                   родители или опекуны имеют право воспитывать своих детей в соответствий со своими религиозными убеждениями;

                   никто не должен подвергаться дискриминации на основе религии со стороны любого государства, учреждения, отдельных лиц или их группы.

Каждый имеет права.

                   отправлять культы или собираться в связи с религией, создавать и содержать места для этих целей.

                   создавать и содержать соответствующие благотворительные или гуманитарные учреждения;

                   производить, приобретать и использовать в соответствующем объеме необходимые предметы и материалы, связанные с религиозными обрядами;

                   выпускать и распространять соответствующие публикации;

                   вести преподавание по вопросам религии;

                   испрашивать и получать от отдельных лиц и организаций добровольные финансовые или иные пожертвования;

                   готовить, назначать, избирать или назначать по праву наследования соответствующих руководителей согласно потребностям и нормам той или иной религии или убеждений;

                   устанавливать и поддерживать связи с отдельными лицами и общинами в области религии и убеждений на национальном и международном уровнях.

Законодательство Республики Беларусь о свободе вероисповеданий состоит из следующих основных нормативных документов:

                   Конституции - ст. 31;

                   Закона «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» (17.12.1992 г., с последующими изменениями и дополнениями);

                   Других актов законодательства, издаваемых в соответствии с Конституцией и Законом.

Из закона «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» (с изменениями и дополнениями) можно выделить несколько основополагающих положений:

                   каждый гражданин самостоятельно определяет свое отношение к религии и вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (быть атеистом);

                   каждый гражданин имеет право выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии;

                   не допускается какое-либо принуждение при определении гражданином своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в обучении религии;

                   родители или лица их заменяющие по взаимному согласию вправе воспитывать своих детей в соответствии со своим отношением к религии;

                   осуществление свободы исповедовать религию или выражать убеждения подлежат лишь тем ограничениям, которые необходимы для охраны общественной безопасности и порядка, жизни, здоровья, морали, а также прав и свобод других граждан, установленных законом и совместимых с международными обязательствами;

                   указание в официальных документах на отношение гражданина к религии не допускается, кроме случаев, когда этого желает сам гражданин;

                   ограничение прав или установление каких-либо преимуществ в зависимости от отношения к религии запрещается;

                   -запрещается оскорбление религиозных чувств граждан, осквернение почитаемых в данной религии священных предметов, культовых сооружений, мест паломничества, захоронений;

                   все религии и вероисповедания равны перед законом.

В Республике Беларусь церковь от государства отделена, хотя отдельной статьи в Законе по этому поводу нет. «Отделение» вытекает из ст. № 7 вышеупомянутого Закона. Здесь содержатся следующие положения, означающие, отделение церкви от государства:

                   государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций (например, речь может идти о регистрации брака), как это имеет место в некоторых зарубежных странах, где прослеживается явная связь государства и церкви.

                   государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если только она не противоречит законодательству;

                   государство не финансирует деятельность религиозных организаций;

                   в местах богослужений не допускается использование государственной символики, выступлений, призывов, оскорбляющих представителей органов власти, граждан;

                   об отделении церкви от государства говорит и тот факт, что церковные символы не используются при проведении государственных церемоний (например, при проведении присяги).

Вместе с тем в соответствии с Законом государство способствует установлению отношений терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, религиозными организациями различных вероисповеданий, а также между их последователями.

Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются Законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа

Отделение церкви от государства не означает полного своеволия, ибо религиозным организациям запрещается:

                   участвовать в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели;

                   проводить в местах богослужений собрания, митинги и другие мероприятия политического характера, обращаться с призывами, оскорбляющими представителей органов власти, должностных лиц и отдельных граждан;

                   заниматься деятельностью, направленной против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия;

                   заниматься деятельностью, связанной с нарушением прав и свобод граждан;

                   -сочетать обрядовую деятельности с покушением на жизнь, свободу и достоинство личности;

                   нарушать установленный законодательством порядок проведения публичных религиозных действий (богослужений, обрядов, церемоний, шествий);

                   принуждать граждан к неисполнению своих конституционных обязанностей (служба в армии и др.);

                   совершать действия, сопровождающиеся грубыми нарушениями общественного порядка либо посягательством на права и имущество государственных, общественных или религиозных организаций.

За все эти нарушения законодательства деятельность религиозной организации может быть прекращена.

Система образования в Республике Беларусь носит светский характеры не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. В Законе 1992 г. (ст. 8) содержалось положение о том, что «в особых случаях разрешается с познавательно-воспитательными целями по желанию родителей и по согласованию с органами народного образования приглашение в школу представителей религиозных организаций». В первоначальном варианте Закона (без изменений и дополнений) содержалось положение о том, что религиозным организациям могли быть предоставлены в пользование помещения, «кроме помещений государственных учебных заведений». В современной редакции Закона в ст. 9 констатируется, что в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений родителей или лиц их заменяющих (самих совершеннолетних обучающихся) во внеучебное время учреждения образования могут взаимодействовать с религиозными организациями. Сами религиозные организации вправе создавать для религиозного просвещения учебные группы и воскресные религиозные школы, используя при этом помещения, не принадлежащие государственным учреждениям образования.

К религиозным организациям в Республике Беларусь относятся:

                   религиозные общины, создаваемые в целях совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей. Они образуются по инициативе не менее 20 граждан, достигших восемнадцатилетнего возраста, постоянно проживающих в Республике Беларусь;

                   религиозные объединения.

В своей деятельности религиозные организации, имеющие руководящие центры за рубежом, могут руководствоваться своими уставами (положениями), но только в том случае, если при этом нет нарушения законодательства Республики Беларусь.

Отношения государства с зарубежными религиозными организациями, в том числе связанные с приглашением в Республику Беларусь иностранных священнослужителей, разрешаются государственными органами (Советом Министров).

Религиозные объединения вправе создавать духовные учебные заведения, монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии.

Что касается духовных учебных заведений, то в Республике Беларусь есть несколько учебных заведений (например, православная духовная академия, православная и католическая духовные семинарии, библейский институт, православное духовное училище по подготовке псаломщиков и др.). Все эти и другие учебные заведения действуют на основании своих уставов (положений), т.е. они не подчиняются Министерству образования.

Уставы религиозных организаций подлежат обязательной регистрации.

С момента регистрации религиозные организации приобретают статус юридического лица. При этом подаются следующие сведения:

                   местонахождение религиозной организации

                   вероисповедная принадлежность

                   место в организационной структуре религиозного объединения имущественное положение права по учреждению предприятий и СМИ основании других религиозных организаций

                   создании учебных заведений

                   порядок решения имущественных и иных вопросов в случае прекращения деятельности религиозной организации

                   -другие сведения.

Документы, решающие внутренние вопросы организации, регистрации в госорганах не подлежат.

Для регистрации религиозной организации в ней должно быть не менее 10 человек, достигших 18 лет и проживающих в одном или смежных населённых пунктах

Регистрацию осуществляют:

Информация о работе Духовно-идеологические основы конституционного строя