Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:11, реферат
В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, медленным развитием индивидуальной частной собственности.
I. Введение…..……………………….……………………..………
II. Основная часть……………………………………………………
а) Даосизм……………………………………………………………..
б) Конфуцианство ……………………………………………………
в) Моизм ………………………………………………………………
г) Легизм……………………………………………………………….
III. Заключение................................................................................................
IV. Литература...............................................................................
На страницах
книги "Лунь юй" высказана мысль
о том, что необходимость в
государственном управлении отпадет
вообще, если правила ритуала будут
всеми соблюдаться. Вместе с тем
Конфуций не отвергал полностью значения
законодательства, хотя, судя по всему,
последнему он уделял лишь вспомогательную
роль.
Существенную
социально-политическую и регулятивную
нагрузку в учении Конфуция несет
принцип "исправления имен" (чжэ
мин). Цель "исправления имен" —
привести "имена" (т.е. обозначения
социальных, политических и правовых статусов
различных лиц и групп населения в иерархической
системе общества и государства) в соответствие
с реальностью, обозначить место и ранг
каждого в социальной системе, дать каждому
соответствующее ему имя, чтобы государь
был государем, сановник — сановником,
отец — отцом, сын — сыном, простолюдин
— простолюдином, подданный — подданным.
Политическая
программа раннего
Вместе с тем
отдельные положения доктрины, как
было сказано, имели прогрессивное
значение. К ним следует отнести,
прежде всего, идеи распространения моральных
знаний и обучения людей независимо от
их сословной принадлежности. Просветительская
деятельность Конфуция и его учеников
сыграла громадную роль в развитии китайской
культуры.
Уже вскоре после
своего возникновения конфуцианство
стало влиятельным течением этической
и политической мысли в Китае, а во II в.
до н. э. было признано в Китае официальной
идеологией и стало играть роль государственной
религии.
в) Моизм
Основатель моизма
Мо-цзы (479-400 гг. до н.э)-основатель школы
моистов, развивал идею естественного
равенства всех людей и выступил с обоснованием
договорной концепции возникновения государства,
в основе которой лежит идея принадлежности
народу верховной власти. Его учение изложено
последователями в книге "Мо-цзы".
поисках "единого образца справедливости"
Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения
государства и управления.
Эта идея единой
для всех справедливости и единой
законодательной власти своим острием
была направлена против произвола местных
властей и сановников, против "больших
людей — ванов, гунов", устанавливающих
свои порядки, прибегающих к жестоким
наказаниям и насилию, что, по смыслу договорной
концепции Мо-цзы, противоречит всеобщему
соглашению о верховной власти и ее прерогативе
устанавливать единый и общеобязательный
"образец справедливости".
Моизм выражал
интересы мелких собственников —
свободных земледельцев, ремесленников,
торговцев, низших чинов в государственном
аппарате, социальное положение которых
было неустойчиво и противоречиво.
С одной стороны, они были близки
к трудящимся массам и в известной степени
восприняли их убеждения, а с другой, —
добившись определенного положения в
обществе, стремились приблизиться к правящей
верхушке, требовали для себя привилегий
высших сословий. Такими же противоречиями
было пронизано учение моистов.
Воспроизводя
некоторые представления
В подтверждение
этого вывода Мо-цзы ссылался на
пример древних. Первым правителем, согласно
концепции, люди избрали самого достойного.
Получив от неба и духов право
на управление Поднебесной, он стал государем
— "сыном неба". Древние правители,
утверждал Мо-цзы, приносили пользу всему
народу. Среди них многие были выходцами
из низших сословий: один сначала лепил
горшки, другой был рабом, третий — каменщиком
Причиной нынешних неурядиц и хаоса является
то, что правители отвергли заветы старины,
предаются алчности, ведут из-за этого
нескончаемые войны, повергают простолюдинов
в нищету. Учение моизма о выдвижении мудрых
содержало в зародыше идею равенства,
обосновывало возможность передачи верховной
власти представителям трудового народа.
Противоречия
в учении моистов начинались тогда,
когда они переходили от критики
существующих порядков к изложению
принципов и методов управления
в идеальном государстве.
В противовес конфуцианскому
принципу человеколюбия Мо цзы выдвинул
принцип всеобщей любви. Конфуцианское
человеколюбие, говорил он, представляет
собой корыстную любовь, основанную на
привязанности по крови и приоритете родственных
связей. Но такая любовь еще не является
настоящей любовью. Истинное человеколюбие
подразумевает одинаково справедливые
отношения ко всем людям без различия
родства или сословий. Мо-цзы мечтал о
том, чтобы "люди помогали друг другу,
чтобы сильный помогал слабому, чтобы
люди учили друг друга, чтобы знающий учил
незнающего, делили бы имущество друг
с другом". В этой части концепция опиралась
на бытовавшие в общинах представления
о взаимовыручке и имущественных переделах.
Идеальной организацией
власти Мо-цзы считал государство
с мудрым правителем во главе и
отлаженной исполнительской службой.
В единообразном исполнении чиновниками
воли государя он видел залог и основу
прочности власти. Для установления же
полного единства государства предлагалось
насаждать единомыслие, искоренять вредные
учения и поощрять доносы "Услышав о
хорошем или плохом, каждый должен сообщить
об этом вышестоящему, и то, что вышестоящий
находит правильным, все должны признать
правильным, а то, что вышестоящий находит
неправильным, все должны признать неправильным"
Поддерживать данный порядок следовало
при помощи наказаний и наград, соразмерных
совершаемым поступкам.
Таким образом,
в концепции моизма идеи равенства
были фактически отброшены; концепция
завершалась восхвалением деспотически-бюрократического
государства, исключавшего всякую возможность
не только участия народа в управлении,
но и обсуждения им государственных дел.
Взгляды Мо-цзы на государственное единство
приближались к идее централизации власти.
В истории китайской
политической мысли учение Мо-цзы
занимает промежуточную ступень
между конфуцианством, выдержанным
в духе патриархальной морали, и практико-прикладной
теорией легистов (законников). Моизм отражал
результаты перерастания патриархальной
общины в территориальную, развития отношений,
построенных на расчете и соображениях
выгоды, но воспроизводил идеологию слоев,
которые не способны были преодолеть общинные
связи. В политической программе моизма
просматриваются как прогрессивные, так
и консервативные тенденции.
г) Легизм
Интересы имущественной
и служилой знати отстаивали легисты,
или законники. Крупнейший представитель
раннего легизма Шан Ян (ок. 390—338 гг до
н. э), инициатор знаменитых реформ, узаконивших
в стране частную собственность на землю,
один из основателей школы “законников”.
Составленные им проекты реформ и указов
вошли в трактат "Шан цзюнь шу" ("Книга
правителя области Шан"). Учение легизма
существенно отличалось от предшествующих
концепций.
Шан Ян выступил
с обоснованием управления, опирающегося
на законы (фа) и суровые наказания.
Критикуя распространенные в его
время и влиятельные
В целом вся
концепция управления, предлагаемая
Шан Яном, пронизана враждебностью
к людям, крайне низкой оценкой их
качеств и уверенностью, что посредством
насильственных мер (или, что для него
то же самое, — жестоких законов) их можно
подчинить желательному "порядку.
Другую особенность
легизма составили элементы исторического
подхода к общественным явлениям.
Поскольку
Идеологи легизма
намечали провести обширный комплекс
экономических и политических реформ.
В области управления предлагалось сосредоточить
всю полноту власти в руках верховного
правителя, лишить наместников властных
полномочий и превратить их в обыкновенных
чиновников. Умный правитель, говорится
в трактате "Шан цзюнь шу", "не потворствует
смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает
закон и с помощью законов наводит порядок".
Намечалось также
упразднить передачу должностей по наследству.
На административные посты Шан Ян
рекомендовал выдвигать в первую очередь
тех, кто доказал свою преданность государю
на службе в войске. Чтобы обеспечить представительство
зажиточных слоев в государственном аппарате,
предусматривалась продажа чиновничьих
должностей. Деловые качества при этом
не учитывались. Шан Ян предъявлял к чиновникам
лишь одно требование — слепо повиноваться
государю.
Легисты считали
необходимым ограничить общинное самоуправление,
подчинить семейные кланы и патронимии
местной администрации. Не отрицая
общинного самоуправления в принципе,
Шан Ян выступал с проектами реформ (районирования
страны, службы чиновничества на местах
и др.), которые преследовали цель поставить
граждан под непосредственный контроль
государственной власти. Реализация этих
проектов положила начало территориальному
подразделению граждан в Китае.
Предлагалось
также установить единые для всего
государства законы. Как и другие
ранние легисты, Шан Ян не помышлял
еще о полной замене обычного права
законодательством. Под законом
он понимал репрессивную политику (уголовный
закон) и административные распоряжения
правительства.
Отношения между
властью и народом Шан Ян рассматривал
как противоборство враждующих сторон.
В образцовом государстве власть
правителя опирается на силу и
никаким законом не связана. Шан
Яну не известны представления о правах
граждан, их законных гарантиях и т.п. Закон
выступает у него средством устрашающего
превентивного террора. За малейший проступок,
убеждал Шан Ян, следует карать смертной
казнью. Эту карательную практику должна
была дополнить политика, искореняющая
инакомыслие и оглупляющая народ.
Высшей целью
деятельности государя Шан Ян считал
создание могущественной власти, способной
объединить Китай путем захватнических
войн.
Легизм содержал
наиболее полную программу централизации
государства, и его рекомендации были
использованы при объединении страны
под властью императора Цинь Шихуана (III
в. до н.э.). Официальное признание учения
в то же время имело крайне негативные
последствия. Практическое применение
легистских концепций сопровождалось
усилением деспотизма, эксплуатации народа,
внедрением в сознание подданных животного
страха перед правителем и всеобщей подозрительности.
Учитывая недовольство широких масс легистскими
порядками, последователи Шан Яна отказались
от наиболее одиозных положений и, наполняя
легизм моральным содержанием, сближали
его с даосизмом либо конфуцианством.
Легистские воззрения, кроме Шан Яна, разделяли
и развивали многие видные представители
влиятельной школы фацзя (Цзын Чань, Шэнь
Бу-хай, Хань Фэй и др.).
В рамках легистской
доктрины Хавь Фэй (III в. до н. э.) выступал
за дополнение законов искусством управления.
Это, по существу, означало признание
недостаточности одних лишь тяжких
наказаний в качестве средства управления.
Отсюда и его частичная критика
в адрес легистов Шан Яна и Шэнь Бу-хая:
"Эти двое не совсем тщательно отработали
законы и искусство управления".