Деформация правосознания: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы дать полное представление об отклонениях в правосознании, то есть о деформациях правосознания.

Попутно ставя перед собой задачи:

дать теоретико-правовую характеристику деформаций в правовом сознании, раскрыть основное понятие;
проанализировать отдельные типы отклонений: правовой нигилизм, фетишизм, идеализм и другие;
описать способы устранения деформаций в правосознании.

Содержание

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 1
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. Общая теоретико-правовая характеристика отклонений 6
от правосознания и правовой культуры 6
Глава II. Анализ отдельных типов отклонений, особенности их проявления в российской действительности. 11
Глава III. Способы устранения деформации правосознания. 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

курсавая работа.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

      Эта главная цель правового воспитания разбивается на подцели.  
К ним относятся:

    1. доведение нормативной информации до граждан Российской Федерации;
    2. обеспечение более успешной социализации личности в сфере регулируемых правом общественных отношений;
    3. повышение уровня правовой культуры общества.

      В современных условиях в российском обществе необходимо преодолевать деформации правосознания, поразившей многих людей, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримость к произволу, коррупции. Эти проявления социального зла необходимо преодолеть, и одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению дефектов правового сознания, служат активные меры по правовому воспитанию граждан. Воспитание правового сознания является социальной функцией государства. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.

      Средством правового воспитания в целевом  аспекте рассматривается правовое обучение.15

      Целью правового обучения является, таким  образом, формирование теоретической  основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения.

      Однако  следует заметать, что такие определения  носят не точный характер.

      Обучение  как общественное явление есть целенаправленная, организационная, систематическая передача старшими и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры. Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответственный уровень развития личности.16

      Можно сделать вывод, что правовое обучение и правовое воспитание органически  связано между собой. Воспитывающее  обучение предполагает непрерывную  взаимосвязь процессов целенаправленного  формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию — положительное отношение к познаваемому содержанию и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний.

      Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании — правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Имеется в виду правовое сознание индивида, коллектива (профессиональной группы), общества в целом.

      В социально-нормативном воспитании должны участвовать все граждане на протяжении всей жизни, как в качестве воспитателей, так и в качестве воспитуемых, в зависимости от выполняемых социальных ролей. Только тогда оно способно формировать у граждан позитивное правосознание.

      Преодоление деформации правового сознания является сложным и многоступенчатым процессом, складывающимся из предупреждения и предотвращения этого негативного явления. Поэтому, отдавая дань роли социально-нормативного воспитания в формировании у российских граждан положительного правосознания, Петров В.Р., указывает на неспособность решения проблемы его деформации одним только воспитательным процессом. Требуется проведение комплекса различных мер с использованием соответствующих методов воздействия. Эти меры, в зависимости от масштабов и решаемых задач, подразделяются на общие и специальные. К общим относятся мероприятия, связанные с совершенствованием экономических, политических, социальных и иных институтов нашего государства, с устранением из жизни общества кризисных явлений и диспропорций. В отличие от общих, специальные меры направлены на преодоление различных форм деформации правового сознания как у конкретных членов общества, так и отдельных социальных групп.

      Учитывая, что вопросы преодоления деформации правового сознания граждан России в юридической науке исследованы явно недостаточно, автор предлагает многоуровневый подход разрешения рассматриваемой проблемы17.

      На  общесоциальном уровне работа по преодолению  деформации правового сознания должна осуществляться в масштабе всей страны на основе разработки и проведения различных мероприятий экономического, политического, социального, правового, культурного и организационного характера (экономические преобразования, укрепление демократии и законности, совершенствование законодательства и т. д.).

      Работа по преодолению деформации правового сознания на групповом уровне должна в основном осуществляться с помощью специальных мер, призванных дополнить и конкретизировать общие. Их характер зависит от того, среди каких социальных групп проводится эта работа. К примеру, ее проведение среди сотрудников ОВД предполагает применение следующих мер:

      1) четкий профессиональный отбор,  включая специальный психодиагностический;

      2) периодическое медицинское освидетельствование; 

      3) проведение социально-психологического тренинга и т. д.

      На  индивидуальном уровне работа по преодолению  деформации правового сознания должна осуществляться с помощью специальных  мер, проводимых параллельно с организацией социально-нормативного воспитания. Выбор  специальных мер зависит от того, сопровождалось или нет искажение правосознания совершением преступления или иного правонарушения.

      Таким образом, для устранения таких социальных явлений как деформация, дефекты, отклонения правового сознания граждан, на мой взгляд, все же необходимо вести воспитательный  процесс начиная с раннего детства. Этот процесс должен быть непрерывным, целенаправленным.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В заключении следует отметить, что  на деформацию правосознания влияют много причин, таких как:  экономические  факторы (спад производства, снижение объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижение реальной заработной платы и т. д.); социальные процессы (резкое расслоение российского общества и т. д.);  политические явления (борьба за власть в центре и в регионах, нестабильность политических институтов и т. д.); правовые факторы (эволюция российской правовой системы); факторы общественной и духовной жизни (отсталое мировоззрение, мнимые ценности и т. д.).

      Деформации  в общественном и профессиональном правосознании не могут не влиять на уровень и направленность индивидуального правосознания граждан России.

      Необходимо  направить все усилия на формирование соответствующего отношения к праву, на принятие и признание его на уровне общечеловеческих ценностей  и естественно-правовой концепции, а главное на формирование «бездефектного» правосознания.

      В данной работе освещены все запланированные  вопросы, дана характеристика отдельных  типов деформаций правового сознания, раскрыты способы его устранения.  
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ  

  1. Баранов В.М. Правовая демагогия: природа, формы проявления, социальная опасность / В.М. Баранов // Северо-Кавказский юридический вестник. – 1998. - № 4. – С. 13-31.                                                    
  2. Ильин И.А. О сущности правосознания. Собр. соч. – М., 1994. – Т. 4. - 612 с.
  3. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» / Н.И. Матузов // Правоведение. - № 2. – С. 3-16.
  4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права // Учебник. – М., 1999. – 241с.
  5. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. – СПб: Лань, 2000. – 352 с.                                                     
  6. Певцова Е.А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России / Е.А. Певцова // Журнал российского права. - 2003.- N 10.- С. 122-133.
  7. Певцова Е.А. Соотношение правовой информированности и правосознания в современном обществе / Е.А. Певцова // Основы государства и права. - 2002.- N 5.- С. 76-78.
  8. Певцова Е.А. Современные подходы юристов к вопросу соотношения дефиниций "правовая культура", "правовое воспитание", "правовое образование" // Основы государства и права.- 2002.- N 6.- С. 66-74.
  9. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. – СПб: Лань, 2000. – 607 с.
  10. Петров В.Р. Деформация правосознания граждан России. Проблемы теории и практики: Автореферат диссертации на соиск. ученой степ. к.ю.н. – Нижний Новгород. – 2000. – 24 с.                                   
  11. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ. ред. члена-корр. РАН, доктора юрид. наук, проф. В.С. Нерсесянца.- М.: НОРМА-ИНФРА, 1999.- 832 с.
  12. Самощенко И.С., Пищенко В. Юридическая наука и правовое воспитание // Сов. юстиция. 1989. № 23. С. 1-2
  13. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание: Методология и методика.- М.: Высш. шк., 1990.- 174 с.
  14. Хрючкина И.В. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / И.В. Хрючкина, А.И. Лагунова. – Красноярск, 2002. – 45 с.
 
 

                                      

Информация о работе Деформация правосознания: понятие и виды