Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 11:21, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы дать полное представление об отклонениях в правосознании, то есть о деформациях правосознания.
Попутно ставя перед собой задачи:
дать теоретико-правовую характеристику деформаций в правовом сознании, раскрыть основное понятие;
проанализировать отдельные типы отклонений: правовой нигилизм, фетишизм, идеализм и другие;
описать способы устранения деформаций в правосознании.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 1
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. Общая теоретико-правовая характеристика отклонений 6
от правосознания и правовой культуры 6
Глава II. Анализ отдельных типов отклонений, особенности их проявления в российской действительности. 11
Глава III. Способы устранения деформации правосознания. 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА
ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ДЕФОРМАЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
(курсовая
работа)
Защищена
«____»_________2009 г.
с
оценкой ______________________
Научный руководитель __________
__________________
_________________
(подпись)
Красноярск
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Современный период развития Российского государства характеризуется глубоким реформированием политических, экономических, духовных и организационных основ жизни общества. Происходит обновление мировоззрения населения. На первый план обоснованно выдвигаются общечеловеческие ценности, права, свободы и законные интересы личности, демократические формы управления. После долгого пребывания в рамках жесткой административной системы управления, не способной в полной мере учитывать и удовлетворять потребности и интересы граждан в силу уравнительного подхода к индивидуальным качествам, общество в последние годы стремится выйти на путь свободного развития, где высшей ценностью признается конкретный человек, его права и достоинство. Первостепенной становится задача защиты конституционных прав и свобод граждан. Это требует не только деятельного участия государства в управлении обществом, но и формирования у его граждан позитивно ориентированного правового сознания.
Однако способность населения на сознательном уровне соблюдать законы, уважать права и свободы других граждан не всегда находит адекватное отражение на практике и нередко проявляется в распространении различных форм деформации правового сознания.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы дать полное представление об отклонениях в правосознании, то есть о деформациях правосознания.
Попутно ставя перед собой задачи:
Курсовая работа написана по средствам анализа документов по данной теме и синтеза полученных данных.
Проблема правового сознания всегда была объектом пристального внимания исследователей. Настоящая тема достаточно разработана у таких авторов как: В.К. Бабаев, В.М. Баранов, П.П. Баранов, В.И. Гойман, Н.Л. Гранат, А.И. Демидов, Н.И. Матузов, В.В. Попов, И.Ф. Рябко, А.П. Семитко, Е.А. Певцова и многих других.
Авторы
рассматривают в своих научных
исследованиях различные
классификация
деформации правового
сознания.
Не в полной мере способствуют решению проблемы деформации правового сознания и проводимые в нашей стране реформы. Принятие Конституции Российской Федерации дает реальную возможность обоснования нового подхода к проблеме правового сознания, который позволил бы осуществить организацию эффективной защиты прав и свобод граждан. Однако значительный социально стабилизирующий, нормативно-правовой потенциал Основного Закона страны, особенно той ее части, которая посвящена правам и свободам человека, чести и достоинству личности, может быть реально воплощен только при условии выработки действенного механизма его реализации. В поиске такого механизма важное место должно занять решение проблемы деформации правового сознания.
Необходимо отметить, что нет понятия «отклонения в правосознании», большинство авторов (П.И. Новгородцев, И.А. Ильин, В.Р. Петров) рассматривают это социально-правовое явление как «деформация правосознания», немногие авторы (И.В. Хрючкина, А.И. Лагунова) - как «дефекты правосознания».
До сих пор отсутствует единый, комплексный подход к пониманию сущности деформации правосознания.
Проблема деформации правового сознания граждан затрагивалась отечественными философами и правоведами в рамках общего учения о правовом сознании, и условно в этом процессе можно выделить три основных этапа.
На первом этапе (с конца XIX века по 1920 год) деформация правового сознания трактовалась лишь с философских, социологических и психологических позиций. Так, выдающийся русский юрист и философ П.И. Новгородцев, говоря о кризисе правосознания, связывал его с изменениями политических и правовых убеждений и установок, с преувеличением роли и значения идеи правового государства, с отставанием положительных законов от движения истории. Вследствие этого, по его мнению, в жизни постоянно и неизбежно возникают конфликты между старым порядком и новыми прогрессивными стремлениями1.
Вопросы
деформирования и кризиса правового
сознания неоднократно затрагивал в
своих трудах И.А. Ильин. «При всех случаях
расхождения положительное
Л.И. Петражицкий не употреблял понятия «деформация», но указывал, что в условиях «неразумного», «злокачественного» позитивного права возможно распространение права, основанного на несправедливости. Именно чувство справедливости, на его взгляд, призвано регулировать конфликт между позитивным и интуитивным правом (то есть правосознанием)3.
Для
второго этапа (1920-1960-е годы) характерно
исследование правового сознания без
учета возможности его
В советской правовой науке бытовало представление о невозможности деформации правового сознания, так как в процессе становления у личности якобы постепенно и неизбежно формировалось развитое социалистическое сознание.
Третий этап (1960-е годы и до сегодняшних дней) знаменуется повышенным интересом юридической общественности, как к проблеме правосознания, так и к вопросам его деформации. Особенно это заметно с конца 80-х годов, что было вызвано фактами массового проявления искаженного правосознания среди самых широких слоев населения страны. В гуманитарной литературе этого периода просматривается двоякий подход к изучению природы этого социально-правового явления. Одни (В.И. Гойман, Н.И. Матузов, В.А. Туманов) рассматривают только отдельные формы этого явления без выработки его понятия. Другие (П.П. Баранов, В.В. Русских) изучают этот феномен комплексно, с выделением важнейших признаков и форм проявления.
Анализ и обобщение имеющегося опыта научного исследования феномена деформации правового сознания, проведенного отечественными учеными в течение XX века, приводят к выводу о том, что в правоведении и философии до сих пор не сложилось единой теории этого явления и отсутствует четкое определение его понятия. Связано это с отсутствием единообразного подхода к изучению деформации правового сознания как сложного социально-правового явления, а также с рассмотрением его в отрыве от состояния положительного правосознания.
Плодотворным в уточнении природы деформации правового сознания является рассмотрение этой проблемы с позиций философской теории отражения. Согласно этой теории человеческое сознание определяется бытием и только во вторую очередь само опосредует его. Учитывая, что в отдельно взятой социальной системе правосознание индивидов может соответствовать общественному бытию (в том числе и позитивному праву) и в то же время противоречить общечеловеческим ценностям. Петров В.Р., автор диссертации «Деформация правосознания граждан России. Проблемы теории и практики» в своей работе предлагает различать относительную и абсолютную деформации правосознания4.
Относительная деформация правового сознания - это несоответствие структуры правосознания реально существующей в данном обществе правовой действительности. Абсолютная деформация правосознания - это несоответствие структуры правосознания тем правовым координатам, которые выработаны человеческой цивилизацией.
Петров В.П. придерживается сложившегося в научных кругах мнения о том, что в функционировании правосознания важную роль играют различные его состояния, под которыми понимаются определенные виды его настроенности и направленности под влиянием доминирующих в нем идей и взглядов, представлений и чувств. Деформация правосознания - это одно из его состояний, противоположное положительному (позитивному). Взяв за основу эти исходные данные, автор прослеживает различия между ними. Это позволяет выработать понятие деформации правового сознания, выделить важнейшие ее признаки и отграничить от смежных явлений (деформации других видов сознания, полного отсутствия правосознания, правонарушения).
«Деформация
правового сознания - это социальное
явление, характеризующееся изменением
его состояния, при котором у
носителей формируются
И.В. Хрючкина дает следующее определение:
«Деформация право-
сознания – это его искажение, «разрушение» позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т. п.»6.
Выделяют несколько типов отклонений (деформаций) правосознания и правовой культуры граждан:
Информация о работе Деформация правосознания: понятие и виды