Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 11:21, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы дать полное представление об отклонениях в правосознании, то есть о деформациях правосознания.
Попутно ставя перед собой задачи:
дать теоретико-правовую характеристику деформаций в правовом сознании, раскрыть основное понятие;
проанализировать отдельные типы отклонений: правовой нигилизм, фетишизм, идеализм и другие;
описать способы устранения деформаций в правосознании.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 1
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. Общая теоретико-правовая характеристика отклонений 6
от правосознания и правовой культуры 6
Глава II. Анализ отдельных типов отклонений, особенности их проявления в российской действительности. 11
Глава III. Способы устранения деформации правосознания. 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
В данном
вопросе, мы попытались выявить определение
«деформации правосознания» и представить
классификацию типов отклонений правового
сознания.
Проанализируем наиболее распространенные типы проявления деформации правового сознания граждан в современном российском обществе: это правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой фетишизм, правовой цинизм и перерожденное правосознание. Они, прежде всего, касаются деформации индивидуального правосознания, что не исключает их проявления на групповом и общественном уровнях.
В диссертации В.Р. Петрова7 констатируется, что самой мягкой формой деформации правового сознания является правовой инфантилизм, заключающийся в недостаточной сформированности и пробельности правовых взглядов, знаний, установок, представлений. Это довольно распространенная форма деформации правового сознания, о чем свидетельствуют проведенные автором исследования. Правовой инфантилизм проявляется прежде всего в недостаточной сформированности правового сознания. Другим проявлением правового инфантилизма выступает пробел правового сознания, возникающий «лишь на основе полного отсутствия знания о каком-либо элементе правовой действительности либо на основе забывания таких знаний».
Можно выделить два вида пробельности правосознания:
Правовой нигилизм - следующая и весьма распространенная форма деформации правового сознания граждан России.
Среди
отечественных ученых нет единого
подхода к пониманию его
Правовой нигилизм – это разновидность социального нигилизма, выражающаяся в отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а также характеризующаяся юридическим невежеством, правовой невоспитанностью основной массы населения8.
В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.п.
Правовой
(или юридический) нигилизм представляет
собой непризнание права как
социальной ценности и проявляется
в негативно-отрицательном
Формы правового нигилизма9:
а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;
б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
в) издание противоречивых правовых актов;
г) подмена законности целесообразностью;
д) конфронтация представительных и исполнительных структур;
е) нарушение прав человека;
ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.).
«Профессор В.А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него»10.
Во-вторых, профессор В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм11:
а) на высоком этаже общественного сознания (в виде идеологических течений и теоретических доктрин);
б)
на уровне обыденного, массового сознания
(в форме отрицательных
в) ведомственный (проявляется в том, что нередко подзаконные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии.)
Правовой
нигилизм - это форма деформации
правового сознания, которая выражается
в наличии у носителей
Если
правовой нигилизм означает недооценку
права, то правовой идеализм его переоценку.
Оба эти явления питаются одними
корнями – юридическим
Правовой фетишизм - еще одна форма проявления деформации правового сознания граждан России. Правовой фетишизм — форма деформации правового сознания, выражающаяся в абсолютизации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений.
Самым глубоким дефектом индивидуального и группового правосознания является правовой цинизм. Он проявляется в отрицании значимости любых запретов, склонности к анархии, активной безнравственной и противоправной позиции. Такие люди считают, что они сами себе законодатели. Им не нужно ни перед кем оправдываться в своем поведении, поскольку оно для них единственное приемлемое.
Самой тяжелой формой деформации правового сознания является феномен его перерождения - осознанное отрицание законов, сопровождающиеся наличием у лица преступного умысла, а также корыстного, алчного мотива. Как уже отмечалось, это крайняя степень искажения правосознания.
Петров В.Р. в своей диссертации уточняет понятие этого явления. Под перерожденным (перерожденческим) правосознанием понимается такая форма его деформации, которая проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у носителей умысла на совершение правонарушений.
Перерожденное правосознание проявляется в различных формах и, прежде всего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений.
Наряду с формами деформации правового сознания авторы выделяют и характеризуют различные видовые ее проявления. При этом за основу берется то, что с учетом их носителей правосознание делится на общественное, групповое (в том числе профессиональное) и индивидуальное, каждое из которых может быть подвержено искажению.
Давая характеристику каждого типа отклонений правосознания необходимо отметить, что они существуют в неразрывном единстве и взаимосвязи. Связано это с тем, что в индивидуальном правосознании «сочетаются черты общие, присущие правосознанию единой эпохи, черты особенные, связанные с принадлежностью личности к определенной общественной группе, и индивидуальные черты, обусловленные воспитанием и обстоятельствами личной жизни индивида», а общественное правосознание «не имеет отдельного от людей существования», и его содержание составляет все то, что «возникает и существует в составе индивидуального».
Однако
единство и взаимосвязь между
различными видами деформации правового
сознания не дают повода для сведения
дефектов общественного и группового
(в том числе
В заключении следует еще раз отметить, что самым опасным выступает перерождение правосознания, что не исключает вредности правового нигилизма, фетишизма и инфантилизма и других типов отклонений правосознания.
Общественно опасны не только отдельные типы деформации правового сознания, но и само это явление в целом. Поэтому примиренческое отношение к деформации правового сознания, наблюдаемое у отдельных граждан и должностных лиц современной России, ослабляет нравственные и правовые установки других членов общества и тем самым способствует дальнейшему ее распространению.
В условиях, когда деформация правового сознания граждан России получила широкое распространение, организация работы по ее преодолению должна иметь свою стратегию, а именно:
1)
нацеленность на решение
2)
учет реально существующих
3)
определение основных
4) формулировка целей, способов и средств данной деятельности.
Перспектив
для полного преодоления
Работа по преодолению деформации правосознания должна строиться с обязательным учетом ее детерминации и причинности, так как в основе ее лежит устранение порождающих причин и условий.
Поскольку
деформация правового сознания может
возникнуть как в процессе его
формирования из-за недостатков учебно-
История
свидетельствует о том, что во
всех государствах (с разной степенью
осознанности и качества) осуществляется
особая деятельность по распространению
воззрений о праве и
Иными словами, правовое воспитание и обучение является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются все более искусные способы и формы идеологической обработки сознания масс, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом.
Правовое воспитание представляет собой разностороннее воздействие на сознание людей, многообразную деятельность различных органов и лиц, осуществляющих это воздействие с использованием широкого круга средств и способов влияния на поведение граждан в сфере действия юридических правил и правовых отношений.
И.С. Самошенко и В.В. Пищенко пришли к выводу, что правовое воспитание следует понимать как процесс двоякого рода: с одной стороны, на правовое сознание личности влияют социально-экономические условия, общественно-политический строй, а также непосредственное социальное окружение, а с другой - воздействуют организационно-идеологические факторы, специальная деятельность по развитию высокого уровня правосознания граждан.13
Таким образом, правовое воспитание может рассматриваться как структурный элемент механизма правового воздействия, а также как средство воздействия на правовое сознание и поведение субъектов правоотношений.
Таким образом, нравственное формирование человека есть единый процесс воспитания и самовоспитания, где личность одновременно и объект и субъект воспитательного воздействия.
Вопрос о целях правового воспитания ведется в юридической науке весьма активно. В литературе было высказано мнение о том, что целью правового воспитания является "обеспечение сознательного правомерного поведения".14
Целью правового воспитания является достижение такого уровня правомерного поведения, который в первую очередь обеспечивал бы прогрессивное развитие общества, а не тормозил его.
Информация о работе Деформация правосознания: понятие и виды