Цивилизационный подход к типологии государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Особенности исторических эпох в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различные исторические периоды позволяют выделить существенные общие черты, которые характерны для всех государств данного времени. Первые попытки такого обобщения, Не смотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, первыми решились сделать такое обобщение Аристотель и Полибий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ТИПОЛОГИИ………………….5
1.1. Понятие государства……………………………………………………………5
1.2. Понятие типологии государства……………………………………………….9
ГЛАВА 2. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………132.1. Понятие цивилизации и сущность цивилизационного подхода……............13
2.2. Типология государств согласно цивилизационному подходу……………...16
2.3. Преимущества и недостатки цивилизационного подхода………..................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОР

Работа содержит 1 файл

Цивилизационный подход к типологии государств.docx

— 64.94 Кб (Скачать)

    Государство – это политическая организация  общества, необходимая для выполнения задач и функций, вытекающих из природы  общества2.

    Существует  также классовое определение  государства, основанное на марксистской теории государства. По мнению ее сторонников, государство представляет собой  машину для управления делами классового общества в интересах экономически господствующего класса3.

    Безусловно, данные определения не исключают  других точек зрения на понятие государства, которые можно встретить в  литературе. 

    1.2. Понятие типологии государства 

       Типология есть некая разновидность классификации. По этому поводу существуют различные  мысли и суждения. По мнению одних ученых типология и классификация – это распределение объектов по классам на основе их общих признаков. Другие же исследователи подразумевают под типологией особый вид распределения, занимающийся системными объектами и дающий системное знание о них. Под типологией понимается классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев4.

       Вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления – все это есть предмет изучения формы государства. Напротив, предметом типологии государства является учение о демократии (народовластии) как родовой сущности государства. В связи  с этим, опуская очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя ставить  вровень с типом государства, а типизацию государства – с классификацией его формы.

       Классификация формы государства – это системная упорядоченность государства, относящаяся к организации и устройству государственной власти; типизация государства – это группировка (разделение) государств в зависимости от факторов развития демократии как родовой сущности государства. Форма государства есть внешняя организация государства определенного типа.

    В рамках типологии основным компонентом  выступает исторический тип государства  – совокупность наиболее существенных признаков, связывающих государства единой общественно-экономической формации; определенная совокупность государств, обусловленная единством сущности их социального назначения. 
   Вместе с тем, нельзя забывать от теснейшей взаимосвязи государственно-правовых институтов. Поэтому в рамках типологии выделяется также и исторический тип права, который, в свою очередь, характеризуется особенностями всех сторон правовой сферы жизни общества, содержанием правовых принципов и правовой политики, всей системы юридических норм, устанавливаемых и охраняемых государством соответствующего исторического типа.

       Учение  о типах государства разрабатывается на философском и теоретическом уровне. Философская типология государства базируется на параметрах общественного прогресса, на разделении двух понятий государства: государства, основанного на частной собственности и полугосударства, строящегося на социалистической общественной собственности. На основе этого разделения понятий различаются формационные (исторические) и цивилизационные типы государства5.

       В основе теоретической типологии государства находятся различные стороны родовой сущности государства, основные значения его понятия. Родовой сущностью государства называют народовластие. Все потому, что именно народу принадлежит и территория, которую он населяет, и государственная власть, существующая на данной территории6.

       Понятие государства служит для обозначения единства трех составляющих его элементов: политической власти, территории и населения. Народ выражает эту целостность государства, поэтому именно его политическая власть является тем, что называется родовой сущностью любого эмпирического государства. По сути, народ сам определяет и организацию собственного господства в пределах населенной им территории.

       Собственно  государство есть предмет теоретической  типизации государства. В связи с этим первостепенное внимание следует уделять здесь основным определениям данного понятия.

       Термин  «государство» распространяется в научной литературе в трех значениях.

       Во-первых, под государством понимается политико-территориальная организация населения. Во-вторых, государство есть обособленная от народа организация политической власти на определенной территории, т.е. аппарат осуществления государственной власти. В-третьих, этим термином обозначается также политическая организация классового господства в обществе.

       Представленная  дифференциация значений понятия государства требует для своего объяснения выявления факторов, определяющих развитие государства, различных сторон его родовой сущности. Общим фактором развития государства является противоречие между индивидом, обществом и государством. Но этот фактор имеет сложную структуру7.

       Государство как политико-территориальная организация общества является результатом развития разногласий между собственностью и политической властью, которые формируют основы государства и общества. Вместе взятые политическая власть и собственность (общинная и частная) выступают в качестве составляющих политологического фактора, который в будущем может стать основой политологической типологии государства.

       Государство как организация обособленной от общества политической власти является конкретным продуктом развития естественно-исторических объединений людей, форм их общения. Процесс развития естественно-исторических объединений людей отражает диалектику личных и вещных связей, выступающих в качестве ключевых элементов естественно-исторического фактора развития государства. Данный фактор может стать основанием естественно-исторической типизации государства.

       И, наконец, государство как объединение классового господства в обществе раскрывает нам связи государства с социально-классовой структурой общества и с социально-классовыми отношениями людей, т.е. с факторами социологического порядка, поэтому эти факторы могут служить основой для социологической типизации государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД  К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА 

    2.1. Понятие цивилизации и сущность цивилизационного подхода  

     В настоящее время мировая политико-правовая мысль выработала различные критерии типологии государств. Например, теория «культурных типов»8, теория «исторического круговорота» и другие. Однако наиболее распространенным и широко признанным зарубежной наукой основанием типовой классификации государств является понятие «цивилизация».

    Тойнби  А., английский историк, цивилизацией называл  относительно замкнутое и локальное  состояние общества, отличающееся общностью  культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и  других факторов9.

    Вообще  основное предназначение термина «цивилизация» видится в том, чтобы обозначить тип культуры. Отсюда и в понимании цивилизации следует исходить из понимания культуры.

    Дело  в том, что человек как существо не только биологическое, но и социальное, стал, наряду с естественной природной  средой, создавать для себя новую, искусственную среду обитания – «вторую природу». И вот эта деятельность человека и ее результаты и называются «культурой». Основной категорией в оценке и характеристике культуры является понятие «ценность». В процессе деятельности человек создает как объекты материальной культуры, так и духовные ценности. В том числе и такие ценности, как право и государство.

    С этих позиций цивилизацию можно  определить как своеобразную и целостную  совокупность (систему) материальных и духовных ценностей, обеспечивающую устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека.

    Основные  принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия «цивилизация» разработаны выдающимся английским историком Арнольдом Джозефом Тойнби в двенадцатитомном труде «Постижение истории» («A Study of History»), вышедшем в свет в 1934-1961 гг. Различие цивилизаций, как полагал автор, заключается прежде всего в образе мышления. А наименьшее значение имеет географический фактор и принадлежность населения к той или иной расе10.

    Цивилизационная теория основывается на том, что каждая страна, каждый этнос прошли в своем  развитии последовательно сменяющие  друг друга стадии формирования, расцвета и упадка при сохранении на всех стадиях определенных, свойственных стране и этносу качественных «цивилизационных» (ценностно-культурных) характеристик11. При этом значительное внимание уделяется природно-географическим, геополитическим, технологическим и иным факторам и условиям формирования и существования цивилизаций.

    Цивилизационный подход к типологии государства  является, по всей вероятности, перспективным, однако на данный момент он находится  в стадии становления и в учебной  литературе четкого деления государств на типы по этому критерию не проводится. В основном, называются лишь принципы такого подхода. Так, профессор Венгеров А. Б., который в учебной литературе уделил много внимания данному вопросу, главной особенностью цивилизационного подхода считает то, что «согласно цивилизационной теории тип государства, его социальная природа определяются в конечном счете не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами»12. Автор выделяет три важных, на его взгляд, принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:

    1) Природа государства определяется  существующим соотношением сил,  а также и накопленными в  ходе исторического процесса  и передаваемыми в рамках культуры  представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. В процессе  рассмотрения государства следует  учитывать как социальные интересы  и действующие силы, так и устойчивые, нормативные образцы поведения,  весь исторический опыт прошлого.

    2) Государственная власть, являясь  центральным явлением мира политики, одновременно рассматривается и  как часть мира культуры. Это  позволяет избежать схематизации  государства и особенно проводимой  им политики как результата  отвлечённой игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной  власти и престижа, морали, ценностных  ориентаций, сложившегося мировоззрения,  символики и т.д.

    3) Разнородность культур (во времени  и пространстве) позволяет понять, из-за чего некоторые типы государств, которые соответствуют одним  условиям, останавливались в своём  развитии в других условиях. В  сфере государственной жизни  особое значение придаётся различиям,  вытекающим из своеобразия национальных  культур и черт национального  характера.13  

    На  основе всего ранее сказанного можно  дать следующее определение цивилизационного подхода к типологии государства  – это исследование состояния  и развития общества, закономерностей  смены исторических типов государства  и права с точки зрения качественных изменений в социокультурной  среде общества, в духовной культуре народа, его религии, нравах и т.д14. 

         

    3.2. Типология государств согласно  цивилизационному подходу 

    С целью наиболее точно понять цивилизационный  подход нужно отметить, что исторический процесс привёл к складыванию более двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, а также характерным для них типом государства.

    В соответствии с периодами исторического  развития различают цивилизации:

    1) локальные, т.е. существующие в  отдельных регионах или у отдельных  народов (древнеегипетская, шумерская,  индская, эгейская и др.);

    2) особенные (индийская, китайская,  западноевропейская, восточноевропейская,  исламская и другие);

    3) современная (в настоящее время  характеризуется совместным существованием  традиционных и современных социально-политических  структур).

    Изучая  всемирную историю, Тойнби А. предпринял попытку определить число самостоятельных  цивилизаций, обладающих особыми, неповторимыми  свойствами15.

Информация о работе Цивилизационный подход к типологии государства