Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:21, реферат
Проблема военной безопасности в государствах СНГ возникла сразу же после распада СССР, так как практически перестала существовать единая военная система, обеспечивающая оборону некогда единой страны от внешних военных угроз.
Глубокая оценка возможностей самостоятельных вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) и реального их состояния свидетельствовали о необходимости коллективной защиты. И в этой связи 15 мая 1992 года в г. Ташкент (Узбекистан) между Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном был подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ), а в 1993 году к нему присоединились Азербайджан, Грузия и Беларусь.
1 История создания и основные принципы деятельности ОДКБ 3
2 Функции и стратегии ОДКБ 5
3. Концепция коллективной безопасности ОДКБ 7
3.1 Основные положения Концепции 7
3.2 Основы обеспечения коллективной безопасности в ОДКБ 10
3.3 Характеристика методов обеспечения национальной безопасности 10
4 Необходимость совершенствования Концепции коллективной безопасности 13
5 Влияние стратегии безопасности ОДКБ на национальную безопасность Республики Беларусь 14
Список литературы 17
Для
создания системы коллективной безопасности
государства-участники
Формирование системы коллективной безопасности должно было происходить в три этапа.
На первом этапе – завершение создания вооруженных сил государств-участников; разработка программы научно-технического сотрудничества и начало ее реализации; разработка и принятие правовых актов, регламентирующих функционирование системы коллективной безопасности.
На
втором этапе – создание коалиционных
(объединенных) группировок войск (сил)
для отражения возможной
На третьем этапе – завершение создания системы коллективной безопасности государств-участников.
Намеченные на первом этапе задачи в целом удалось реализовать. Однако задачи второго и третьего этапов в намеченные сроки (примерно до 2000–2002 гг.) не были выполнены. В настоящее время Организация все еще находится, скорее, на втором, чем на третьем, этапе.
Необходимо более конкретно раскрыть суть второго этапа. Им является создание коалиционных группировок войск, которые должны защищать суверенитет и территориальную целостность государств-участников Договорат[3].
В
настоящее время созданы
В августе 2001 года, с учетом опыта борьбы с международными бандитскими формированиями на юге Кыргызстана были сформированы Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-азиатского региона Коллективной безопасности (КСБР ЦАР КБ), которые сейчас укомплектованы боевыми подразделениями из Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана.
КСБР
ЦАР КБ, являясь составной частью
еще не созданной региональной группировки
войск ЦАР КБ, предназначены для
выполнения задач по обеспечению
военной безопасности государств-членов
ОДКБ ЦАР, в том числе и для
отражения внешней военной
В
интересах оперативного реагирования
на вызовы и угрозы в зоне ответственности
ОДКБ главы государств-членов Организации
4 февраля 2009 года подписали решение
о создании Коллективных сил оперативного
реагирования (КСОР), а 14 июня этого
же года было подписано Соглашение
о КСОР. Их предполагается использовать
для отражения военной
В
настоящее время в
В вопросе о создании объединенных вооруженных сил большое значение имеет подготовка военных кадров на пространстве ОДКБ, которая осуществляется в соответствии с Соглашением о подготовке военных кадров для вооруженных сил государств-членов ОДКБ, главной целью которого является – формирование и развитие единой системы подготовки военных кадров для вооруженных сил, других войск и воинских формирований государств-членов ОДКБ по согласованным специальностям и программам обучения. И не маловажным для данного Соглашения является то, что обучение проводится принимающей стороной на безвозмездной (бесплатной) и льготной основе. В соответствии с этим Соглашением обучение военнослужащих государств-членов ОДКБ осуществляется в военно-учебных заведениях Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан [5.].
Также
к методам обеспечения
• участие совместно с другими
государствами и
• координацию действий по
реализации имеющихся и
• расширение мер доверия в военной области;
• установление и развитие
равноправных партнерских
• активизация диалога по
• проведение операций по
• согласование усилий по охране границ государств - участников;
• поддержание вооруженных сил и других войск государств- участников на уровне, обеспечивающем оборонную достаточность [6].
Концепция коллективной безопасности ОДКБ отражает специфику стран, являющихся её участниками. Многие эксперты говорят о существовании проблемы единства целей и ценностей, на основе которых строится деятельность Организации. Отсутствие ценностно-ориентированной политики пока может рассматриваться и как преимущество союза, придающее ему определенную гибкость, особенно, когда дело касается республик Средней Азии с их формально демократическими, а практически авторитарными режимами. ОДКБ – союз стран, объединенных общими интересами, в то же время, так как интересы меняются гораздо чаще, чем ценности, это же самое качество может рассматриваться и как минус. Так Узбекистан за 7 лет существования Организации успел выйти из базового Ташкентского договора 1992 года и снова войти в организацию.
Еще одним минусом является анахроничность некоторых положений концепции, особенно в части иерархии угроз. Здесь концепция вступает в противоречие с Уставом ОДКБ от 2002 года, где эта иерархия совершенно другая. В то же время, в Уставе ни иерархия угроз, ни видение постбиполярного мира, ни другие базовые аспекты существования организации, такие как методы ее обеспечения подробно не расписаны. Таким образом, перед Организацией Договора о коллективной безопасности стоит проблема корректирования концепции коллективной безопасности. Кроме устранения явных анахронизмов и приведения документа в соответствие требованиям текущего момента, необходимо хотя бы в общих чертах описать и цели существования организации, изложить представление о желаемом мироустройстве. Концептуализация, введение ценностных аспектов в Концепцию коллективной безопасности, выработка ценностной альтернативы, равно как и модернизация концепции в том, что касается угроз, представляется одной из наиболее ванных задач в деле развития ОДКБ, усиления геополитической роли этой организации [6].
После событий 2010 г. в Киргизии возникла необходимость адаптации механизмов кризисного реагирования Организации к подобным ситуациям, в связи с чем был принят ряд новых документов [7]. В том числе было принято решение о разработке новой редакции Концепции коллективной безопасности, а также создании Стратегии коллективной безопасности и Системы стратегического и оперативного планирования в рамках ОДКБ. В настоящее время группа экспертов государств-членов работает над пакетом этих документов. Разрабатываемые проекты - это принципиально новые документы, определяющие основы оперативного и стратегического планирования на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.
Важнейшим направлением международной деятельности Республики Беларусь является многостороннее военное сотрудничество со странами СНГ и государствами - участниками Договора о коллективной безопасности.
Республика Беларусь присоединилась к Договору о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года в декабре 1993 года и является членом Организации Договора о коллективной безопасности, созданной в 2003 году на основе и в развитие сотрудничества в рамках ДКБ.
Организация Договора о коллективной безопасности вносит весомый вклад в обеспечение региональной безопасности. На повестке дня ОДКБ – противодействие терроризму, незаконной разработке и распространению оружия, в том числе оружия массового поражения, наркоторговле, нелегальной миграции. Так как очевидно, что сферой деятельности ОДКБ является обеспечение защиты от внешних угроз, членство Республики Беларусь оказывает влияние на обеспечение национальной безопасности преимущественно в военной сфере.
Как член ОДКБ, Беларусь не рассматривает ни одно из государств мира в качестве потенциального противника и выступает за взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами. Договор о коллективной безопасности определяет сугубо оборонительную направленность военной политики Республики Беларусь, при этом приоритет при урегулировании и предотвращении возможных конфликтов отдан политическим средствам и возможностям. Как говорится в Военной Доктрине республики, Беларусь обеспечивает военную безопасность, исходя из принципов оборонной достаточности и стратегического сдерживания потенциальной агрессии, отдавая приоритет невоенным средствам.
Согласно
статье 4 ДКБ, в случае совершения акта
агрессии против Республики Беларусь
все остальные государства-
Концепция
национальной безопасности Республики
Беларусь рассматривает повышение
эффективности Организации