Анализ современной стратегии ОДКБ и её влияние на национальную безопасность Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:21, реферат

Описание работы

Проблема военной безопасности в государствах СНГ возникла сразу же после распада СССР, так как практически перестала существовать единая военная система, обеспечивающая оборону некогда единой страны от внешних военных угроз.
Глубокая оценка возможностей самостоятельных вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) и реального их состояния свидетельствовали о необходимости коллективной защиты. И в этой связи 15 мая 1992 года в г. Ташкент (Узбекистан) между Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном был подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ), а в 1993 году к нему присоединились Азербайджан, Грузия и Беларусь.

Содержание

1 История создания и основные принципы деятельности ОДКБ 3
2 Функции и стратегии ОДКБ 5
3. Концепция коллективной безопасности ОДКБ 7
3.1 Основные положения Концепции 7
3.2 Основы обеспечения коллективной безопасности в ОДКБ 10
3.3 Характеристика методов обеспечения национальной безопасности 10
4 Необходимость совершенствования Концепции коллективной безопасности 13
5 Влияние стратегии безопасности ОДКБ на национальную безопасность Республики Беларусь 14
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Стратегия ОДКБ .docx

— 48.62 Кб (Скачать)

    Для создания системы коллективной безопасности государства-участники обязались  следовать следующим принципам:

  • сближение основных положений законодательных актов государств - участников в области обороны и безопасности;
  • проведение регулярных консультаций по проблемам военного строительства и подготовки вооруженных сил государств - участников;
  • выработка общих подходов по вопросам приведения войск (сил) в высшие степени боевой готовности, форм и способов их обучения, оперативного и боевого применения, а также согласованной мобилизационной подготовки экономики государств - участников;
  • достижение многосторонних договоренностей по использованию элементов военной инфраструктуры воздушного и водного пространства государств - участников;
  • согласование вопросов оперативного оборудования территорий государств - участников в интересах коллективной обороны;
  • проведение совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки вооруженных сил и других войск государств - участников;
  • согласование программ подготовки военных кадров и специалистов;
  • координация планов разработки, производства, поставок и ремонта вооружения и военной техники;
  • выработка единых подходов к нормам создания и содержания запасов материальных средств [2].

    Формирование  системы коллективной безопасности должно было происходить в три  этапа.

    На  первом этапе завершение создания вооруженных сил государств-участников; разработка программы научно-технического сотрудничества и начало ее реализации; разработка и принятие правовых актов, регламентирующих функционирование системы коллективной безопасности.

    На  втором этапе – создание коалиционных (объединенных) группировок войск (сил) для отражения возможной агрессии и проведение планирования их применения; создание совместной (объединенной) системы  ПВО; рассмотрение вопроса о создании объединенных вооруженных сил.

    На  третьем этапе – завершение создания системы коллективной безопасности государств-участников.

     Намеченные  на первом этапе задачи в целом  удалось реализовать. Однако задачи второго и третьего этапов в намеченные сроки (примерно до 2000–2002 гг.) не были выполнены. В настоящее время Организация все еще находится, скорее, на втором, чем на третьем, этапе.

     Необходимо  более конкретно раскрыть суть второго  этапа. Им является создание коалиционных группировок войск, которые должны защищать суверенитет и территориальную целостность государств-участников Договорат[3].

     В настоящее время созданы региональные группировки войск на Восточноевропейском (Вооруженные Силы Республики Беларусь и часть сил и средств западного  направления Вооруженных Сил  Российской Федерации) и Кавказском направлениях (часть Вооруженных  Сил Армении, силы и средства Вооруженных  Сил России, базирующиеся на территории Армении). В части касающейся создания региональной группировки войск  на Центрально-азиатском направлении, то на сегодняшний день этот процесс  находится еще на этапе его  согласования (мешают проблемные вопросы, связанные с незавершенностью делимитации  границ, земле- и водопользованием, энергетическим противоборством, а также ферганской проблематикой).

     В августе 2001 года, с учетом опыта борьбы с международными бандитскими формированиями на юге Кыргызстана были сформированы Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-азиатского региона Коллективной безопасности (КСБР ЦАР КБ), которые сейчас укомплектованы боевыми подразделениями из Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана.

     КСБР  ЦАР КБ, являясь составной частью еще не созданной региональной группировки  войск ЦАР КБ, предназначены для  выполнения задач по обеспечению  военной безопасности государств-членов ОДКБ ЦАР, в том числе и для  отражения внешней военной агрессии и проведения совместных террористических операций. В целях повышения их боевой подготовки и боевой готовности ежегодно проводятся командно-штабные  и тактические учения под кодовым  названием «Рубеж».

     В интересах оперативного реагирования на вызовы и угрозы в зоне ответственности  ОДКБ главы государств-членов Организации 4 февраля 2009 года подписали решение  о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР),  а 14 июня этого  же года было подписано Соглашение о КСОР. Их предполагается использовать для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также  для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В ее состав вошли соединения и части специального назначения всех силовых ведомств государств-членов ОДКБ.

     В настоящее время в Восточноевропеской и Кавказской группировках войск (сил) созданы региональные системы ПВО, а в ЦАР КБ они будут созданы с формированием объединенной группировки войск (сил) в этом регионе [5].

     В вопросе о создании объединенных вооруженных сил большое значение имеет подготовка военных кадров на пространстве ОДКБ, которая осуществляется в соответствии с Соглашением о подготовке военных кадров для вооруженных сил государств-членов ОДКБ, главной целью которого является – формирование и развитие единой системы подготовки военных кадров для вооруженных сил, других войск и воинских формирований государств-членов ОДКБ по согласованным специальностям и программам обучения. И не маловажным для данного Соглашения является то, что обучение проводится принимающей стороной на безвозмездной (бесплатной) и льготной основе. В соответствии с этим Соглашением обучение военнослужащих государств-членов ОДКБ осуществляется в военно-учебных заведениях Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан [5.].

     Также к методам обеспечения коллективной и международной безопасности согласно Концепции относятся:

       • участие совместно с другими  государствами и международными  организациями в создании систем  коллективной безопасности в  Европе и Азии;

       • координацию действий по  реализации имеющихся и разработке  новых международных договоренностей  по вопросам разоружения и  контроля над вооружениями;

       • расширение мер доверия в  военной области;

       • установление и развитие  равноправных партнерских отношений  с НАТО, другими военно-политическими  организациями, направленных на  эффективное решение задач по  укреплению мира;

       • активизация диалога по подготовке  и принятию эффективных международных  договоренностей в области сокращения  военно-морских сил и вооружений, а также ограничения военно-морской  деятельности;

       • проведение операций по поддержанию  мира по решению Совета Безопасности  ООН, ОБСЕ, в соответствии с  международными обязательствами;

       •  согласование усилий по охране границ государств - участников;

       • поддержание вооруженных сил и других войск государств- участников на уровне, обеспечивающем оборонную достаточность [6].

    4 Необходимость совершенствования Концепции коллективной безопасности

    Концепция коллективной безопасности ОДКБ отражает специфику стран, являющихся её участниками. Многие эксперты говорят о существовании проблемы единства целей и ценностей, на основе которых строится деятельность Организации. Отсутствие ценностно-ориентированной политики пока может рассматриваться и как преимущество союза, придающее ему определенную гибкость, особенно, когда дело касается республик Средней Азии с их формально демократическими, а практически авторитарными режимами. ОДКБ – союз стран, объединенных общими интересами, в то же время, так как интересы меняются гораздо чаще, чем ценности, это же самое качество может рассматриваться и как минус. Так Узбекистан за 7 лет существования Организации успел выйти из базового Ташкентского договора 1992 года и снова войти в организацию.

    Еще одним минусом является анахроничность некоторых положений концепции, особенно в части иерархии угроз. Здесь концепция вступает в противоречие с Уставом ОДКБ от 2002 года, где  эта иерархия совершенно другая. В  то же время, в Уставе ни иерархия угроз, ни видение постбиполярного мира, ни другие базовые аспекты существования  организации, такие как методы ее обеспечения подробно не расписаны. Таким образом, перед Организацией Договора о коллективной безопасности стоит проблема корректирования концепции коллективной безопасности. Кроме устранения явных анахронизмов и приведения документа в соответствие требованиям текущего момента, необходимо хотя бы в общих чертах описать и цели существования организации, изложить представление о желаемом мироустройстве. Концептуализация, введение ценностных аспектов в Концепцию коллективной безопасности, выработка ценностной альтернативы, равно как и модернизация концепции в том, что касается угроз, представляется одной из наиболее ванных задач в деле развития ОДКБ, усиления геополитической роли этой организации [6].

    После событий 2010 г. в Киргизии возникла необходимость  адаптации механизмов кризисного реагирования Организации к подобным ситуациям, в связи с чем был принят ряд новых документов [7]. В том числе было принято решение о разработке новой редакции Концепции коллективной безопасности, а также создании Стратегии коллективной безопасности и Системы стратегического и оперативного планирования в рамках ОДКБ. В настоящее время группа экспертов государств-членов работает над пакетом этих документов. Разрабатываемые проекты - это принципиально новые документы, определяющие основы оперативного и стратегического планирования на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.

    5 Влияние стратегии безопасности ОДКБ на национальную безопасность Республики Беларусь

     Важнейшим направлением международной деятельности Республики Беларусь является многостороннее военное сотрудничество со странами СНГ и государствами - участниками Договора о коллективной  безопасности.

     Республика  Беларусь присоединилась к Договору о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года в декабре 1993 года и является членом Организации Договора о коллективной безопасности, созданной в 2003 году на основе и в развитие сотрудничества в рамках ДКБ.

     Организация Договора о коллективной безопасности вносит весомый вклад в обеспечение региональной безопасности. На повестке дня ОДКБ – противодействие терроризму, незаконной разработке и распространению оружия, в том числе оружия массового поражения, наркоторговле, нелегальной миграции. Так как очевидно, что сферой деятельности ОДКБ является обеспечение защиты от внешних угроз, членство Республики Беларусь оказывает влияние на обеспечение национальной безопасности преимущественно в военной сфере.

     Как член ОДКБ, Беларусь не рассматривает  ни одно из государств мира в качестве потенциального противника и выступает  за взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами. Договор о коллективной безопасности определяет сугубо оборонительную направленность военной политики Республики Беларусь, при этом приоритет при  урегулировании и предотвращении возможных  конфликтов отдан политическим средствам  и возможностям. Как говорится  в Военной Доктрине республики, Беларусь обеспечивает военную безопасность, исходя из принципов оборонной достаточности и стратегического сдерживания потенциальной агрессии, отдавая приоритет невоенным средствам.

     Согласно  статье 4 ДКБ, в случае совершения акта агрессии против Республики Беларусь все остальные государства-участники  ОДКБ предоставят ей необходимую  помощь, включая военную, а также  окажут поддержку находящимися в  их распоряжении средствами. Однако в  то же время и Беларусь несет обязательство  участвовать в защите другого  государства-члена ОДКБ в такой  же ситуации.

     Концепция национальной безопасности Республики Беларусь рассматривает повышение  эффективности Организации Договора о коллективной безопасности как  один из основных интересов в военной  сфере, а также придание ей роли основного  инструмента коллективной безопасности на постсоветском пространстве, расширение военного и военно-технического сотрудничества с государствами - членами ОДКБ [8].

Информация о работе Анализ современной стратегии ОДКБ и её влияние на национальную безопасность Республики Беларусь