Анализ современной стратегии ОДКБ и её влияние на национальную безопасность Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:21, реферат

Описание работы

Проблема военной безопасности в государствах СНГ возникла сразу же после распада СССР, так как практически перестала существовать единая военная система, обеспечивающая оборону некогда единой страны от внешних военных угроз.
Глубокая оценка возможностей самостоятельных вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) и реального их состояния свидетельствовали о необходимости коллективной защиты. И в этой связи 15 мая 1992 года в г. Ташкент (Узбекистан) между Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном был подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ), а в 1993 году к нему присоединились Азербайджан, Грузия и Беларусь.

Содержание

1 История создания и основные принципы деятельности ОДКБ 3
2 Функции и стратегии ОДКБ 5
3. Концепция коллективной безопасности ОДКБ 7
3.1 Основные положения Концепции 7
3.2 Основы обеспечения коллективной безопасности в ОДКБ 10
3.3 Характеристика методов обеспечения национальной безопасности 10
4 Необходимость совершенствования Концепции коллективной безопасности 13
5 Влияние стратегии безопасности ОДКБ на национальную безопасность Республики Беларусь 14
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Стратегия ОДКБ .docx

— 48.62 Кб (Скачать)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

    «БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

    Гуманитарно-экономический  факультет

    Кафедра «Таможенное дело» 
 
 
 

    Реферат

    по  дисциплине «Национальная безопасность»

    на  тему

    «Анализ современной стратегии ОДКБ и её влияние на национальную безопасность Республики Беларусь» 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнила         Проверил

    студентка гр. ГТ-41       ст. преподаватель

    Ревуцкая  Н.И.        Ефремов Я.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Гомель, 2011 г.

Оглавление

1 История создания и основные принципы деятельности ОДКБ 3

2 Функции и стратегии ОДКБ 5

3. Концепция коллективной безопасности ОДКБ 7

3.1 Основные положения Концепции 7

3.2 Основы обеспечения коллективной безопасности в ОДКБ 10

3.3 Характеристика методов обеспечения национальной безопасности 10

4 Необходимость совершенствования  Концепции коллективной безопасности 13

5  Влияние стратегии безопасности ОДКБ на национальную безопасность Республики Беларусь 14

Список  литературы 17 
 

 

     1 История создания и основные принципы деятельности ОДКБ

     Проблема  военной безопасности в государствах СНГ возникла сразу же после распада  СССР, так как практически перестала  существовать единая военная система, обеспечивающая оборону некогда  единой страны от внешних военных  угроз.

     Глубокая  оценка возможностей самостоятельных  вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) и реального их состояния  свидетельствовали о необходимости  коллективной защиты. И в этой связи 15 мая 1992 года в г. Ташкент (Узбекистан) между Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном был подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ), а в 1993 году к  нему присоединились Азербайджан, Грузия и Беларусь.

     Данным  договором государства - участники подтвердили обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях и обязались разрешать все разногласия между собой и другими государствами мирными средствами. Также в Договоре закреплялось, что если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников ДКБ. А в случае совершения акта агрессии против любого из государств - участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную.

     ДКБ был объявлен открытым для присоединения всем заинтересованным государствам, разделяющим его цели и принципы [1].

     Сама  суть Договора, заложенные в нем  принципы и формы сотрудничества, а также заявленные позиции предопределили реальную возможность для него стать  составной частью системы общей  и всеобъемлющей безопасности для  Европы и Азии.

     На  первоначальном этапе Договор содействовал созданию национальных вооруженных  сил государств-участников, обеспечению  адекватных внешних условий для  их независимого государственного строительства.

     Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года, был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора.

     После вступления Договора в силу в 1994 году был принят ряд важных нормативно-правовых документов, продвигавших процесс военно-политической интеграции в различных областях, входящих в его компетенцию.

     Среди первых таких документов фигурировали принятые в 1995 году "Декларация государств-участников ДКБ", "Концепция коллективной безопасности государств-участников ДКБ", документ об "Основных направлениях углубления военного сотрудничества".

     В Концепции коллективной безопасности были определены основы военной политики государств-участников, принципы и основы обеспечения коллективной безопасности, формирование которой и сегодня продолжает осуществляться последовательно, с учетом развития военно-политической обстановки в мире.

     Пройденный  этап становления и развития Договора о коллективной безопасности дал  свои положительные результаты: были созданы условия, которые позволили  его трансформировать в мае 2002 г. в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Членами ОДКБ на сегодняшний день являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

     Решение о преобразовании Договора о коллективной безопасности  в международную региональную организацию было также вызвано необходимостью адаптации Договора к динамике региональной и международной безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам. Перейдя в новое качество Организации,  сотрудничество на базе ДКБ сохранило приверженность основным принципам, провозглашенным в Договоре.

     Целями  Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной  целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых  государства-члены отдают политическим средствам.

       Главной задачей Организации  становится координация и углубление  военно-политического взаимодействия, становление многосторонних структур  и механизмов сотрудничества, призванных  обеспечивать на коллективной  основе национальную безопасность  государств-участников, оказывать необходимую  помощь, включая военную, государству-участнику,  ставшему жертвой агрессии.

       Принципиально важным стало включение  в Устав ОДКБ положения о  том, что одной из основных  целей Организации и направлений  ее деятельности определяется  координация и объединение усилий  в борьбе с международным терроризмом  и другими нетрадиционными угрозами  безопасности.

     Согласно  Уставу ОДКБ действует на основе неукоснительного уважения независимости, добровольности участия, равенства прав и обязанностей государств-членов, невмешательства в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.

     Главными  действующими органами ОДКБ являются:

       а) Совет коллективной безопасности;

       б) Совет министров иностранных  дел; 

       в) Совет министров обороны; 

       г) Комитет секретарей советов  безопасности.

       Постоянно действующим рабочим  органом Организации является  Секретариат Организации.

       Что касается порядка принятия решений органами Организации, решение считается принятым, если проголосуют «за» более 2/3 голосов государств-членов ОДКБ, при условии, что ни одна из других сторон не проголосует «против». При этом выполнение принятого решения не обязательно для государств-членов, не проголосовавших за данное решение.

    Официальным и рабочим языком ОДКБ является русский язык [3].

    Таким образом, заключение Договора о коллективной безопасности поспособствовало созданию межрегиональной организации, основной целью которой стало коллективное обеспечение военной безопасности. ОДКБ за непродолжительный период своей деятельности вышла на новый уровень развития и смогла нарастить свой интеграционный потенциал. Следующий этап его развития будет направлен на повышение эффективности и способности Организации оперативно реагировать на возможные угрозы и вызовы в интересах обеспечения национальной и коллективной безопасности государств-членов.

    2 Функции и стратегии ОДКБ

    ОДКБ  позиционирует себя как многофункциональная организация безопасности нового типа. Многофункциональность ОДКБ и новый тип организации заключаются, прежде всего, в попытке совмещения в одной структуре двух групп функций: противодействие традиционным внешним военным угрозам (создание военного союза, состыковка и сращивание военных инфраструктур семи стран-членов) с одной стороны и противодействие новым угрозам и вызовам (борьба с наркотрафиком, незаконной миграцией, терроризмом и пр.) – с другой. Именно это совмещение способно cделать ОДКБ уникальным механизмом, который мог бы играть существенную роль в ходе формирования новой архитектуры безопасности в Евразии.

     Общая стратегия ОДКБ на современном этапе  сформировалась и продолжает формироваться  из отдельных функциональных («направленческих») стратегий, которые объективно сложились  в разные периоды и под воздействием разных обстоятельств.

     Изначально  Договор о коллективной безопасности – это, прежде всего, договор коллективной обороны, поэтому в основе сотрудничества ОДКБ лежит стратегия реагирования на «традиционные» угрозы безопасности, которые могут привести к межгосударственному ядерному конфликту или широкомасштабной войне с применением обычных вооружений. Для отражения такого типа угроз предусмотрено формирование трех региональных коалиционных группировок войск.

     В настоящее время сформированы и  действуют Восточноевропейская (Россия–Белоруссия) и Кавказская (Россия–Армения) группировки, на центрально-азиатском направлении  вместо такой группировки созданы  Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) с авиационным компонентом.

     Также в систему коллективной безопасности входят создающиеся в настоящее  время группировки объединенных систем (противовоздушной обороны (ПВО), разведки, связи, управления и др.) и Объединенный штаб ОДКБ. В настоящее время Объединенная система ПВО существует на базе СНГ, а не ОДКБ, но фактически активное участие в сотрудничестве и совместных учениях принимают только государства ОДКБ. Именно поэтому Организация планирует создать собственную интегрированную систему ПВО для трех регионов коллективной безопасности. Сейчас пока сформирована лишь российско-белорусская группировка.

     Сложившаяся к концу 2010 г. стратегия «кризисного  реагирования» предусматривает коллективные действия для защиты безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитета государств-членов ОДКБ, а также совместного противодействия вызовам и угрозам коллективной безопасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Реализовать эту стратегию призваны Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) и Миротворческие силы.

     Контртеррористическая стратегия ОДКБ начала формироваться еще до терактов в США 11 сентября 2001 г. Уже в документах 2000 г. было зафиксировано намерение членов ОДКБ усилить координацию мер «по совместному противодействию новым вызовам и угрозам национальной, региональной и международной безопасности с акцентом на решительную борьбу против международного терроризма». Под эгидой ОДКБ в апреле

Информация о работе Анализ современной стратегии ОДКБ и её влияние на национальную безопасность Республики Беларусь