Административная реформа в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Проведение административных реформ в России имеет длительную историю. Перестройки центрального аппарата государственного управления проводились и в Российской империи, и в годы советской власти. Но после распада СССР предстояло по-новому осмыслить положение и роль исполнительной власти, понять, что исполнительная власть является самостоятельной ветвью государственной власти, неразрывно связанной с интересами общества, и вся ее работа должна быть направлена на максимальное удовлетворение потребностей различных групп населения. В связи с этим возникла мысль о необходимости проведения в России реформ и, прежде всего, реформы административной.

Работа содержит 1 файл

Мой курсовик 2.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

    Постановлением  Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451 утверждено Положение о Правительственной комиссии по проведению административной реформы (в ред. постановления Правительства РФ от 21 мая 2004 г. № 248).4 Комиссия является координационным органом Правительства РФ для обеспечения реализации приоритетных направлений административной реформы. На Комиссию возложено предварительное рассмотрение проектов федеральных законов, других нормативных правовых актов и предложений по вопросам:

  • исключения дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
  • организационного разделения функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам и др.

    Распоряжением Правительства РФ от 21 мая 2004 г. № 682-р при Правительственной комиссии по проведению административной реформы созданы рабочие группы по вопросам оптимизации структуры и функций подведомственных федеральным органам исполнительной власти федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий, действующих в соответствующих сферах государственного регулирования.5

    В целях совершенствования государственного управления, оптимизации структуры и упорядочения функций федеральных органов исполнительной власти в 2004 г. образована Комиссия при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления, которая является постоянно действующим консультативным органом (Указ Президента РФ от 16 июля 2004 г. № 910 «О мерах по совершенствованию государственного управления»).6

 

IV. Нормативно-правовое обеспечение административной реформы.

    Успешное  проведение административной реформы зависит не только от организационного обеспечения, но и выработки нового порядка организации и функционирования исполнительной власти. Поэтому правовое – конституционно-правовое и административно-правовое обеспечение мероприятий играет ключевую роль в осуществлении административной реформы. Подготовка и принятие нормативных правовых актов – часть процесса реформирования исполнительной власти, самый необходимый «инструмент» проведения административной реформы.

    Опыт  проведения административных реформ в других странах показывает важность своевременной подготовки нормативных актов, особую потребность в правовых нормах для стабильного функционирования административных институтов.

    Нормативно-правовое обеспечение административной реформы проводится в трех направлениях:

  • анализ (инвентаризация) нормативных правовых актов на предмет их соответствия потребностям административной реформы;
  • подготовка новых нормативных актов;
  • исполнение норм, вне зависимости от их содержания.

    Однако  «...важнейшими пока еще не разрешенными, а во многом и не продуманными, вопросами остаются конституционно-правовые и административно-правовые параметры проводимой реформы».7

    Концепция административной реформы предусматривает реализацию комплекса мер в области внедрения в деятельность органов исполнительной власти механизмов управления по результатам, внедрение стандартов государственных и муниципальных услуг, разработку и внедрение административных и электронных административных регламентов, повышение эффективности системы закупок для государственных и муниципальных нужд, создание и реализацию особых механизмов регулирования в коррупционно опасных сферах, создание механизмов досудебного обжалования и административного судопроизводства (административной юстиции), завершение пересмотра избыточных и дублирующих функций органов исполнительной власти и устранения неэффективного государственного вмешательства в экономику, реформу контрольно-надзорных органов, реформирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, обеспечение прозрачности и эффективности взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества.

 

V. Оптимизация функций федеральных органов исполнительной власти

    Указом  Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 оптимизация функций федеральных органов исполнительной власти определена в качестве приоритетного направления административной реформы.8

    Понятие «функция федерального органа исполнительной власти» означает нормативно установленный вид властной деятельности указанного органа государства, постоянно осуществляемый им в масштабах Российской Федерации.

    Указом  Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 установлено, что функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, — постановлением Правительства Российской Федерации.9

    В административном законодательстве не существовало официально установленной типологии функций органов исполнительной власти. В результате реализации указов Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 и от 20 мая 2004 г. № 649 и пересмотра функций федеральных органов исполнительной власти, проведенного Правительственной комиссией по проведению административной реформы.10

    Принята следующая типология функций органов исполнительной власти:

  • функции по принятию нормативных правовых актов;
  • функции по контролю и надзору;
  • функции по управлению государственным имуществом;
  • функции по оказанию государственных услуг.

    Признано, что эти функции являются «неотъемлемо государственными» и осуществляются федеральными органами исполнительной власти.

    В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти признано необходимым оптимизировать функции федеральных органов исполнительной власти.  

    В контексте Указа Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 оптимизация функций федеральных органов исполнительной власти означает:

  • упразднение функций избыточного государственного регулирования;
  • исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;       
  • передачу функций федеральных органов исполнительной власти саморегулируемым организациям в области экономики;
  • организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом;
  • завершение процесса разграничения функций между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.11

    Задачи, которые решались в процессе анализа, оценки и упорядочения функций федеральных органов исполнительной власти, состояли в том, чтобы на более веских основаниях:

  • избавить аппарат от старых функций, взятых из прошлого;
  • четко разграничить функции между федеральными органами исполнительной власти, исключив дублирование, параллелизм и «провисание»;
  • упразднить ненужные структурные подразделения и/или органы в целом.

    В ходе анализа деятельности федеральных органов исполнительной власти выявлены группы функций, которые предлагается упразднить либо передать саморегулируемым организациям, либо по-новому определить их содержание.

    Правительственная комиссия по проведению административной реформы в целом проанализировала  5300 функций федеральных органов исполнительной власти. Из них:

  • 800 — признаны полностью или частично избыточными;
  • 500 — дублирующими;
  • в отношении 300 функций предложено изменить масштаб исполнения.

    Однако  лишь незначительная часть, которая  была закреплена только актами Правительства  или положениями о ведомствах, была упразднена. Основной массив избыточных функций, содержащихся в федеральных законах и указах Президента Российской Федерации и в принятых актах Правительства, по-прежнему был сохранен. В итоге для действующей системы федеральных органов исполнительной власти оставлено приблизительно 15% прежнего объема государственных функций. Практика работы Правительственной комиссии по проведению административной реформы поставила перед наукой административного права важный вопрос о критериях оценки функций государственного управления. В оценке функций «...важно не упустить главного, каков критерий оценки реальной социальной полезности этих функций. Иначе «потеря» функции может, в конечном счете, привести к ослаблению публичных интересов, например, в сфере стандартизации и строительного контроля».12

    VI. Результаты проведения административной реформы.

    На  сегодняшний день не существует официальных итогов административной реформы и официальных оценок их реальности, значительности и полезности. Можно лишь констатировать с определенной долей обоснованности, что на данном этапе административной реформы проводятся масштабные мероприятия по пересмотру функций органов исполнительной власти, совершенствованию порядка их реализации и построению новой системы и структуры исполнительной власти, создаются необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления и местного самоуправления.

    Медленные темпы проведения административной реформы, которые во многом обесценивают результаты уже проведенных изменений, требуют более взвешенного подхода к определению последовательности преобразований. Это не только увеличивает число сомневающихся в успехе реформы, но и в целом затрудняет ее дальнейшее проведение. Сегодня административная реформа ассоциируется только со структурными реорганизациями, что не главное. Задача реформы — оптимизировать управленческие процессы, формы и методы работы государственных структур, сократить административные барьеры.

    В  настоящее  время  все  яснее ощущается недостаточная координация с другими реформами — федеративной, государственной службы, социальной, и это несмотря на создание в 2003 г. Комиссии при Президенте Российской Федерации  по  совершенствованию  государственного управления, объединившей в себе комиссии по другим реформам, за исключением Правительственной комиссии по административной реформе. От последовательности результативности и проведения административной во многом зависит и достижимость целей реформ. В связи с этим представляется неудачным обособление  реформы государственной службы — ключевого звена в системе государственного управления — и даже принятие специальной программы по этому вопросу. Есть прямая зависимость между эффективностью деятельности конкретного чиновника и оптимизацией обеспечиваемых им функций ведомства. Именно государственные служащие во многом и определяют ход реформы.

    Продолжается совершенствование федеративных отношений, которое в настоящее время заключается в уточнении полномочий органов публичной власти, что не может не быть связанным с уточнением функций органов исполнительной власти. Изначальное отсутствие координации указанных мероприятий привело к тому, что решения о передаче полномочий с одного уровня власти на другой через некоторое время подлежат ревизии.

    Процесс реформирования, осуществляемый в рамках административной реформы в настоящее время, не может не повлечь соответствующих изменений и для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. В этой связи все более актуальным становится вопрос о взаимодействии субъектов Российской Федерации с федеральными структурами. Система территориальных структур федеральных органов исполнительной власти должна стабильно и эффективно обеспечивать реализацию властных полномочий, отнесенных как к исключительному ведению Российской Федерации, так и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

    Так, многие полномочия федеральных органов  государственной власти, которые  с 1 января 2005 г. Президентом Российской Федерации по решению Государственного совета предлагается передать органам  государственной власти субъектов Российской Федерации, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ были от органов государственной власти субъектов Российской Федерации переданы на федеральный уровень.13

    Реформирование системы исполнительной власти призвано в итоге усовершенствовать и крайне сложные в организационном плане взаимоотношения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Очевидно, что это вопрос двух реформ.

Информация о работе Административная реформа в РФ