Административная реформа в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Проведение административных реформ в России имеет длительную историю. Перестройки центрального аппарата государственного управления проводились и в Российской империи, и в годы советской власти. Но после распада СССР предстояло по-новому осмыслить положение и роль исполнительной власти, понять, что исполнительная власть является самостоятельной ветвью государственной власти, неразрывно связанной с интересами общества, и вся ее работа должна быть направлена на максимальное удовлетворение потребностей различных групп населения. В связи с этим возникла мысль о необходимости проведения в России реформ и, прежде всего, реформы административной.

Работа содержит 1 файл

Мой курсовик 2.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Введение

    Проведение  административных реформ в России имеет  длительную историю. Перестройки центрального аппарата государственного управления проводились и в Российской империи, и в годы советской власти. Но после распада СССР предстояло по-новому осмыслить положение и роль исполнительной власти, понять, что исполнительная власть является самостоятельной ветвью государственной власти, неразрывно связанной с интересами общества, и вся ее работа должна быть направлена на максимальное удовлетворение потребностей различных групп населения. В связи с этим возникла мысль о необходимости проведения в России реформ и, прежде всего, реформы административной.

    Под "административной реформой" принято  понимать преобразования в системе  органов исполнительной власти с  целью создания реально действующей единой системы исполнительной власти, работающей в интересах общества. Объектом реформы стали федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, государственные организации при органах исполнительной власти, иные системы управления, обладающие государственно-властными полномочиями. Административную реформу предполагалось проводить в несколько этапов.

    В 2004 г. была утверждена структура федеральных  органов исполнительной власти, в  соответствии с которой количество федеральных органов исполнительной власти существенно сократилось. Ранее Президентом РФ были созданы семь федеральных округов и проведены крупные мероприятия по усилению единства исполнительной власти. В дальнейшем была проведена специализация федеральных органов исполнительной власти и создана их новая типология. Появились федеральные министерства, основной целью деятельности которых являются определение государственной политики в порученной им сфере деятельности; федеральные службы, основной функцией которых являются государственный контроль и надзор; федеральные агентства, призванные организовать оказание государственных услуг и управление государственным имуществом. В результате наряду с сокращением числа федеральных органов исполнительной власти произошло перераспределение полномочий между ними, упразднена часть дублирующих и избыточных функций этих органов власти.

    Работа  по реформированию управления продолжается как на федеральном уровне, так  и на уровне субъектов РФ, а ее научное обеспечение весьма полезно для успешного достижения поставленных целей и минимизации ошибок на этом пути.

    В последние годы в нашей стране ведутся реформы во многих сферах государственной и общественной жизни. Не обошли они стороной и сферу  управления. Проводимая административная реформа направлена, в первую очередь, на создание оптимальной системы государственного управления. Эффективная государственная власть необходима для решения неотложных социально-экономических проблем, для повышения уровня и качества жизни населения.

    В современном мире заметны тенденции  нового понимания роли государства, его функций, взаимоотношений общества и государства, его органов. В  результате этого в ряде стран  возникла необходимость проведения административных реформ. Их опыт показывает, что это длительная, сложная работа, требующая усилий всего общества и, что важно, открытости власти для диалога с ним. В то же время поспешные и непродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальным потерям.

    Цели  и задачи административной реформы.

    Реформирование  управления - это не только и не столько  изменение структуры и штатов, сколько пересмотр полномочий органов  исполнительной власти, совершенствование  механизмов реализации этих полномочий и функций. С другой стороны, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций - не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформы. В то же время эта сложная и ответственная задача должна решаться с учетом недопустимости "потери" важных и необходимых обществу функций.

    Перечень  недостатков функционирования системы  государственного управления фактически задает и цели административной реформы. Так, в соответствии с Концепцией, целями административной реформы в Российской Федерации в 2003 - 2004 годах являются:

  • повышение качества и доступности государственных услуг;
  • ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
  • повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

    Для достижения этих целей  предусматривается  решение следующих  задач:

  • внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;
  • разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;
  • оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;
  • повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;
  • модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;
  • формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.

 

     I. Предпосылки административной  реформы.

    Термин "административная реформа" на слуху  уже много лет. Но только в конце 2003 г. и особенно в 2004 - 2005 гг. этим словам придан характер реального, радикального и масштабного государственного дела. Что означает понятие "административная реформа"? Если обратиться к этимологии терминов "реформа" и "административная реформа", то первый из них означает изменение, переустройство, преобразование чего-нибудь в какой-либо сфере общественной жизни, области знаний; "административный" означает "осуществляемый администрацией или по ее распоряжению".1 С учетом указанных понятий кратко административную реформу можно определить как комплекс мероприятий государственной власти по совершенствованию организации исполнительного аппарата государства - государственной администрации, ее функций, форм и методов деятельности.

    Административная  реформа - самая трудная в истории  современной России - идет непрерывно и постепенно с 1991 г., с момента  прекращения советского общественного  и государственного строя и преобразования социалистической плановой экономики в рыночную.

    Революционный образ действий по преобразованию России предполагал коренную перестройку  всего государственного механизма. Отсюда - формирование новой системы  законодательной власти и проведение судебной реформы, которая продолжается и по сей день. Настала пора приступить к реорганизации государственного управления и, прежде всего, исполнительной власти.2

 

II. Административные реформы в других странах

    Административная  реформа, проводимая в нашей стране, не российское изобретение. В конце XX— начале XXI в. в значительной части государств мира осуществлялись и продолжаются крупномасштабные реформы, направленные на преобразование систем государственного управления.

    В России особенно внимательно изучается опыт проведения административных реформ в Австралии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Канаде, Китае, Нидерландах, Новой Зеландии, Польше, США, Финляндии, Франции, Чили, Южной Корее, Японии и других странах. Движущим мотивом большинства административных реформ в названных странах являлось осознание необходимости решения одной или нескольких из следующих комплексных задач: повышение эффективности системы государственных органов; превращение государства в ответственного работодателя, способного привлечь достаточное количество служащих необходимой квалификации и в то же время контролировать издержки на их содержание; повышение доверия к: государству со стороны населения и частного сектора.

    Ключевыми областями административных реформ являются: роль государства в обществе; структура органов государственного управления; повышение эффективности и результативности деятельности государственного аппарата; управление государственной службой; реформа финансового управления; подотчетность и прозрачность государственного аппарата.

    Несмотря  на то, что в основе программ административных реформ лежат потребности правительств в решении самых разнообразных проблем, представляется правомерным обобщение, что конечная цель современных административных реформ состоит в совершенствовании способности государства реализовывать политику, предписанную законом. Такие реформы имеют своей целью устранение препятствий,  с которыми сталкиваются правительства при попытке изменения направлений социальной и отраслевой политики. В одних странах административные реформы характеризуются как экстремально радикальные (Австралия, Новая Зеландия, Великобритания), другие же характеризуются более выраженным прагматизмом и постепенностью  (Германия, Финляндия, Нидерланды).

    В настоящее время общепризнано, что  административные традиции в этих странах  способствуют формированию более гибких и результативных форм управления.

    Структурным реформам западных стран предшествовал  длительный период изменений во взаимосвязях органов управления, общества и частных лиц. Структурные реформы явились следующим этапом преобразований государственного аппарата после удачно проведенных процедурных и функциональных реформ.

    В то же время как государства с  радикальными подходами, так и государства, идущие по пути постепенных реформ, проявляют желание позаимствовать у частного сектора модели и методы управления, несмотря на значительные различия между сравнительно простыми результатами деятельности частного сектора и чрезвычайно сложным комплексом результатов деятельности государственного аппарата. Такое стремление связано с осознанием необходимости отказа в современных условиях от чисто бюрократических принципов и форм как основы государственного управления.

    Отрицать  роль государства в обществе невозможно с исторической и политической точек зрения. Поэтому административные реформы во всех странах основываются на принципах целесообразности, прагматизма и экономичности. Их целью является не разрушение систем государственного управления, а стремление применить к деятельности государства опыт всех «прогрессивных событий», произошедших в мире в течение последних 20—30 лет. Все мероприятия в рамках административных реформ призваны способствовать укреплению законности, развитию открытости и доступности информации о деятельности государственных органов. Их цель — сделать государства социально-сплоченными и сильными, «приблизить» государство к гражданину и обеспечить всеобъемлющую конкурентоспособность страны.

    Один из уроков проведения административных реформ состоит в придании административному реформированию характера постоянной функции государства. Упрощение административных функций, корректировка системы государственных органов и управления кадрами государственных служащих и другие масштабные мероприятия по модернизации государственного управления проводятся планомерно специально для этой цели созданными правительственными органами.

 

III.Основные направления административно-правовой реформы в РФ.

    Российское государство обязано обеспечить соответствие собственной системы управления современным реалиям и извлечь уроки из мирового опыта административного реформирования. Вот почему Президент РФ поставил реформу государственного управления в ряд основных приоритетов страны на ближайшие годы.

    В 2003—2005 гг. административная реформа практически осуществлялась по следующим направлениям:

  • оптимизация функций органов исполнительной власти и структуры исполнительной власти;
  • реформирование государственной службы;
  • совершенствование управленческих процедур;
  • создание административной юстиции.

    В марте 2003 г. Президентом РФ были изданы указы, которые сразу в СМИ были названы «указами об административной реформе». В Указе Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах» выделен комплекс целей, которыми должна руководствоваться в своей работе Комиссия по административной реформе Правительства РФ, созданная во исполнение этого Указа.

    В Указе определены следующие приоритетные направления административной реформы в 2003 - 2004 годах:

  • ограничение вмешательства     государства     в     экономическую деятельность  субъектов  предпринимательства,  в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
  • исключение дублирования  функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
  • развитие системы    саморегулируемых    организаций   в   области экономики;
  • организационное разделение   функций,   касающихся  регулирования экономической   деятельности,   надзора   и    контроля,    управления государственным    имуществом    и   предоставления   государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
  • завершение процесса  разграничения  полномочий между федеральными органами  исполнительной  власти  и  органами  исполнительной   власти субъектов     Российской     Федерации,    оптимизация    деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.3

Информация о работе Административная реформа в РФ