Автор: z*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 20:02, курсовая работа
Цели работы: раскрыть сущность такого вида юридической ответственности как административная; установить, что она собой представляет; какие виды санкций применяются к лицу, совершившему административный проступок.
Задачи:
показать признаки возникновения административной ответственности;
дать характеристику целям, функциям и принципам административной ответственности;
установить какие виды санкций применяются за совершение административного правонарушения.
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Административная ответственность как вид юридической ответственности ...7
Понятие и основные признаки административной ответственности………...7
Структура административной ответственности……………………………..10
Цели, функции и принципы административной ответственности……….....14
Цели и функции административной ответственности…………………….....14
Принципы административной ответственности……………………………..15
Место административной ответственности в системе юридической ответственности………………………………………………………………...18
Административно-правовые санкции…………………………………………20
Особенности и отличительные черты административно-правовых санкций………………………………………………………………………….20
Система административно-правовых санкций……………………………….24
Административные взыскания как наиболее значимая группа административно-правовых санкций…………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………………30
Список используемых источников……………………
Административная ответственность занимает существенное место в
системе юридической ответственности. Ею обеспечивается реализация широкого круга правовых норм. По своему характеру она не является ведомственным видом ответственности. По содержанию и направленности - это штрафной вид ответственности, не имеющий компенсационного характера.
В настоящее время роль административной ответственности велика. И ежедневно к этому виду ответственности привлекается значительное количество субъектов права, которые совершили даже самое незначительное правонарушение, которое нельзя оценивать как преступление и сразу привлекать к уголовной ответственности [21, с. 24-27].
Административная
ответственность обладает рядом
особенностей, которые отличают ее
от других видов ответственности. Во-первых,
она менее сурова, чем уголовная,
и не влечет судимости лица, к
которому применяется. Во-вторых, административная
ответственность находит свое выражение
в наложении на виновного особого
взыскания. В-третьих, административная
ответственность применяется
Таким образом:
1. Своей целью административная ответственность ставит предотвращение правонарушения путем воспитания или перевоспитания субъектов права. А для достижения поставленных целей административная ответственность выполняет ряд функций: воспитательную, предупредительную, пресечения, правоохранительную, воздействия и другие.
2. Административная ответственность имеет ряд особенностей, с помощью которых она выделяется из всей системы юридической ответственности. К таким особенностям мы можем отнести то, что административная ответственность является менее суровой, чем уголовная; административно-правовые санкции могут налагаться различными субъектами власти; за разные по характеру и содержанию правонарушения следуют разные по степени тяжести виды санкций; процедура применения мер административного взыскания является более простой, чем в уголовном процессе.
3.
Административная ответственность основывается
на ряде принципов, которые закреплены
как в Конституции, так и в действующем
законодательстве.
3.1
Особенности и
отличительные черты
административно-правовых
санкций
В русском языке слово "санкция" имеет несколько значений. В одном
случае — это утверждение, разрешение; в другом — освящение,
подтверждение; в третьем — одобрение. Различно также значение этого слова
как специального правового термина. Санкция — это и мероприятие против
страны, нарушившей соглашение, договор; и охрана нерушимости закона; и
условие, обеспечивающее выполнение закона, договора. В учениях о правовой
норме санкция определяется как часть нормы права, указывающая либо на те
же меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям
диспозиции данной нормы, либо на те последствия, которые должны наступить
для лиц, нарушавших предписание данной нормы [23, с.19] В законодательстве под словом "санкция" иногда подразумевается утверждение, одобрение, разрешение какого-либо действия.
Юридическая ответственность неразрывно связано с санкцией. Но вместе с тем между санкцией и ответственностью нет тожденства. Основу отношений образуют правоотношения, вытекающие из санкции; но ответственность "богаче" этих отношений, включает в себя многое, чего в санкции нет [24, с. 93].
Однако
санкция и норма находятся
в тесном взаимодействии: правильная
конструкция санкций
Административно-правовые
санкции являются частью системы
санкций современного права. И это
значит, что административно-правовые
санкции обладают такими же признаками,
что и санкции юридической
ответственности, но им также присущи
свои специфические особенности, которые
позволяют выделить административно-правовые
санкции в самостоятельное
Особенности административно-правовых санкций во многом предопределены действием ряда факторов.
1. Административно-правовые нормы регулируют широчайший круг общественных отношений. По своему характеру эти отношения весьма разнообразны, что неизбежно влечет различный характер и содержание административно-правовых санкций.
2. С помощью административно-правовых норм регулируются отношения в сфере народного хозяйства, социально-культурного строительства и административно-политической деятельности.
3. При административно-правовом регулировании общественных отношений в сфере государственного управления используется метод властных, односторонних предписаний.
4. Исследуя особенности административно-правовых санкций, необходимо учитывать различную степень общественной опасности проступка или преступления, характер ущерба, причиняемого тем или иным проступком.
5. Административно-правовые санкции предусмотрены не единым законодательным актом, а многими нормативными актами [25, с. 43-44].
Выделение
устойчивой группы санкций, применяемых
в той или иной отрасли права,
до некоторой степени условно, т.к.
однотипные по своему содержанию санкции
применяются в различных
Так,
можно сгруппировать
Для установления административно-правовых санкций характерно:
1. Наиболее тяжкие по своему характеру санкции устанавливаются только высшими органами государственной власти;
2. В зависимости от компетенции того или иного органа определяются возможные для установления этим органом количественные показатели однотипных санкций;
3. Круг вопросов, при решении которых тот или иной орган государственной власти и государственного управления может устанавливать административно-правовые санкции, неодинаков и зависит от задач каждого органа и его места в государственном аппарате.
Таким образом, особенностью административно-правовых санкций, связанной с их установлением является то, что они устанавливаются широким кругом органов государственной власти и государственного управления [26, с. 63-64].
Ряд
существенных особенностей административно-правовых
санкций связан с их характером и
способом, посредством которого осуществляется
охрана правопорядка. Эти особенности
определяются в первую очередь характером
регулируемых отношений и видом
возможного вреда, наступающего в результате
совершения административного
Административно-правовая санкция, как и всякая правовая санкция, есть реакция государства на правонарушение. Характер и содержание такой реакции — государственно-принудительных мер — различны. Эти меры мопт носить превентивный (предупредительный) характер, а по своему содержанию представлять собой кару; они могут иметь правовосстановительный характер, а их содержанием являться эквивалентное восстановление нарушенного правопорядка; содержанием административно-правовой санкции может быть и непосредственное принудительное исполнение невыполняемой юридической обязанности.
Например,
в области административно-
А
нарушением норм, регулирующих некоторые
управленческие управления в области
народного хозяйства и
Права
и обязанности сторон в административно-правовом
отношении непременно связаны с
осуществлением задач исполнительно-
Потребность
в санкциях реального исполнения
объясняется тем, что в ряде случаев
нарушение административно-
Административно-правовые санкции в отличие от уголовных имеют менее репрессивный характер, что объясняется меньшей степенью общественной опасности административных проступков в отличие от преступлений.
С
помощью большинства
Усиление репрессивности санкций, применяемых за повторное правонарушение, идет по двум основным направлениям:
1) при повторном правонарушении вновь применяется административно-правовая санкция, однако ее количественные показатели увеличиваются;