Административная ответственность

Автор: z*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Цели работы: раскрыть сущность такого вида юридической ответственности как административная; установить, что она собой представляет; какие виды санкций применяются к лицу, совершившему административный проступок.
Задачи:
показать признаки возникновения административной ответственности;
дать характеристику целям, функциям и принципам административной ответственности;
установить какие виды санкций применяются за совершение административного правонарушения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Административная ответственность как вид юридической ответственности ...7
Понятие и основные признаки административной ответственности………...7
Структура административной ответственности……………………………..10
Цели, функции и принципы административной ответственности……….....14
Цели и функции административной ответственности…………………….....14
Принципы административной ответственности……………………………..15
Место административной ответственности в системе юридической ответственности………………………………………………………………...18
Административно-правовые санкции…………………………………………20
Особенности и отличительные черты административно-правовых санкций………………………………………………………………………….20
Система административно-правовых санкций……………………………….24
Административные взыскания как наиболее значимая группа административно-правовых санкций…………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………………30
Список используемых источников……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая АО.docx

— 81.86 Кб (Скачать)

    Административная   ответственность   занимает   существенное   место   в

системе юридической ответственности. Ею обеспечивается реализация широкого круга правовых норм. По своему характеру она не является ведомственным видом ответственности. По содержанию и направленности - это штрафной вид ответственности, не имеющий компенсационного характера.

    В настоящее время роль административной ответственности велика. И ежедневно  к этому виду ответственности  привлекается значительное количество субъектов права, которые совершили  даже самое незначительное правонарушение, которое нельзя оценивать как  преступление и сразу привлекать к уголовной ответственности [21, с. 24-27].

    Административная  ответственность обладает рядом  особенностей, которые отличают ее от других видов ответственности. Во-первых, она менее сурова, чем уголовная, и не влечет судимости лица, к  которому применяется. Во-вторых, административная ответственность находит свое выражение  в наложении на виновного особого  взыскания. В-третьих, административная ответственность применяется органом (должностным лицом), которому нарушитель не подчинен по службе. В-четвертых, процедура  применения административной ответственности  является более простой и оперативной, чем в уголовном процессе [22, с. 25-32].

    Таким образом:

    1. Своей целью административная ответственность ставит предотвращение правонарушения путем воспитания или перевоспитания субъектов права. А для достижения поставленных целей административная ответственность         выполняет        ряд         функций:         воспитательную, предупредительную, пресечения, правоохранительную, воздействия и другие.

    2.   Административная ответственность имеет ряд особенностей, с помощью которых она выделяется из всей системы юридической ответственности. К таким особенностям мы можем отнести то, что административная ответственность является менее суровой, чем уголовная; административно-правовые санкции могут налагаться различными субъектами власти; за разные по характеру и содержанию правонарушения следуют разные по степени тяжести виды санкций; процедура применения мер административного взыскания является более простой, чем в уголовном процессе.

    3.      Административная ответственность основывается на ряде принципов, которые закреплены как в Конституции, так и в действующем законодательстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Административно-правовые санкции
 
 

    3.1 Особенности и  отличительные черты  административно-правовых  санкций 
     

    В русском языке слово "санкция" имеет несколько значений. В одном

случае    —    это    утверждение,    разрешение;    в    другом    —    освящение,

подтверждение; в третьем — одобрение. Различно также значение этого слова

как специального правового термина. Санкция —  это и мероприятие против

страны, нарушившей соглашение, договор; и охрана нерушимости закона; и

условие, обеспечивающее выполнение закона, договора. В учениях о правовой

норме санкция определяется как часть  нормы права, указывающая либо на те

же меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям

диспозиции  данной нормы, либо на те последствия, которые должны наступить

для лиц, нарушавших предписание данной нормы [23, с.19] В законодательстве под словом    "санкция"    иногда    подразумевается    утверждение,    одобрение, разрешение какого-либо действия.

    Юридическая ответственность неразрывно связано  с санкцией. Но вместе с тем между  санкцией и ответственностью нет  тожденства. Основу отношений образуют правоотношения, вытекающие из санкции; но ответственность "богаче" этих отношений, включает в себя многое, чего в санкции нет [24, с. 93].

    Однако  санкция и норма находятся  в тесном взаимодействии: правильная конструкция санкций обеспечивает повышение ответственности, причем неуклонительное осуществление ответственности в узком смысле, юридической ответственности (применение и реализация санкций) служил делу борьбы за укрепление ответственности в широком смысле, борьбы за укрепление общественной и государственной дисциплины; в то же время неуклонительное осуществление юридической ответственности в случаях, имеющихся правоотношений представляет собой необходимое условие предупредительного и воспитательного воздействия санкций, а отдельные недостатки некоторых вскрываются в процессе осуществления юридической ответственности, что является предпосылкой для устранения этих недостатков в законодательном порядке в целях повышения ответственности за соблюдение законности [24, с. 101].

    Административно-правовые санкции являются частью системы  санкций современного права. И это  значит, что административно-правовые санкции обладают такими же признаками, что и санкции юридической  ответственности, но им также присущи  свои специфические особенности, которые  позволяют выделить административно-правовые санкции в самостоятельное подразделение  системы санкций современного права.

    Особенности административно-правовых санкций  во многом предопределены действием  ряда факторов.

    1. Административно-правовые нормы регулируют широчайший круг общественных   отношений.   По   своему  характеру   эти   отношения   весьма разнообразны,  что  неизбежно  влечет различный  характер  и  содержание административно-правовых санкций.

    2.       С помощью административно-правовых норм регулируются отношения в сфере народного хозяйства, социально-культурного строительства и административно-политической деятельности.

    3.       При административно-правовом регулировании общественных отношений в сфере государственного управления используется метод властных, односторонних предписаний.

    4.       Исследуя особенности административно-правовых санкций, необходимо учитывать различную степень общественной опасности проступка или преступления, характер ущерба, причиняемого тем или иным проступком.

    5.       Административно-правовые санкции предусмотрены не единым законодательным актом, а многими нормативными актами [25, с. 43-44].

    Выделение устойчивой группы санкций, применяемых  в той или иной отрасли права, до некоторой степени условно, т.к. однотипные по своему содержанию санкции  применяются в различных отраслях права. Лишь отдельные виды санкций  присущи определенной отрасли права. Однако различного рода управленческие отношения, регулируемые нормами административного  права, не оторваны друг от друга, а  представляют собой систему, в которой  они находятся во всесторонней взаимосвязи  и взаимозависимости.

    Так, можно сгруппировать особенности  административно-правовых санкций  по трем основным направлениям: установление санкций, характер и способ охраны правопорядка, применение санкций.

    Для установления административно-правовых санкций характерно:

    1.   Наиболее тяжкие по своему характеру санкции устанавливаются только высшими органами государственной власти;

    2.       В зависимости от компетенции того или иного органа определяются возможные для установления этим органом количественные показатели однотипных санкций;

    3.  Круг вопросов, при решении которых тот или иной орган государственной власти и государственного управления может устанавливать административно-правовые санкции, неодинаков и зависит от задач каждого органа и его места в государственном аппарате.

    Таким образом, особенностью административно-правовых санкций, связанной с их установлением  является то, что они устанавливаются  широким кругом органов государственной  власти и государственного управления [26, с. 63-64].

    Ряд существенных особенностей административно-правовых санкций связан с их характером и  способом, посредством которого осуществляется охрана правопорядка. Эти особенности  определяются в первую очередь характером регулируемых отношений и видом  возможного вреда, наступающего в результате совершения административного правонарушения.

    Административно-правовая санкция, как и всякая правовая санкция, есть реакция государства на правонарушение. Характер и содержание такой реакции — государственно-принудительных мер — различны. Эти меры мопт носить  превентивный (предупредительный) характер, а по своему содержанию представлять собой кару; они могут иметь правовосстановительный характер, а их содержанием являться эквивалентное восстановление нарушенного правопорядка; содержанием административно-правовой санкции может быть и непосредственное принудительное исполнение невыполняемой юридической обязанности.

    Например, в области административно-политической деятельности органов государственного управления регулируемые нормами права отношения по своему характеру, как правило, таковы, что в результате нарушения этих норм причиняется нематериальный вред. Он не может быть восполнен, заглажен действиями нарушителя. Поэтому большая группа административно-правовых санкций, охраняющая данные отношения, по своему содержанию представляют собой кару, а по способу охраны правопорядка — общую и частную превенцию правонарушений. Эта группа санкций называется административные взыскания [27, с. 53].

    А нарушением норм, регулирующих некоторые  управленческие управления в области  народного хозяйства и социально-культурного  строительства, причиняется материальный вред, который может быть полностью  или частично возмещен. Поэтому для  охраны данных правоотношений законодатель установил правовосстановительные санкции, которые именуются административно-восстановительными мерами. Однако правовосстановительные санкции сравнительно редко встречаются в административном праве.

    Права и обязанности сторон в административно-правовом отношении непременно связаны с  осуществлением задач исполнительно-распорядительной деятельности, и их неисполнение затрудняет решение указанных задач. С учетом этих обстоятельств в административном праве применяются санкции реального  исполнения. Они представляют собой  довольно большую группу административно-правовых санкций. В ряде случаев ни карательные, ни правовосстановительные санкции эффективными быть не могут, т.к. наложение административного взыскания не всегда исчерпывающим образом разрешает вопрос о правонарушении. Именно поэтому за нарушение некоторых норм государство предусматривает такие меры (санкции), применение которых гарантирует реальное исполнение юридических обязанностей. Особая природа санкций реального исполнения заключается в несходстве с принудительными мерами вспомогательного характера в праве — мерами пресечения. Такое сходство объясняется тем, что любое принудительное исполнение ранее не исполнявшейся правовой обязанности является одновременно и пресечением неисполнения этой обязанности, т.е. пресечением административного правонарушения. Санкции, обеспечивающие реальное исполнение, имеют ярко выраженный пресекательный характер. Таким образом, содержанием ряда санкций в административном праве, относимых некоторыми авторами к группе мер пресечения, является само принудительное исполнение.

    Потребность в санкциях реального исполнения объясняется тем, что в ряде случаев  нарушение административно-правовой нормы не влечет одновременно общественно  опасные, вредные, материальные последствия. А возможность применения этих санкций  обеспечивается особым административно-правовым методом регулировании [28, с. 11-12].

    Административно-правовые санкции в отличие от уголовных  имеют менее репрессивный характер, что объясняется меньшей степенью общественной опасности административных проступков в отличие от преступлений.

    С помощью большинства административно-правовых санкций ведется профилактика правонарушений. Посредством многих карательных санкций осуществляется и наказание, и предупреждение правонарушителя о том, что в случае повторного нарушения к нему будут применены более репрессивные меры.

    Усиление  репрессивности санкций, применяемых  за повторное правонарушение, идет по двум основным направлениям:

    1)    при повторном правонарушении вновь применяется административно-правовая санкция, однако ее количественные показатели увеличиваются;

Информация о работе Административная ответственность