Автор: z*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 20:02, курсовая работа
Цели работы: раскрыть сущность такого вида юридической ответственности как административная; установить, что она собой представляет; какие виды санкций применяются к лицу, совершившему административный проступок.
Задачи:
показать признаки возникновения административной ответственности;
дать характеристику целям, функциям и принципам административной ответственности;
установить какие виды санкций применяются за совершение административного правонарушения.
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Административная ответственность как вид юридической ответственности ...7
Понятие и основные признаки административной ответственности………...7
Структура административной ответственности……………………………..10
Цели, функции и принципы административной ответственности……….....14
Цели и функции административной ответственности…………………….....14
Принципы административной ответственности……………………………..15
Место административной ответственности в системе юридической ответственности………………………………………………………………...18
Административно-правовые санкции…………………………………………20
Особенности и отличительные черты административно-правовых санкций………………………………………………………………………….20
Система административно-правовых санкций……………………………….24
Административные взыскания как наиболее значимая группа административно-правовых санкций…………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………………30
Список используемых источников……………………
Категория
ответственности — философско-
Каждая
из категорий исторически
Первой
отраслью права, воспринявшей понятие
ответственности, было государственное
право. Так, в отечественном
В
настоящее время в науке
Характеризуя данное понятие многие ученые-административисты полагают, что административная ответственность — это форма реагирования органов государственного управления на административное правонарушение, выражающееся в применении к нарушителю карательных административных санкций. Однако в термин "реагирование" в этом случае вкладывается содержание, только частично объясняющее существо рассматриваемого явления. "Реагирование" выражается в различных формах и применение взыскания — одна из них. Поэтому характеризуя административную ответственность и говоря о реагировании государства на административное правонарушение, следует отметить, что оно в первую очередь выражается в том, что компетентный орган или должностное лицо предъявляют обвинение правонарушителю и расследуют правонарушение. Важно подчеркнуть, что властные полномочия компетентного органа (должностного лица) применить к правонарушителю меры воздействия (доставление правонарушителя, составление протокола) реализуются наряду с обязанностью проинформировать последнего о его праве давать объяснение по поводу совершенного деяния. Иначе говоря, данная форма реагирования государства на административное правонарушение проявляется в обязательной связке таких процессуальных действий, как обвинение лица в совершении правонарушения и в его праве дать объяснение по существу нарушения [5, с. 27].
Характеризуя административную ответственность как реакцию государственных органов на совершенное деяние, запрещенное законом, следует подчеркнуть, что такая реакция выражается в осуждении деяния, в "отрицательной оценки" содеянного. Отрицательная оценка административного проступка — самостоятельная мера воздействия, реализуемая компетентным (юрисдикционным) органом. Для объяснения и понимания административной ответственности этот признак является также существенным.
Отрицательную оценку в процессе привлечения виновного субъекта к административной ответственности нельзя сводить разовому, одноактовому воздействию. В известной степени она перманентна: фиксируется в самом акте правонарушения, находит отражение в протоколе об административном правонарушении, высказывается при рассмотрении дела, находит свое завершение в постановлении по делу. Административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности и по субъектам ответственности. К ним относятся не только физические лица - граждане, государственные служащие, должностные лица, но и юридические лица [6, с. 155]. Отрицательная оценка, содержащаяся в названном акте, превращает виновное лицо из привлекаемого к административной ответственности в привлекавшегося.
Другой
важный признак характеризует
Административная
ответственность реализуется в
специфических для нее
Административную
ответственность характеризуют
и другие признаки (принудительный
характер, множественность
урегулированность), но они являются общеизвестными. Охарактеризованные здесь признаки позволяют иметь более полное представление об административной ответственности и определить ее, как реагирование государства на административное правонарушение, выражающееся в реализации компетентным органом (должностным лицом) права предъявить обвинение определенному лицу, подвергнуть противоправное деяние официальной оценки и в случае отрицательной оценки применить к виновному лицу административное взыскание [4, с. 15].
Установление
административной ответственности
относится к компетенции высшего
законодательного органа, но здесь
имеется одна существенная особенность,
не известная другим видам юридической
ответственности. Состоит эта особенность
в том, что участие в установлении
административной ответственности
по некоторым видам правонарушений
принимают местные представительные
и исполнительные органы
государственной власти и управления
[8, с. 250]. Число таких видов правонарушений
строго ограничено и четко обозначено
в Кодексе об административных правонарушениях
[9, с.175].
1.2
Структура административной
ответственности
Под административной ответственностью следует понимать все меры административно-правового воздействия, применяемые к лицу, совершившему административное правонарушение. Эти меры реализуются в правоотношении, возникающем и объективно существующем с момента совершения административного проступка. Это — административно-процессуальное правоохранительное отношение, развертывающееся во времени и охватывающее все основные стадии производства по делам об административных правонарушениях. Его главные субъекты — компетентный орган, наделенный властными юрисдикционными полномочиями, и правонарушитель: первый обладает не только наказательными правами, но и обязанностями; второй не является лишь объектом принудительного воздействия со стороны государства, он является также субъектом определенных прав. Анализ данного соотношения прав и обязанностей позволяет выделить структурные элементы административной ответственности, к которым относятся: объяснение виновным лицом существа нарушения; отрицательная оценка компетентным органом противоправного деяния; применение административного взыскания.
Объяснение
лица, привлекаемого к
"Объяснение" как совокупность процессуальных действий привязано к обвинению и расследованию, обусловлено данными процессуальными действиями, логически вытекает из них, т.е. вторично, но вместе с тем оно настолько самостоятельно, исторически (в плане генезиса ответственно) и социально значимо в плане соблюдения прав лица, что именно этот термин должен быть отражен в наименовании данного элемента с его двумя звеньями.
Объяснения нарушителя — обязательный элемент в структуре административной ответственности. Но он обязателен не в смысле того, что виновный субъект обязан дать объяснение по поводу своих действий, а в том, что у него есть право сказать об этих действиях правду, привести аргументы, которые оправдывали их [4, с. 16-17].
Отрицательная оценка деяния. Отрицательная оценка деяния — это мнение компетентного органа, которое сложилось у него об административном правонарушении и личности правонарушителя в процессе исследования всех обстоятельств и доказательств по делу и которое нашло адекватное отражение в документах по делу. Отрицательная оценка деяния является переменным элементам в системе элементов административной ответственности и образуется путем реализации компетентным органом права подвергнуть правовой оценке совершенный административный проступок и корреспондируемой этому праву обязанности правонарушителя выслушать данную оценку.
Административное правонарушение - негативное социально-правовое явление, поскольку наносит вред охраняемым нормам административного права, общественным и личным интересам. В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов [11, с.11].
Выделяя "отрицательную оценку" деяния в качестве элемента административной ответственности, необходимо отметить, что речь идет: 1) об оценке официальной, которая дается органом государства, а потому авторитетной; 2) об оценке правовой, даваемой на основе юридических норм, которые сами служат "масштабом для оценки степени правомерности или неправомерности поведения людей" [12, с. 92]; 3) об оценке отрицательной, ибо если оценка будет иной (невменяемость правонарушителя, малозначительность правонарушения) виновное лицо не подлежит или может быть освобождено от административной ответственности. Вследствие этого такая оценка, осуждающая противоправные и поощряющая дозволенные законом деяния, обладает свойствами авторитетного и глубокого воздействия на личность правонарушителя. При этом компетентный орган не ограничивается тем, что негативно оценивает совершенное деяние.
Одновременно отрицательная оценка в виде порицания, осуждения, личного упрека адресуется правонарушителю. Однако последний несет не только бремя обязанности претерпевания, выслушивания данной оценки, он является субъектом права на справедливую и объективную оценку с учетом всех обстоятельств дела и того, что им самим было сказано по поводу случившегося противоправного деяния..
Применение
административного взыскания. "Отрицательная
оценка" компетентного органа, содержащаяся
в постановлении по делу об административном
правонарушении, материализуется в
административном наказании. Применение
административного наказания (взыскания)
к лицу, совершившему административное
правонарушение, образует завершающий
элемент в структуре
В
административном праве принято
считать, что только в процессе применения
административного взыскания