Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:14, курсовая работа
Целью данной работы является выявление сущности абсолютной монархии. Для достижения указанной цели в работе поставлены задачи:
– исследовать сущность монархии;
– определить характерные черты абсолютной монархии;
– выявить особенности монархического правления в России в различные исторические периоды и его перспективы;
– выявить особенности монархического правления в различные исторические периоды и его перспективы в европейских и арабских странах.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МОНАРХИИ КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ 5
1.1. Сущность монархического правления 5
1.2. Абсолютная монархия как система правления государством 11
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 16
2.1. Особенности монархического правления в современном мире 16
2.2. Возможность развития монархии в России 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЯ 35
Поэтому, чтобы вполне понять сущность монархии, сравним строй разных государств в их становлении с древности до сегодняшнего дня.
Монархия как форма правления – это сложный конгломерат власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально-психологического состояния общества. В мире насчитывается немало государств с монархической формой правления.
современная теория государства и права делит монархии на два типа: абсолютные и относительные8.
Абсолютная (неограниченная) монархия
характеризуется всеми перечисл
Изначально все монархии были абсолютными. В последствии эта форма правления перестала удовлетворять общество, тормозя развитие государства. Власть монарха была ограничена, и на смену абсолютной монархии пришла ограниченная монархия. Во многих странах монархия из абсолютной в ограниченную превратилась революционным путем. Так, по Европе (Германия, Франция, Бельгия и др.) в середине 19 века прокатилась волна буржуазно-демократических революций, в результате которых власть монарха как бы «раздвоилась»: он фактически и юридически еще был независим от парламента в сфере исполнительной власти, но ему уже приходилось считаться с ним; законодательную же власть стал осуществлять только парламент – монарх был отстранен от выполнения законодательной функции.
Применительно к абсолютной монархии необходимо отметить важность такого компонента абсолютизма, как источник норм права. Так, в абсолютных монархиях арабских стран воля монарха по своей юридической силе выше, чем нормы права, принимаемые существующими там законодательными органами. Еще выше в иерархии находятся нормы Корана. В конституционных (ограниченных) монархиях воля монарха не является «истиной в последней инстанции», а используется в силу обычая, когда монарх утверждает уже принятые парламентом законы. Несмотря на то, что технически и юридически монарх мог бы возразить, в таких монархиях этим правом короли и королевы не пользуются уже много веков.
В России в период абсолютной монархии также отмечались подвижки в области изменения иерархии источников права. Так, например, в классический век абсолютизма (18 в.), по сравнению с предыдущим периодом (16–17 вв.), стало меньше видов источников права9. Прежде всего, судебно-административная практика постепенно теряет значение источника права, что было вызвано как ростом числа нормативных актов, так и требованием законодателя во всем строго следовать закону. Соотношение действующих источников права в практике изменилось в сторону превалирования нормативных актов, а важнейшим правообразующим фактором стала единоличная воля главы государства. Таким образом, в России в период абсолютизма источниками права были обычай, нормативный акт и церковной право, т.е. те же источники, которые применяются в современных абсолютных монархиях Востока.
Для абсолютной монархии характерно:
– максимальное сосредоточение власти в руках одной личности;
– наличие сильного разветвленного
профессионального бюрократичес
– наличие сильной постоянной армии;
– ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений.
Все эти признаки были присущи российскому абсолютизму, однако он имеет свои особенности:
– если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;
– если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами, то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.
Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжение во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремления выразились в:
а) стремление к расширению своей территории и выходу к морям;
б) политики дальнейшего закрепощения, принявшее наиболее широкие формы в 18 в.;
в) усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходило юридическая консолидация правящего класса, сложилось сословие дворянства.
Идеология абсолютизма может быть определена как «патриархальная». Глава государства представляется как «отец народа», который любит и хорошо знает, чего хотят его дети. Он вправе их воспитывать, поучать, наказывать. Отсюда стремление контролировать все, даже малейшее проявление общественной и частной жизни: указы в первой четверти 18 в. Предписывали населению, когда гасить свет, в каких гробах хоронить, брить или не брить бороду и т.п. Поэтому государство, возникшее в начале 18 в., называют «полицейским».
В отдельные периоды
Для системы властвования, установившейся в эпоху абсолютизма, характерно довольно частые дворцовые перевороты. В этот период было обилие писаных юридических актов, принимаемых по каждому поводу. Госаппарат в целом, а также его структурные части действовали по предписанию специальных регламентов, иерархию которых замыкает Генеральный регламент.
В сфере экономической идеологии господствующей стала философия меркантилизма, ориентирующая экономику на превышение экспорта над импортом, накопление и государственной протекционизм.
Безусловно, монархическая форма правления плохо согласуется с господствующими в современном мире идеями народного суверенитета и равноправия людей. Однако в экономическом смысле монархии – достаточно успешные страны. В приложении 2 приведен список 30 стран с наибольшим ВВП на душу населения, 5 из которых – абсолютные монархии. В первой десятке стран с наибольшим ВВП на душу населения восемь представляют – монархии и лишь две – республики. Всего в мире осталось достаточно незначительное количество абсолютных монархий по сравнению с ограниченными монархиями и республиками. Поэтому присутствие в десятке списке стран с наибольшим ВВП на душу населения 3 абсолютных монархий – прямое указание на жизнеспособность и успешность данной формы правления.
Успех монархий можно объяснить большей политической стабильностью в данных странах, что позволяет не тратить ресурсы государства на излишние политические «баталии», а направить их на развитие экономики.
Таким образом, в мире продолжают успешно функционировать страны с различной формой правления. Среди них достаточное количество монархий, в том числе и абсолютных. Тем не менее, следует заметить, в современном мире абсолютные монархии сохранились лишь в традиционных обществах, где сильно влияние религии. В таких странах общество консервативно, стремление к переменам незначительно, поэтому политическая атмосфера в этих государствах позволяет многие столетия управляться представителями одной династии. Между тем, тот факт, что восстановление монархии – факт исключительный, может служить подтверждением того мнения, что абсолютные монархии, хоть и сохраняться в обозримом будущем, в исторической перспективе будут заменены на другие формы правления. Процесс ограничения абсолютной монархии наблюдается практически во всех странах с данной формой правления.
Современные монархические страны Европы представляют собой государства во главе с монархами, обладающими лишь номинальной властью. Фактически же эти страны зачастую имеют такие же органы государственной власти (если не считать отсутствия президента), как и парламентские республики. Главой государства продолжает оставаться монарх. Такими являются конституционные монархии Северной Европы – Дания, Норвегия, Швеция. Про английскую королеву говорят, что «она царствует, но не правит». Монархия была восстановлена в Испании в 1975 году. Таким образом, многие европейские страны являются монархиями, что не мешает им активно развиваться как экономически, так и политически.
Современная форма ограниченной монархии – конституционная, где власть монарха ограничивается Конституцией или другими нормативными актами. Так, в Швеции власть короле ограничивается сразу тремя нормативными актами. Монарх здесь пользуется правами при содействии или посредстве органов и властей, существующих независимо от него. Ограниченная монархия имеет несколько видов – дуалистическую или парламентскую.
Представительная монархия является формой правления, при которой монарх остается главой исполнительной власти, может назначать и смещать министров, формировать правительство в целом, имеет право вето и роспуска парламента в некоторых случаях. Законотворчеством занимается парламент – выборный орган, состоящий из двух палат. Нижняя палата формируется выборным путем, а верхняя – путем назначения монархом. Власть монарха, таким образом, ограничена, хотя и незначительно. Такая форма правления является переходным, временные состоянием. Она существовала в прошлом в Пруссии, Австрии, Италии, Румынии и др. Со временем она преобразовалась в парламентскую монархию.
Парламентская монархия – форма правления, при которой монарх лишь формально утверждает состав исполнительной власти, которая формируется органом законодательной власти (чаще всего главой партии, победившей на выборах в парламент). Таким образом, назначение министров главой государства является номинальным действием. Реально исполнительная власть зависит от вотума доверия парламента. В целом, в парламентских монархиях происходит верховенство парламента над правительством, что делает последнее более уязвимым и менее долговечным. Конституционные монархии могут иметь как двухпартийные (Великобритания, Канада, Австралия), так и двухпартийные (Дания, Нидерланды, Япония с 1998 г.) парламенты.
Монарх иногда имеет право отлагательного вето, в определенных случаях распускает парламент. Акты монарха получают юридическую силу после одобрения (ассигнования) главой исполнительной власти либо соответствующим министром, т.к. сам монарх не ответственен (в английской трактовке этот принцип звучит так: «монарх не может быть не прав»). Ни парламент, ни правительство перед монархом ответственности не несут. Власть лишь осуществляется от имени монарха.
Великобритания – первая из мировых монархий, которая «вступила на путь демократических преобразований и смогла сохранить при этом старые институты власти, умело сочетая их с вновь создаваемыми государственными органами»10. В законодательном порядке верховная законодательная власть парламента была установлена Биллем о правах 1689 г. Он отменил право короля приостанавливать действие законов и делать из них изъятия, т.е. сделал незаконным изменение законов монархом без согласия парламента. Этот опыт был впоследствии перенят многими монархиями Европы, которые постепенно трансформировались в конституционные (парламентские) монархии. Монарх перестал быть представителем бога на земле, а церковь была отделена от государства.
В арабских же странах с монархической формой правления глава государства продолжает оставаться высшим духовным лидером, что усиливает его власть (Саудовская Аравия, Оман). Зачастую de juro ограниченная монархия в этих странах de facto остается абсолютной. Так, Саудовская Аравия хоть и провозглашена конституционной монархией, но существующая в этой стране конституция не ограничивает власть монарха.
В дуалистической монархии (например, Иордания) происходит отделение законодательной власти от исполнительной, однако оно носит урезанный характер. За монархом сохраняется право абсолютного вето, издаваемые им указы имеют силу закона, оно может распустить парламент. Так, в Иордании после роспуска парламента в 1974 г. следующий его созыв произошел лишь в 1989 г., а в течение 15 лет страна была фактически абсолютной монархией.
Некоторыми учеными выделяется и такая историческая форма ограниченной монархии, как сословно-представительная. Она представляет собой наличие при монархе сословных учреждений в виде Земских Соборов, Кортесов, генеральных Штатов и т.п. Эти сословные учреждения являлись совещательными органами при монархе. В целом, они мало влияли на решения монарха, однако создавалась видимость, что монарх делит власть с представителями народа.
народы с консервативным менталитетом остаются верными исторической традиции, поэтому монархия в таких государствах будет существовать еще долго, не мешая государству развиваться. Все же тенденция к установлению республиканской формы правления в мире налицо.
Информация о работе Абсолютная монархия на современном этапе