Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:59, курсовая работа
Воспитательная работа с юными спортсменами является составляющей частью психологии. Существует различные виды психологии, и в первую очередь к ней относится психология физического воспитания и спорта.
Психологическая подготовка- это система психологических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов, свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям, надежного выполнения в них.
Психологическая подготовка помогает создать такое психическое состояние, которое способствует, наибольшему использованию физических и технических сторон подготовки, а так же противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением и т. д.).
Следует отметить, что при рассмотрение вопросов по подготовке, часто уделяют внимание физической, технической и тактической подготовке спортсмена. Для тренера по волейболу должна оставаться и психологическая подготовка, так как волейбол имеет обилие разнообразных тактических комбинаций, эмоциональность борьбы, коллективизм и т. д. Что все это может привести к падению спортсмена, а так же команды.
Введение
Глава 1 «Анатомо-физиологические основы в воспитательной работе с юными спортсменами»
1.1 Возрастная периодизация
1.2 Физиология нервной системы
1.3 Особенности высшей нервной деятельности человека
1.4 Возрастные особенности условных рефлексов
1.5 Вывод
Глава 2 «Воспитательная работа с юными волейболистами в предсоревновательный и соревновательный периоды (психологический аспект)».
2.1 Игра в волейбол как активное средство воспитательной работы с юными спортсменами
2.2 Психологические особенности тренера
2.3 Психология личности спортсмена
2.4 Социальная психология спортивной группы
2.5 Предсоревновательные психические состояния
2.6 Экстремальные ситуации соревновательного характера как фактор, снижающий результативность в спортивной деятельности.
Заключение
Приложение
Список используемой литературы
К. К. Платонов, анализируя общую систему личности, справедливо разделил все ее особенности и черты на четыре группы, образующие основные стороны личности: 1) социально- обусловленные особенности; 2) биологически обусловленные особенности; 3) опыт; 4) индивидуальные особенности различных психических процессов.
Позиция, статус и социальные
функции, ценностные
Характер человека приобретает свою социальную направленность в соответствии разноуровневым целями его основных видов деятельности. Социальная направленность личности находит свое выражение в отношении:
Особо следует подчеркнуть, что личность обладает определенной целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера. В стрессовых ситуациях проявляется установка у волейболиста на достижение успеха или избежание неудачи. Люди, у которых преобладает установка на достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка. Волейболисты, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискуют.
Спорт, по сути своей, хорошее
средство для воспитания
2.4 Социальная психология спортивных групп.
Спортивная команда- это
Волейбольная группа является сложным в социальном отношении структурным образованием, состоящим из ряда подструктур: ранговой, ролевой, общения, взаимодействия, соподчинения, межличностных отношений по вертикали (тренер- спортсмен) и по горизонтали (спортсмен- спортсмен), сплоченности и согласования. Управление группой, ее самоуправление, воздействие на психологию и поведение отдельных членов обычно осуществляется через руководителей, назначенных официально, так и через не официальных лиц, пользующихся авторитетом среди членов группы, имеющих в ней высокий статус и именуемых лидерами. Старательность и исполнительность на тренировочных занятиях, настойчивость, быстрота восприятия нового в элементах техники, дисциплинированность, умение заставить себя работать с полной отдачей сил- эти качества у лидеров на достоверном уровне, оцениваются группой и тренером выше, нежели аутсайдеров ( категория занимающихся имеющих низкий статус), однако самооценки этих качеств у аутсайдеров не уступали самооценкам у лидеров, за исключением такого качества, как умение заставить себя тренироваться с полной отдачей сил.
Социально-психологический
Размышления о социально-
Формальные отношения в
Отношения в неформальной
2.5 Предсоревновательные
Центральное место в психологии соревновательной деятельности спортсмена занимает исследование таких психических состояний, как психическое напряжение, эмоциональные возбуждение, стресс, предстартовое волнение. Эти состояния характеризуются как предрабочие в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом. Как уже отмечалось ранее, в основе психического напряжения лежит взаимодействие видов регуляции в деятельности спортсмена: эмоциональный и волевой. Первый поражает переживание, второй - волевое усилие. Часто переживание спортсмена, возникающие перед соревнованием, достаточно успешно стимулируют его, сводя к минимуму волевые усилия. В то же время любое волевое усилие имеет в своей основе эмоциональное начало. Как известно, эти понятия глубоко взаимосвязаны. Предсоревновательное эмоциональное напряжения регулируется целенаправленным волевым усилием. Эмоции вызывают энергетический выброс, а воля определяет экономичность использования этой энергии. История спорта не знает мало примеров, когда рекордные достижения становилась результатом эмоций, управляемых волей. Рассмотрим спортсмена в период, предшествующий старту, и в момент старта. В обыденной жизни, при отсутствии экстремальных ситуаций, уровень психического напряжения находятся в пределах нормы. Его колебания соответствуют состояниям человека, начиная от дремотных до активных, рабочих. За несколько дней до старта уровень напряжения сохраняется близким к норме. Если он остается таким до старта, то спортсмен находится в состоянии стартового безразличия. В этом случае можно говорить уверенно, что этот спортсмен на соревнованиях продемонстрирует достигнутый уровень подготовленности, но его резервные возможности не реализуются. Обычно с приближением соревнований напряжение возрастает. Спортсмены, неустойчивые эмоционально, испытывают его за неделю и больше, эмоционально устойчивые- чаще всего только в день старта.
Наиболее благоприятным
Наихудший вид предстартового
состояния возникает, когда
2.6 Экстремальные ситуации соревновательного характера как фактор, снижающий результативность спортивной деятельности.
Особое внимание в психологии и спорта уделяется исследованию деятельности, протекающий в экстремальных условиях ( предельные психические и физические напряжения, риск, дефицит времени). Такие условия спортивной деятельности создают для человека значительные трудности, эффективное преодоление которых невозможно без волевых усилий, без сознательной мобилизации всех сил, без необходимой регуляций действий и состояний. Цели, стоящие перед спортсменом, соотносятся с достижением определенного спортивного результата. Другими словами, с реализацией его возможностей. Действия, связанных с достижением целей, всегда осуществляется в определенных эмоциональных условиях и за счет волевых усилий. Всякие трудности вызывает у спортсменов сильные переживания, которые могут оказать отрицательные влияния на деятельность его результатов. Неслучайно исследователи психолого- педагогических проблем спорта особенно выделяют задачи, направленные на изучение и анализ разнообразных психических состояний спортсменов во время осуществления соревновательной деятельности, где особое место занимают вопросы преодоления экстремальных ситуаций соревновательного характера (ЭССХ). При определении экстремальных ситуаций широко используются и « объективные» показатели состояния человека, устанавливаемые на основе регистрации физиологических процессов. Воздействие, обуславливающие критические состояния, всегда сопряжены с физиологическими изменениями в состоянии человека. Степень влияния ЭССХ на состояние спортсменов зависит от «величины препятствий» и «трудности препятствий». Величина препятствий характеризуется как явление объективное, не зависящее от спортсмена. Она определяется размерами физических и психических усилий, необходимых для определения предстоящих трудностей.
Трудность препятствия - явление субъективное, производное от величины препятствия и возможностей спортсмена. Она выражается отношением величины препятствия к реальным возможностям индивида. Деятельность любого спортсмена в ЭССХ связано либо с реализацией принятого решения, так как в одной и той же деятельности эти явления возникают последовательно. Можно выделить два основных вида трудностей, связанных с ЭССХ:
Величина препятствий его
Для достижения высокого результата в спортивной деятельности у спортсмена должен быть выработан оптимальный уровень психофизиологических реакций, который понадобится только при несколько повышенном нервном возбуждении, а не в состояние покоя, привычном для обычных, ежедневных дел. В психологии способность спортсмена сохранять оптимальное эмоциональное состояние называют эмоциональной устойчивостью. Эмоциональная устойчивость спортсмена выражается не в том, что он перестает переживать сильные эмоции, а в том, что эти эмоции в определенные моменты соревновательной борьбы достигают оптимальной степени интенсивности, но при этом отличаются стабильностью определенных качественных особенностей и всегда направлены на решение спортивных задач.
Информация о работе Воспитательная работа с юными волейболистами