Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:25, курсовая работа
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движению. Огромную потребность в движении дети обычно удовлетворяют в играх. Игра для них – это, прежде всего, движение, действие.
Среди актуальных проблем физического воспитания школьников значительное место занимает проблема развития у детей основных двигательных качеств, в том числе развитие быстроты движений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. 6
РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Быстрота как физическое качество, ее характеристика 6
1.2 Требования к физическим упражнениям, развивающим быстроту 9
1.3 Возрастные и физиологические особенности младшего школьного возраста 11
ГЛАВА 2. 14
ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 14
2.1 Подвижная игра как средство развития физических качеств 14
2.2 Задачи, решаемые при проведении подвижных игр 16
2.3 Методика организации и проведения подвижной игры 19
ГЛАВА 3. 26
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
3.1 Характеристика этапов проведенного исследования 26
3.2 Интерпретация результатов исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ
На формирующем этапе
Дополнительные занятия были организованы во второй половине дня три раза в неделю по 35 минут, включающие подвижные игры и направленные на развитие быстроты.
В систему физической культуры в экспериментальную группу в первую половину дня были включены: утренняя гимнастика – ежедневно, продолжительностью 10мин; физкультурные занятия – 2 раза в неделю с оздоровительной направленностью, продолжительностью 45 мин.
Занятия по физической культуре в контрольной группе проводились по школьной программе.
После проведенных формирующего этапа, на контрольном этапе исследования повторно проводилось определение уровня развития быстроты у младших школьников контрольной и экспериментальной групп по тому же принципу, что и на констатирующем, этапе исследования (Приложение Е и Ж).
Для определения влияния подвижных игр на развитие быстроты младших школьников (6-10 лет) мы сопоставили результаты констатирующего и контрольного этапов исследования. С целью получения более достоверных данных, при проведении сравнительного анализа результатов, мы использовали таблицы и диаграммы.
Анализ результатов определения уровня развития воображения младших школьников на констатирующем этапе исследования показало (таблица 2.1):
Таблица 2.1-Результаты констатирующего этапа исследования:
Уровень Группа |
высокий |
выше среднего |
средний |
ниже среднего |
низкий |
Эксперимен- тальная |
6 человек – 30 % |
7 человек - 35 % |
2 человека - 10 % |
5 человек -25 % |
0 человек - 0 % |
Контрольная |
4 человека -20 % |
6 человека -30 % |
5 человека -25 % |
4человека- 20 % |
1человека-5 % |
Представим данные таблицы в диаграмме (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1- Распределение младших школьников контрольной и экспериментальной групп по уровням развития на констатирующем этапе исследования.
Как показывает диаграмма на констатирующем этапе исследования младшие школьники обеих групп приблизительно одинаково распределились по уровням развития быстроты.
После проведения формирующего этапа исследования, на котором с младшими школьниками экспериментальной группы были проведены дополнительные занятия, направленные на повышение уровня развития быстроты, на контрольном этапе исследования младшие школьники обеих групп распределились следующим образом (таблица 2.2):
Уровень Группа |
высокий |
выше среднего |
средний |
ниже среднего |
низкий |
Эксперимен- тальная |
5человек – 25 % |
8 человек - 40 % |
4 человека - 20 % |
3 человек -15 % |
0 человек - 0 % |
Контрольная |
4человека- 20 % |
6 человека -30 % |
8 человека -40 % |
2человека- 10 % |
0человека- 0 % |
Представим данные таблицы в диаграмме (рисунок 2.2).
Рисунок 2.1 - Распределение младших школьников контрольной и экспериментальнойгрупп по уровням развития быстроты на контрольном этапе исследования.
Рассматривая показатели физического развития и их изменения в течение эксперимента у детей 6-10 лет было выявлено, что практически по всем проведенным измерениям к концу исследования в экспериментальной группе наблюдался прирост. Анализ сдвигов в показателях физической подготовленности дает основание говорить о положительном влиянии подвижных игр на развитие двигательных качеств детей.
За время эксперимента уровень быстроты движений возрос как в экспериментальной, так и контрольной группе. Этот рост отражает возрастные изменения, связанные с совершенствованием функциональной деятельности детского организма в этом возрасте.
Однако анализ результатов эксперимента свидетельствует о более выраженных изменениях у детей экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, в которой велась целенаправленная работа над развитием двигательных качеств с применением подвижных игр.
Сравнительный анализ результатов обследуемых групп показал, что темпы прироста в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод об эффективности использования предложенной методики физического воспитания с активным использованием подвижных игр.
Подтвердилась выдвинутая гипотеза об эффективности подвижных игр на развитие быстроты у детей младшего школьного возраста (6-10 лет).
При планировании содержания физического воспитания младших школьников преимущество должны иметь место подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм.
В общей системе образовательной работы СШ физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.
Целью нашего исследования было исследовать влияние подвижной игры на развитие быстрота у младших школьников (6-10 лет).
Быстрота как физическое качество – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
В ходе работы была изучена научная, педагогическая и методическая литература.
В теоретической части работы, на основе изучения специальной литературы мы рассмотрели, выявили и охарактеризовали:
- быстроту как физическое качество, требования к физическим упражнениям, развивающим быстроту, возрастные и физиологические особенности младшего школьного возраста.
- подвижную игру как одно из средств развития быстроты: задачи, значение, характеристику и методику организации и проведения.
В практической части при рассматривании данной проблемы мы провели экспериментальную работу на базе ГУО «СШ № 9» г.Барановичи.
В констатирующей части исследования для определения уровня развития быстроты мы провели тестовые задания, с помощью которых определили у детей уровень развития быстроты.
Провели подбор подвижных игр, развивающих быстроту.
В формирующей части эксперимента с детьми проводились занятия, состоящие из подвижных игр способствующих развитию быстроты.
Затем были повторно проведены тестовые задания, с помощью которых мы смогли увидеть, что на контрольном этапе, после проведённой работы, был отмечен значительный прирост у экспериментальной группы.
Из всего этого можно сделать вывод, что подвижная игра способствует развитию быстроты у детей младшего школьного возраста (6-10 лет). Выдвинутая гипотеза об эффективности подвижных игр на развитие быстроты у детей младшего школьного возраста (6-10 лет) подтвердилась.
Таким образом, подвижную игру можно
назвать важнейшим
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Формулировки задач занятий |
Наименование игр |
Разучивание и закрепление различных построений (в шеренгу, колонну, круг и др.) |
«Быстро по местам», «Карусель», «Класс, смирно!» |
Общеразвивающие упражнения в игре |
«Запрещенное движение», «Делай, как я» |
Выработка быстроты реакции на сигнал. Развитие внимания и слуха |
«Три, тринадцать, тридцать», «Слушай сигнал», «Ритмичная эстафета» |
Развитие умения ритмично ходить, внезапно прекращать движения и возобновлять их по сигналу |
«Соревнование скороходов», «Совушка», «Быстрые и ловкие», «Пятнашки с приседанием», «День и ночь», «Паук и мухи», «Мы физкультурники», «Фигуры», «Стоп!» |
Выработка быстроты и прямолинейности бега |
«Вызов номеров», «День и ночь» |
Совершенствование умений: а) ритмично ходить; б) быстро бегать; в) делать перебежки с уворачиванием для развития координационных способностей |
«Наступление», «Гуси-лебеди», «Олемба», «Бег командами», «Кто быстрее», «Пустое место», «Пятнашки с домом», «У медведя во бору», «Пятнашки», «Челночок и догонялка» |
Закрепление навыков организованно и быстро совершать перебежки группами |
«Лес, озеро, болото», «Перемена мест» |
Обучение и закрепление умений в бросании и ловле малого мяча |
«Семерочка», «Постарайся поймать», «Мяч в стенку» |
Развитие меткости при метании мяча в цель |
«Метко в цель», «Лови – не лови», «Мячом в цель», «Передал – садись», «Метатели», «Снежками в круг» |
Совершенствование навыка в бросании и ловле малого мяча |
«Точный удар», «Кто дальше бросит», «Быстрые и меткие», «Снежками в круг» |
Выработка умения точно и быстро передавать мяч и другие предметы |
«Передача мяча по кругу», «Быстрее к цели», «Мяч – соседу», «Гонка мячей», «Не давай мяча водящему» |
Закрепление умения в бросании, ловле и передаче большого мяча |
«Мяч сквозь обруч», «Мяч среднему», «Мяч через веревку», «Мяч в воздухе», «Точный удар», «Быстрее к цели» |
Разучивание общеразвивающих упражнений с короткой скакалкой |
«Чемпионы скакалки», «Удочка» |
Информация о работе Влияние подвижных игр на развитие быстроты у младших школьников