Влияние физической культуры на формирование здорового образа жизни школьников 15-17 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в определении оптимального уровня физической (двигательной) активности школьников в возрасте 15-17 лет и уровня сформированности положительной мотивации к занятиям физической культурой как определяющего компонента в структуре здорового образа жизни; в изучении влияния физических упражнений на состояние здоровья.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 62.86 Кб (Скачать)
 

Уровни оценки ЗОЖ

 

Высокий

Средний

Низкий

 

12%

57%

31%

 
       

Низкий уровень оценки здорового образа жизни наблюдался у 31% испытуемых, и только 12% школьников придерживаются основ здорового  образа жизни в процессе своего развития. Это обстоятельство, возможно, указывает  на то, что у испытуемых заложены стереотипы поведения нездорового  стиля жизни и недостаточно серьезного отношения к своему здоровью, к  его сохранению и укреплению.

При этом, несмотря на то, что 65% опрошенных школьников регулярно  занимаются спортом и посещают спортивные секции, только 28% постоянно делают зарядку. Несмотря на низкий процент  хронических заболеваний 7% (примерно 5 человек), регулярно обращаются к  врачу 77% обследованных учащихся. При  этом затрудняются ответить на вопрос о том, страдают хроническими заболеваниями  они или нет 18% старшеклассников. Необходимо отметить, что 39% школьников 10 класса употребляют спиртные напитки  и 58% курят табачные изделия.

Эти данные свидетельствуют  о том, что среди учащихся 10 класса имеется большой процент школьников ведущих нездоровый образ жизни.

Кроме того выявлено, что  тенденция к здоровому образу жизни у школьников старшего возраста Лицея №4 начинает усиливаться. (28% - делают зарядку, 63% - иногда делают зарядку, спортом занимаются 19%, иногда - 47%). Скорее всего, это связано с тем, что  во всех СМИ регулярно идет пропаганда здорового образа жизни (в начале 90-х годов активно рекламировалось  употребление спиртного и табакокурения  в виде новых марок водки и  сигарет, а в эпоху застоя на неискушенный народ это очень действовало), открываются в больших количествах  различные фитнес - клубы и спортзалы, спорткомплексы. Мода на здоровье опять  начинает возвращаться. Больше половины опрошенных, пытаются использовать выходные дни, для активного отдыха и занятий  спортом.

Таблица 2. Отношение школьников к активному отдыху и спорту

 

Характеристика

Количество респондентов

%

 

Регулярно активно отдыхают

41

63%

 

Иногда активно отдыхают

19

29%

 

Никогда не отдыхают активно

5

8%

 

Итого

65

100%

 

Посещают спортзал постоянно

34

52%

 

Иногда посещают спорт. секции

28

43%

 

Не занимаются спортом

3

5%

 

Итого

65

100%

 
       

Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают мнения современных  авторов о том, что в современном  обществе наблюдается тенденция  потери здоровья школьников. Учебно-воспитательный процесс с большим объемом  нагрузки, особенно в области сенсорного и умственного развития неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья детей. При этом отмечается некоторая  диспропорция между увеличением  умственной нагрузки, которую подросток получает в результате большого потока информации, и недостаточной двигательной активностью школьников.

Поэтому первостепенная задача, стоящая перед учителями физической культуры и педагогами, заключается  в том, чтобы обеспечить как можно  большему числу детей, а в идеале всем, возможности для укрепления здоровья средствами физической культуры [С.Г. Нилуашев., 2003].

Как отмечают большинство  исследователей, наиболее эффективным  методом оценки и контроля уровня здоровья, физических качеств подростков, является тестирование их физических способностей. С этой целью, как отмечалось выше, нами были использованы отдельные  аспекты программы Э.Н. Вайнера по обучению и формированию здорового образа жизни.

В ходе просветительских бесед, со старшеклассниками, были обозначены основные элементы ЗОЖ, их влияние на организм в комплексе, пагубное влияние  вредных привычек на состояние подрастающего  организма, в том числе и на внутриутробное развитие плода, (показан  научно-популярный фильм), но больший  интерес вызвал опросник, направленный на оценку состояния здоровья и физического  уровня каждого испытуемого, составление  собственных карт здоровья.

После определения уровня здоровья следует обязательно обратить внимание каждого ученика на наиболее слабое звено, подсказать пути оздоровления и отметить, что тестирование уровня здоровья должно повторяться регулярно 2 раза в год, чтобы учащиеся могли  проверить, успешно ли они организуют свой образ жизни.

Рис. 1. Комплексная оценка здоровья старшеклассников (на основе методики Э.Н. Вайнера)

В ходе проведённого тестирования были выявлены следующие факты: физиологические  показатели старшеклассников (94,3%) находятся  в нормальном состоянии, т.е. физиологические  процессы (ЧСС) протекают без отклонений. Лишь 5,7% от 100% испытуемых по медицинским  показаниям (хронические заболевания) имеют ограничения в занятиях физкультурой. Двигательные качества (87,6%) остаются на должном уровне. Особое значение нужно уделить образу жизни  старшеклассников (73,3%).

Полученные в результате исследования данные позволяют специалисту (учителю физической культуры, медицинским  работникам школы) грамотно составить  программу корректировки или  поддержания уровня здоровья и физических способностей каждого. Ко всему прочему, не все современные школы являются институтами формирования здорового  и гармонично развитого человека, поэтому нынешнее поколение школьников практически не владеет необходимыми знаниями, чтобы осознанно выбирать общественно правильный (здоровый) образ жизни. Поэтому иногда для  коррекции педагогических воздействий  рекомендуется использовать метод  визуальной оценки, наблюдение, непосредственное общение, делать упор на индивидуальный подход.

С целью улучшения образовательного процесса, корректировки программы  по физической культуре для обучающихся  старших классов, а также учета  интересов, спортивных притязаний, физиологических  особенностей подростков нами было проведено  анкетирование среди учащихся 9-х  и 11-х классов. Всего в исследовании принимало участие 92 человека, по 46 человек из каждого класса. Мы взяли  лишь крайние варианты ответов, т.е. суммарное количество тех ответов, которые полностью согласны и те, которые категорически не согласны.

Итак, обучающиеся 9 класса, количество респондентов 46. Количество ответов на 1 вариант анкеты в %:

46 - 100%

14 - Х

Количество ответов на 4 вариант анкеты в %:

46 - 100%

32 - Х

11 класс, принимало участие  46 человек.

Количество ответов на 1 вариант анкеты в %:

46 - 100%

9 - Х

Количество ответов на 4 вариант анкеты в %:

46 - 100%

37 - Х

Рис. 2. Отношение старшеклассников к физической культуре

Все результаты, можно представить  в виде диаграммы, где наглядно показано, что для превалирующего большинства  обучающихся 11 класса двигательная активность, посещение уроков физкультуры, спортивных секций является актуальным, они осознают прямую зависимость ЗОЖа от занятий  спортом, кроме прочего, у многих идет профориентационная направленность на занятия спортом, многие в будущем  видят себя именно в этой деятельности. Остальные респонденты (19,6%), по преимуществу это девушки, которые прокомментировали  свои ответы следующим образом: они  предпочитают заниматься фитнесом, аэробикой, в тренажерном зале, занятия физкультурой с мячом, прыжки и бег неинтересны, немодны, непрестижны.

Комментируя полученные данные обучающихся 9-х классов, можно отметить положительную динамику в вопросе  о том, что большая часть ребят  все-таки с желанием и интересом  посещает занятия, но некоторые из них  работают только лишь на получение  хорошей отметки, стараются «на  аттестат», мыслей о связи физической культуры и здоровья не возникает. Остальная  часть опрошенных (30,4%) составляют те, кто по медицинским показаниям не может заниматься в полную силу, а специальных коррекционных  групп для таких детей не организовано в стенах школы. Они чувствуют  свои неудачи на обычных уроках, нередки конфликты с учителями  физической культуры; в 30,4% вошли и  те, кто страдает вредными привычками, по преимуществу это дети из социально  неблагополучных семей.

Анализируя все полученные данные, констатируем, что для многих людей, в том числе и для  нашей возрастной группы, физическая культура в целом представляет собой  базовое условие формирования и  осуществления здорового образа жизни (ЗОЖ), который, в свою очередь, - основа хорошего самочувствия и бодрого  настроения. Да, сегодня мы с сожалением можем констатировать факт того, что  прошли времена, когда подростки  тянулись в спортивные секции и на спортивные площадки, рассматривая занятия  спортом как наиболее предпочтительную форму проведения досуга, но при  умелой, корректной, методически верной организации уроков физической культуры, внеклассных массовых спортивных мероприятий, возможно, привлечь большее количество подростков, тем самым увеличивая здоровый генофонд нашей страны.

Выводы

В данной работе освещены вопрос влияния физической культуры на формирование здорового образа жизни старшего школьного возраста, детально рассмотрены  особенности физиологического развития детей 15 - 17 лет, а также выявлен  необходимый минимум физической нагрузки для этого возраста.

1. Результаты нашего исследования  подтверждают мнения современных  авторов о том, что изучение  особенностей формирования основ  здорового образа жизни в современном  учебно-воспитательном процессе  важны и актуальны в связи  с потерей здоровья учащихся  во время обучения в школе.

2. Одно из ведущих мест, в формировании здорового стиля  жизни школьников старшего возраста  играет потребностно-мотивационная  сфера, позволяющая им включаться  в процесс познания и формирования  здоровья, для чего необходимо  создание определенных условий  (квалифицированные специалисты  в области педагогики и спорта, инновационные подходы в методике  преподавания физической культуры  с непременным учетом физиологических  и психических качеств каждого  обучающегося, с акцентом на здоровьесберегающих  технологиях, сотрудничество с  психологической службой, медицинскими  работниками, оборудованные спортзалы,  разнообразие спортивных секций, в том числе и для детей  с ограниченными возможностями).

3. Наши исследования позволили  установить, что занятия физическими  упражнениями благоприятно влияют  на подростковый организм, сохраняют  и укрепляют не только физическое  здоровье, но и приводят в равновесие  психоэмоциональный фон подростка,  который может быть нарушен  вследствие гормонального переустройства  организма. Данные о низкой  заинтересованности учащихся в  занятиях физической культурой  и спортом подтверждаются средними (49%) адаптационными возможностями  большинства школьников, поэтому  именно для этой группы подростков  создание особых условий играет  большую роль, здесь очень важны  внимание и создание мотива  и стимулирования деятельности, создание ситуации успеха и  прочее.

Выявленные, в ходе проведения исследования факты, позволяют дать следующую рекомендацию для практикующих педагогов и лиц, работающих с  детьми в спортивной сфере: для успешного  решения задачи приобщения детей  к занятиям спортом, целевой установкой в их работе должно стать не достижение детьми максимальных спортивных результатов, а их гармоничное развитие и формирование у них устойчивого интереса к  занятиям, поскольку большая часть  наших преподавателей, тренеров ориентирована  на максимальный успех в спорте при  общем невнимании к личностному  развитию.

Кроме того, следует максимально  разнообразить программу занятий, отмечая, какой аспект наиболее заинтересует каждого из детей, и в дальнейшем стараться стимулировать их индивидуальные интересы, чаще использовать на уроках те формы и средства общения, которые  вызывают у учеников наименьшее число  отрицательных реакций, ценное на наш  взгляд замечание состоит в следующем: больше использовать речевые средства общения и среди них - словесный  метод (диалог), а не только опознавательные  сигналы (свистки).

При всей значимости урока  как основы процесса физического  воспитания в школе, главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, безусловно, принадлежит внеклассной  физкультурно-оздоровительной и  спортивно-массовой работе. За ней будущее, так как даже индивидуально-дифференцированный подход не даст такого положительного результата, который достигается  правильно спланированной спортивно - массовой работой, главной целью  которой является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника.

Следует уделить внимание формам сотрудничества с родителями, путям привлечения их к совместным физкультурно-оздоровительным мероприятиям, праздникам, соревнованиям. Спектр возможностей сотрудничества учителя физкультуры  с родителями, а также со своими коллегами, классным руководителем, школьным психологом очень широк. У всех современных  школ есть потенциал укрепления здоровья, а здоровая школа может стать  единым «справочником» для учителей, родителей, работников здравоохранения, руководителей системы образования  и, конечно, для самих учащихся.

Очевидно, что в последние  годы эта работа наряду со сложившимися ее формами практически обогатилась  весьма эффективными видами оздоровления учащихся, повышения их работоспособности, в определенной степени психологического воздействия на их сознание о необходимости  использования физической культуры и спорта в своей повседневной деятельности. Безусловно, обеспечение  безопасности школьников на уроках физической культуры - одно из приоритетных направлений  в работе учителя, тренера, при этом мы имеем в виду физическое и психологическое  здоровье ребенка.

Цель вышеперечисленных  рекомендаций состоит в разработке личностно-ориентированных физкультурно-оздоровительных  мероприятий, обеспечивающих формирование здоровьесохранных компонентов  развития личности ребенка, осознанию  им необходимости самосохранности  как в физическом, так и психологическом  плане, а также способствовать развитию и положительному стимулированию к  занятиям спортом.

Информация о работе Влияние физической культуры на формирование здорового образа жизни школьников 15-17 лет