Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа
Цель работы заключается в определении оптимального уровня физической (двигательной) активности школьников в возрасте 15-17 лет и уровня сформированности положительной мотивации к занятиям физической культурой как определяющего компонента в структуре здорового образа жизни; в изучении влияния физических упражнений на состояние здоровья.
Уровни оценки ЗОЖ |
|||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
12% |
57% |
31% |
|
Низкий уровень оценки здорового образа жизни наблюдался у 31% испытуемых, и только 12% школьников придерживаются основ здорового образа жизни в процессе своего развития. Это обстоятельство, возможно, указывает на то, что у испытуемых заложены стереотипы поведения нездорового стиля жизни и недостаточно серьезного отношения к своему здоровью, к его сохранению и укреплению.
При этом, несмотря на то, что 65% опрошенных школьников регулярно занимаются спортом и посещают спортивные секции, только 28% постоянно делают зарядку. Несмотря на низкий процент хронических заболеваний 7% (примерно 5 человек), регулярно обращаются к врачу 77% обследованных учащихся. При этом затрудняются ответить на вопрос о том, страдают хроническими заболеваниями они или нет 18% старшеклассников. Необходимо отметить, что 39% школьников 10 класса употребляют спиртные напитки и 58% курят табачные изделия.
Эти данные свидетельствуют
о том, что среди учащихся 10 класса
имеется большой процент
Кроме того выявлено, что
тенденция к здоровому образу
жизни у школьников старшего возраста
Лицея №4 начинает усиливаться. (28% -
делают зарядку, 63% - иногда делают зарядку,
спортом занимаются 19%, иногда - 47%). Скорее
всего, это связано с тем, что
во всех СМИ регулярно идет пропаганда
здорового образа жизни (в начале
90-х годов активно
Таблица 2. Отношение школьников к активному отдыху и спорту
Характеристика |
Количество респондентов |
% |
|
Регулярно активно отдыхают |
41 |
63% |
|
Иногда активно отдыхают |
19 |
29% |
|
Никогда не отдыхают активно |
5 |
8% |
|
Итого |
65 |
100% |
|
Посещают спортзал постоянно |
34 |
52% |
|
Иногда посещают спорт. секции |
28 |
43% |
|
Не занимаются спортом |
3 |
5% |
|
Итого |
65 |
100% |
|
Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают мнения современных авторов о том, что в современном обществе наблюдается тенденция потери здоровья школьников. Учебно-воспитательный процесс с большим объемом нагрузки, особенно в области сенсорного и умственного развития неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья детей. При этом отмечается некоторая диспропорция между увеличением умственной нагрузки, которую подросток получает в результате большого потока информации, и недостаточной двигательной активностью школьников.
Поэтому первостепенная задача,
стоящая перед учителями
Как отмечают большинство исследователей, наиболее эффективным методом оценки и контроля уровня здоровья, физических качеств подростков, является тестирование их физических способностей. С этой целью, как отмечалось выше, нами были использованы отдельные аспекты программы Э.Н. Вайнера по обучению и формированию здорового образа жизни.
В ходе просветительских бесед, со старшеклассниками, были обозначены основные элементы ЗОЖ, их влияние на организм в комплексе, пагубное влияние вредных привычек на состояние подрастающего организма, в том числе и на внутриутробное развитие плода, (показан научно-популярный фильм), но больший интерес вызвал опросник, направленный на оценку состояния здоровья и физического уровня каждого испытуемого, составление собственных карт здоровья.
После определения уровня здоровья следует обязательно обратить внимание каждого ученика на наиболее слабое звено, подсказать пути оздоровления и отметить, что тестирование уровня здоровья должно повторяться регулярно 2 раза в год, чтобы учащиеся могли проверить, успешно ли они организуют свой образ жизни.
Рис. 1. Комплексная оценка здоровья старшеклассников (на основе методики Э.Н. Вайнера)
В ходе проведённого тестирования были выявлены следующие факты: физиологические показатели старшеклассников (94,3%) находятся в нормальном состоянии, т.е. физиологические процессы (ЧСС) протекают без отклонений. Лишь 5,7% от 100% испытуемых по медицинским показаниям (хронические заболевания) имеют ограничения в занятиях физкультурой. Двигательные качества (87,6%) остаются на должном уровне. Особое значение нужно уделить образу жизни старшеклассников (73,3%).
Полученные в результате исследования данные позволяют специалисту (учителю физической культуры, медицинским работникам школы) грамотно составить программу корректировки или поддержания уровня здоровья и физических способностей каждого. Ко всему прочему, не все современные школы являются институтами формирования здорового и гармонично развитого человека, поэтому нынешнее поколение школьников практически не владеет необходимыми знаниями, чтобы осознанно выбирать общественно правильный (здоровый) образ жизни. Поэтому иногда для коррекции педагогических воздействий рекомендуется использовать метод визуальной оценки, наблюдение, непосредственное общение, делать упор на индивидуальный подход.
С целью улучшения
Итак, обучающиеся 9 класса, количество респондентов 46. Количество ответов на 1 вариант анкеты в %:
46 - 100%
14 - Х
Количество ответов на 4 вариант анкеты в %:
46 - 100%
32 - Х
11 класс, принимало участие 46 человек.
Количество ответов на 1 вариант анкеты в %:
46 - 100%
9 - Х
Количество ответов на 4 вариант анкеты в %:
46 - 100%
37 - Х
Рис. 2. Отношение старшеклассников к физической культуре
Все результаты, можно представить в виде диаграммы, где наглядно показано, что для превалирующего большинства обучающихся 11 класса двигательная активность, посещение уроков физкультуры, спортивных секций является актуальным, они осознают прямую зависимость ЗОЖа от занятий спортом, кроме прочего, у многих идет профориентационная направленность на занятия спортом, многие в будущем видят себя именно в этой деятельности. Остальные респонденты (19,6%), по преимуществу это девушки, которые прокомментировали свои ответы следующим образом: они предпочитают заниматься фитнесом, аэробикой, в тренажерном зале, занятия физкультурой с мячом, прыжки и бег неинтересны, немодны, непрестижны.
Комментируя полученные данные обучающихся 9-х классов, можно отметить положительную динамику в вопросе о том, что большая часть ребят все-таки с желанием и интересом посещает занятия, но некоторые из них работают только лишь на получение хорошей отметки, стараются «на аттестат», мыслей о связи физической культуры и здоровья не возникает. Остальная часть опрошенных (30,4%) составляют те, кто по медицинским показаниям не может заниматься в полную силу, а специальных коррекционных групп для таких детей не организовано в стенах школы. Они чувствуют свои неудачи на обычных уроках, нередки конфликты с учителями физической культуры; в 30,4% вошли и те, кто страдает вредными привычками, по преимуществу это дети из социально неблагополучных семей.
Анализируя все полученные данные, констатируем, что для многих людей, в том числе и для нашей возрастной группы, физическая культура в целом представляет собой базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни (ЗОЖ), который, в свою очередь, - основа хорошего самочувствия и бодрого настроения. Да, сегодня мы с сожалением можем констатировать факт того, что прошли времена, когда подростки тянулись в спортивные секции и на спортивные площадки, рассматривая занятия спортом как наиболее предпочтительную форму проведения досуга, но при умелой, корректной, методически верной организации уроков физической культуры, внеклассных массовых спортивных мероприятий, возможно, привлечь большее количество подростков, тем самым увеличивая здоровый генофонд нашей страны.
Выводы
В данной работе освещены вопрос влияния физической культуры на формирование здорового образа жизни старшего школьного возраста, детально рассмотрены особенности физиологического развития детей 15 - 17 лет, а также выявлен необходимый минимум физической нагрузки для этого возраста.
1. Результаты нашего
2. Одно из ведущих мест,
в формировании здорового
3. Наши исследования позволили
установить, что занятия физическими
упражнениями благоприятно
Выявленные, в ходе проведения исследования факты, позволяют дать следующую рекомендацию для практикующих педагогов и лиц, работающих с детьми в спортивной сфере: для успешного решения задачи приобщения детей к занятиям спортом, целевой установкой в их работе должно стать не достижение детьми максимальных спортивных результатов, а их гармоничное развитие и формирование у них устойчивого интереса к занятиям, поскольку большая часть наших преподавателей, тренеров ориентирована на максимальный успех в спорте при общем невнимании к личностному развитию.
Кроме того, следует максимально
разнообразить программу
При всей значимости урока
как основы процесса физического
воспитания в школе, главенствующую
роль в приобщении к ежедневным занятиям
физическими упражнениями учащихся,
безусловно, принадлежит внеклассной
физкультурно-оздоровительной
Следует уделить внимание
формам сотрудничества с родителями,
путям привлечения их к совместным
физкультурно-оздоровительным
Очевидно, что в последние
годы эта работа наряду со сложившимися
ее формами практически
Цель вышеперечисленных
рекомендаций состоит в разработке
личностно-ориентированных