Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа
Цель работы заключается в определении оптимального уровня физической (двигательной) активности школьников в возрасте 15-17 лет и уровня сформированности положительной мотивации к занятиям физической культурой как определяющего компонента в структуре здорового образа жизни; в изучении влияния физических упражнений на состояние здоровья.
Наряду с этими
данными в современной
Поэтому следует отметить еще раз, что занятия физическими упражнениями необходимо дозировать с учетом индивидуальной чувствительности организма к ней, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, а также климатогеографических и социальных факторов [П.К. Дуркин; М.П. Лебедева, 2002].
Достоверно известно, что правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Это тем более справедливо по отношению к детям и подросткам, для которых процессы роста и развития являются тем морфофункциональным фоном, на котором воздействие адекватной двигательной активности особенно значимо. Кроме того, разумно организованная, динамичная деятельность школьников служит ключевым инструментом организации их досуга, что во многом определяет их устойчивость к наркотическому влиянию и другим социально значимым неблагоприятным влияниям окружающей среды.
Особое место занимает движение человека в исследованиях ученых по физической культуре и спорту спортивных кардиологов и др. По их замечанию, природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив очень ценным чувством - чувством «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь.
Действительно, двигательная
активность является одной из основных,
генетически обусловленных
Длительное воздействие такого состояния приводит к общей детренированности организма и возникновению ряда заболеваний, поэтому обходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность.
Последние годы в
силу высокой учебной нагрузки в
школе и дома у большинства
школьников отмечается дефицит в
режиме дня, недостаточная двигательная
активность, обусловливающая появление
гипокинезии, которая, как мы сказали,
может вызвать ряд серьёзных
изменений в организме
Оптимальный двигательный
режим школьника должен складываться
из утренней физзарядки, подвижных
игр на школьных переменах (для детей
младшего школьного возраста), уроков
физической культуры, занятий в кружках
и спортивных секциях, прогулок перед
сном, активного отдыха в выходные
дни. При систематических занятиях
физической культурой и спортом
происходит непрерывное совершенствование
органов и систем организме человека.
В этом главным образом и заключается
положительное влияние
У современных детей и подростков порог стрессоустойчивости крайне низок, они легко возбуждаются, выходят из себя, в некоторых случаях ведут себя неадекватно, занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям [Роджерс, 2004].
Если мы говорим о молодежи, то, как свидетельствуют полученные данные, с возрастом уровень спортивной активности заметно снижается. Видимо, это является следствием недостаточной мотивации учащихся к этому виду деятельности. Учитывая важнейшее значение этого фактора для укрепления здоровья подрастающего поколения, в этом направлении требуются новые педагогические и социолого-психологические разработки, способные поднять уровень интереса к занятиям и тем самым способствовать здоровьесбережению школьников.
Следует отметить,
что в Институте возрастной физиологии
имеется десятилетний практический
опыт повышения мотивации учащихся
средних общеобразовательных
Таким образом, решение
проблемы оптимального двигательного
режима в образовательных учреждениях
становится важным гигиеническо-медицинским
и одновременно социально-экономическим
вопросом, поскольку влиянию гиподинамии
особенно подвержены дети школьного
возраста. Отсюда, данное положение
приобретает особое значение в воспитании
детей старшего школьного возраста
в связи с увеличением
В настоящее время имеются данные, характеризующие возрастные, половые и индивидуальные особенности двигательной активности детей школьного возраста. Многие научные исследователи [С.Я. Лайзане, Е.А. Тимофеева, В.А. Шишкина], изучавшие двигательную деятельность детей старшего школьного возраста, констатируют, что двигательная активность у мальчиков выше, чем у девочек. Эти различия не установлены у младших школьников.
Делая вывод из
вышеизложенного, решение проблемы
оптимальной физической активности
в урочное время, многие педагоги,
медицинские работники видят
в широком использовании
Одним из средств повышения двигательной активности являются физкультминутки в течение урока, но большую значимость приобретают бег, военно-спортивные игры («Орленок», «Зарница»), внешкольные спортивные мероприятия и спортивные игры с использованием мяча, скакалок, теннисных ракеток и прочего спортивного инвентаря.
2. Методы и организация
2.1 Методы исследования
Выбор методов исследования определяется, прежде всего, конкретными задачами данной научной работы.
Одними из наиболее действенных эмпирических методов исследования при первичном знакомстве оказались педагогическое наблюдение и констатирующий эксперимент.
Метод предполагал изучение литературных источников, их описание и систематизацию по проблеме исследования. Главной задачей анализа литературных источников является определение того, что ранее сделано другими исследователями по теме, поставленной для разработки. Изучение основных компонентов формирования здорового образа жизни и влияние на укрепление здоровья школьников физических упражнений было основной целью данной работы. По итогам изучения специальной научной литературы и документальных источников был сформирован основной материал для аналитического обзора состояния исследуемой проблемы.
Педагогическое анкетирование как метод сбора первичных данных позволил нам выявить представления о здоровом образе жизни и мотивации к его осуществлению у учащихся. Анкетирование проводилось в индивидуальной форме, анонимно, с целью определения индивидуального стиля жизни учащихся и их отношения к формированию и приобретению основ здорового образа жизни.
Оценка индивидуального образа жизни и отношения к своему здоровью проводилась по 3-х балльной шкале. Использование шкалы с 3 ответами, которым присваиваются баллы от 4 до 0 широко распространенный в социальных исследованиях прием. При анализе анкеты за каждый ответ А, присуждалось 3 балла, за Б - 2 балла и за С - 0.
42 балла и выше
- высокий уровень, на котором
сформированы все компоненты
личностной культуры бережного
отношения к своему здоровью,
зрелость и активность
41 - 31 балл - средний
уровень, на котором заметны
проявления одних компонентов
формирования здорового образа
жизни и недостаточная
30 - ниже - низкий
уровень, на котором
Анкетирование проводилось в индивидуальной форме, анонимно, с целью улучшения школьных уроков физкультуры, а собственно, сделать эти уроки более интересными и полезными, а также направлена на отношение старшего школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом.
В анкете было представлено 30 утверждений, которые имели следующие обозначения: 1 - не согласен, 2-частично не согласен, 3 - частично согласен, 4 - согласен полностью. Оценка утверждений производилась в числовом эквиваленте, т.е. каждый отмеченный вариант ответа - респондент. Для того чтобы нам, более точно выявить достоверность анкеты, мы брали конкретные варианты ответов, а именно 1и 4. Полученные нами в ходе анкетирования результаты рассчитывались пропорциональным соотношением.
Тестирование заключалось в измерении оценки уровня здоровья по Э.Н. Вайнеру, а также с помощью оборудования (секундомер, сантиметровая лента) измеряли собственные функциональные и физические показатели, которые непосредственно связаны с уровнем здоровья старшеклассников. Тестирование состояло из показателей оценки уровня здоровья, которые сведены в три группы (физиологическая, двигательная, образ жизни). Первая (позиции 1-2) позволяет оценить оптимальное функционирование, а также резервы сердечно - сосудистой системы. Вторая группа (позиции 3-6) характеризует главным образом физическое здоровье, включая оценку основных двигательных качеств: общей и силовой выносливости, быстроты, гибкости, скоростно-силовых качеств. По третьей группе показателей можно определить образ жизни (позиции 7-9).
Чтобы получить комплексный
показатель уровня здоровья, необходимо
определить средний балл в каждой
из трех групп, сложить полученные средние
баллы и сумму разделить на
три. Указанные и выбранные
Педагогическое наблюдение проводилось с целью выявления коммуникативных возможностей учащихся, уровня работоспособности, эмоционально-психологических особенностей, уровня двигательной активности.
Педагогический (констатирующий) эксперимент заключался в частичной апробации авторской программы по физическому воспитанию (Э.Н. Вайнер), которая позволяет подходить к решению проблемы здорового образа жизни системно, эффективно используя школьные и социальные ресурсы, а также проведение необходимой диагностики для выявления положительных тенденций или отклонений в физическом развитии учащихся. Суть данной программы заключается в том, что ответственность за свое здоровье человек несет сам, отсюда вытекают основополагающие принципы программы - сознательность и активность. Вайнер Э.Н. рассматривает ЗОЖ как многоструктурный компонент, особо выделяя физическое здоровье и активность детей, которые должны быть, включены не только в учебный контекст, но и в социальный, в данном случае это семья. Программа предназначена для решения задач физического здоровья школьников на уроках физической культуры и на внеклассных мероприятиях, это предполагает формирование опыта бережного отношения к физическому здоровью, обучение навыкам выполнения комплексов физических упражнений, утренней зарядки, мотивации физического развития. Программа включает 8 разделов, сопровождаемых практическими и теоретическими рекомендациями, комплексами физических упражнений, методикой их проведения и контрольными вопросами. Мы оставили внимание на отдельных аспектах данной программы: что такое ЗОЖ, как измерить свое здоровье, учимся учиться (как рационально, с учетом дневной нормы физической активности выстроить рабочий день школьника), вредные привычки.
Математическая обработка
2.2 Организация исследования
Весь экспериментальный
материал, включенный в выпускную
квалификационную работу был получен
на базе Славянского-на-Кубани лицея
№4, в ? учебной четверти, в период
прохождения педагогической практики.
В исследовании приняли участие
учащиеся 9 - 11 классов. Эксперимент
проводился в октябре 2010 года. В нем
приняли участие 65 практически здоровых
испытуемых (38 мальчик и 27 девочек).
В предварительной беседе с участниками
эксперимента было получено их добровольное
согласие. Было проведено анонимное
анкетирование с целью
Одна из приоритетных
задач образовательного учреждения
- охрана и укрепление здоровья детей;
для решения этой задачи в урочное
и внеучебное время ученики привлекаются
к занятиям различными видами спорта,
к участию в спортивных секциях,
соревнованиям районного и