Влияние физической культуры на формирование здорового образа жизни школьников 15-17 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в определении оптимального уровня физической (двигательной) активности школьников в возрасте 15-17 лет и уровня сформированности положительной мотивации к занятиям физической культурой как определяющего компонента в структуре здорового образа жизни; в изучении влияния физических упражнений на состояние здоровья.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 62.86 Кб (Скачать)

Работа проводилась  в несколько этапов:

1. изучение и  анализ научно - методической литературы  по проблеме исследования, что  позволило всесторонне рассмотреть  интересующую нас проблему, установить  степень ее освещенности в работах различных исследователей, а также определить ее актуальность на сегодняшний день; уточнение цели, гипотезы, задач;

2. выбор диагностической  методики, проведение и интерпретация  результатов исследования.

Кроме того, изучена  документация (личные дела учащихся), что  было необходимо для первичного ознакомления с детьми и для дальнейшего  учета их психофизических особенностей при организации исследования.

3. Исследования влияния физической  культуры на формирования здорового  образа жизни школьников 15-17 лет

3.1 Содержание программы

При изучении данной программы, рекомендуется принять  за основу дидактический принцип  сознательности и активности. Он позволит не только добиться осознанного отношения  учащихся к изучаемым вопросам, но и вызвать их активный интерес. Программа  здоровьесберегающих технологий в  старшем школьном возрасте преимущественно  ориентирована на подготовку учащихся к вступлению в наиболее взрослую фазу индивидуального развития. В  связи с этим при рассмотрении каждой темы необходимо подчеркивать, что от того, как подготовятся школьники  к этому важному периоду развития человека, во многом зависит их здоровье на всех последующих этапах жизни.

Каждая тема включает разделы:

1. Задачи.

2. Теоретический  раздел. В каждой теме полужирным  шрифтом выделены опорные понятия,  на которые следует обратить  внимание учащихся.

3. Практический  раздел содержит материал, способствующий  освоению навыков здорового поведения  и формированию осознанного отношения  к построению здорового образа  жизни.

4. Методические  рекомендации непосредственно для  учителя - предложения по организации  изучения темы.

Тема 1. Что такое здоровый образ  жизни(2 часа).

Задачи:

1. Ознакомиться  с основными понятиями.

2. Провести анализ  отношения учащихся к проблемам  здоровья.

3. Сформировать  ориентацию на здоровый образ  жизни.

Теоретический раздел:

1. Что такое здоровье

2. Здоровый образ  жизни

Практический раздел:

Анкета «Отношение учащегося к здоровью и здоровому  образу жизни»

Заполни анкету, проведи  анализ ответов и сделай вывод:

какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься?

1. Болел ли ты  в последние полгода? Если болел,  перечисли заболевания____

2. Сколько дней  ты болел? _______________________________________

3. Что было причиной  твоих болезней? _____________________________

4.У тебя есть  постоянный режим дня?_______________________________

5. Ты ежедневно  выполняешь утреннюю зарядку?_____________________

6. Ты ежедневно  1,5-2 часа проводишь на свежем  воздухе?________________

7. Ты 2-3 раза в  день употребляешь фрукты и  овощи?___________________

8. Ты уважаешь  окружающих людей и не споришь  по пустякам?___________

9. Ты регулярно  закаляешься?______________________________________

10. Ты всегда  одеваешься по погоде?__________________________________

11. Ты занимаешься  в спортивной секции, бальными  танцами или другими видами  двигательной активности не менее  1 часа в день (помимо уроков  физкультуры)?_____________

12. У тебя дома  есть книги о здоровье и  здоровом образе жизни?___________

Выбери и отметь ответы, которые больше всего соответствуют  вопросу «Как ты заботишься о здоровье своих родных и близких?»

1. Стараюсь их  не огорчать

2. Даю советы, как  себя вести

3. Помогаю по  дому

4. Привлекаю к  совместным оздоровительным занятиям

5. Никак не забочусь

6. Пожалуй, иногда  наношу вред их здоровью

Методические рекомендации:

Необходимо постоянно  обращать внимание на ответственность  каждого человека за свое здоровье, потому что сам человек определяет, какой образ жизни ему вести. Анкетирование позволит самим школьникам более осознанно отнестись к  тому образу жизни, который они ведут  в настоящее время.

Тема 2. Как измерить свое здоровье (3 часа)

Задачи:

1. Рассмотреть физиологические  показатели деятельности организма  и их значение в качестве  критериев здоровья.

2. Научить измерять  некоторые физиологические показатели.

Теоретический раздел:

Показатель «Уровень здоровья».

Практический раздел:

1. Как измерить  свой пульс.

2. Оценка уровня  здоровья по Э.Н. Вайнеру

3. Определение нормальной  массы тела детей и подростков

Рекомендации к практической работе:

Метод Э.Н. Вайнера позволяет выявить наиболее слабое звено в организме или образе жизни человека. В дальнейшем целенаправленным воздействием можно добиться повышения эффективности функционирования данной системы, а отсюда - и всего организма в целом. Исследования показывают, что чаще всего ключевым звеном, определяющим уровень здоровья, является третья группа факторов, отражающих образ жизни человека. То есть за счет изменения образа жизни можно добиться наиболее эффективного повышения уровня здоровья.

Методические рекомендации:

После определения  уровня здоровья по Э.Н. Вайнеру следует обязательно обратить внимание каждого ученика на наиболее слабое звено в его организме, подсказать пути оздоровления и отметить, что тестирование уровня здоровья будет повторяться регулярно 2 раза в год, чтобы учащиеся могли проверить, успешно ли они организуют свой образ жизни.

Тема 4. Учимся учиться (5 часов)

Задачи:

1. Рассмотреть основные  положения, обеспечивающие высокую  эффективность учебной деятельности  школьника.

2. Освоить приемы  оценки своей умственной работоспособности.

3. Освоить средства  активного отдыха.

4. Рассмотреть основные  требования к рабочему месту  ученика.

5. Освоить приемы  рациональной организации рабочего  места ученика.

Теоретический раздел:

1. Особенности учебной  деятельности школьника. Учебная  деятельность занимает значительное  место в жизнедеятельности школьника  и составляет основу его развития  как личности.

2. Учеба и активный  отдых

3. Гигиена рабочего  места ученика

4. Обучение и  осанка школьника

Практический раздел:

1. Комплекс утренней  гигиенической гимнастики Подсчет  пульса.

Исходное положение (и.п.) - основная стойка. Руки через стороны  вверх - потягивание, опустить руки. Выполнять  без счета, произвольно 4-5 раз.

И.п. то же. Вращение головой вправо (4 раза) - влево. Повторить 4-6 раз.

И.п. руки к плечам. Вращение руками вперед (6 раз) - назад. Повторить 4-6 раз.

И.п. ноги на ширине плеч. Повороты туловища вправо-влево  с захлестыванием руками. Повторить 12-16 раз в каждую сторону.

И.п. руки на поясе, ноги на ширине стопы. Приседания - руки вперед. Повторить 12-16 раз.

Мальчики: отжимания  в упоре лежа. Начинать с количества повторений не до полного утомления; каждые 3-4 дня прибавлять по 1 разу. Девочки: переход из положения лежа на спине  с закрепленными ногами в положение  сидя. Условия выполнения как у  мальчиков.

И.п. стоя правым боком  и держась за стену махи левой  ногой вперед-назад. Затем то же, стоя к стене левым боком, махи правой ногой. Повторить 12-16 раз каждой ногой.

Прыжки со скакалкой. Начинать с небольшого количества прыжков (до легкой одышки) и каждый день прибавлять хотя бы еще по одному.

Спокойная ходьба. Подсчет пульса. Теплый душ, заканчивающийся  холодным обливанием.

2. «Фотография»  твоего обычного дня.

3. Составление режима  дня подростка.

4. Упражнения для  физкультминутки

Для улучшения мозгового  кровообращения:

Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1-2 - плавно наклонить  голову назад, 3-4 - наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз.

И.п. - сидя на стуле, руки на поясе. 1 - медленный поворот головы вправо, 2 - и.п., 3 - влево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз.

И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом занести левую  руку через правое плечо, голову повернуть  налево; 2 - и.п., 3 - то же правой рукой, 4 - и.п.

Для снятия утомления с  плечевого пояса и рук:

И.п. сидя или стоя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую  вверх; 2 - сменить положение рук. Повторить 3-4 раза, после чего руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.

И.п. - стоя, кисти тыльной  стороной на поясе. 1-2 - свести локти  вперед, голову наклонить вперед; 3-4 - локти назад - прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и расслабленно потрясти.

И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать  кисти в кулак, 2 - разжать. Повторить 6-8 раз, затем расслабленно потрясти внизу кистями.

Для снятия утомления с  туловища:

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз  вправо, плечевой пояс неподвижен; 2 - то же влево. Повторить 6-8 раз.

И.п. - то же. 1-4 - круговые вращения тазом в одну сторону, 5-8 - в другую сторону. Повторить 4-6 раз.

И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль  ноги вниз, левая, сгибаясь, - вдоль тела вверх; 3-4 - и.п., 5-6 - то же в другую сторону, 7-8 - и.п. Повторить 6-8 раз.

Для предупреждения нарушений  зрения:

Быстро поморгать, закрыть  глаза и посидеть спокойно, сосчитав до пяти. Повторить 4-5 раз.

Найти на стекле окна точку  и задержать на ней взгляд на 15-20 секунд. Затем перевести взгляд на дерево или дом, которые расположены  далеко от школы, задержать взгляд на 10 секунд. Повторить это упражнение 2-3 раза.

Крепко зажмурить глаза (сосчитать до трех), открыть глаза  и посмотреть вдаль (сосчитать до пяти). Повторить 4-5 раз.

4-6 раз зажмурить глаза  изо всех сил, сделать ими  10 круговых движений налево - вверх  - направо - вниз и обратно.

Вытянуть руку вперед, следить  глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного  пальца влево и вправо, вверх и  вниз. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перевести взгляд вдаль  на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. В среднем  темпе проделать 3-4 круговых вращения глазами в правую сторону, столько  же - в левую. Расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Сосредоточить взгляд (не мигая  как можно дольше) на кончике носа, на какой-нибудь дальней точке и  задержать его в течение 1 минуты.

5. Упражнения для формирования  правильной осанки

Закрепление навыка правильной осанки:

- встать спиной к стене,  ноги слегка расставлены, руки  свободно опущены; затылок, лопатки,  ягодицы, икры и пятки касаются  стены (пять точек касания);

- прислониться к стене  так, чтобы расстояние между  стеной и поясницей было не  больше толщины пальца; втянуть  живот и чуть-чуть приподнять  плечи;

- запомнить положение  правильной осанки и выполнять  это упражнение как можно чаще; при возможности удерживать такое  положение тела у стены в  течение минуты без утомления;  можно, сохраняя ту же осанку, идти вперед.

Лежа на спине:

- опираясь на лопатки,  локти и пятки - прогнуться;

- «велосипед»;

- ноги согнуть с опорой  на пятки - прогнуться;

- «ножницы».

Лежа на животе:

- руки согнуты, опираясь  на кисти у плеч, выпрямить  руки, прогнуться, не отрывая таза  от пола;

- «я на солнышке лежу».

Стоя на четвереньках:

- «злая и добрая кошка»;

- «пролезь под забором».

Следующая группа упражнений с резиновым бинтом, закрепленным на неподвижной опоре.

Стоя лицом к опоре:

- вращение руками назад;

- разведение прямых рук  в стороны;

- «ход лыжника»;

- руки согнуть к груди.

Стоя спиной к опоре:

- из положения руки  в стороны - свести руки вперед;

- из положения руки  вверху - опустить руки вперед  до горизонтали;

- из положения согнутые  у груди руки - руки выпрямить.

Методические  рекомендации:

Упражнения для активного  отдыха лучше вводить постепенно, каждый из этих комплексов разучивать после повторения освоенных ранее. Желательно, чтобы вначале его  показывал и пояснял учитель, а при повторении - класс воспроизводил  под руководством своего соученика. Необходимо постоянно обращаться к  учащимся с предложением вспомнить, соответствуют ли требования к рабочему месту организации их рабочего места  дома; посоветовать привести это место  в порядок.

3.2 Результаты  исследования

Формирование основ здорового  образа жизни с малых лет, а  также бережное отношение к своему здоровью на протяжении всей жизни, является основой существования человека. Резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется нервозной средой обитания, дисгармонией между умственными  и физическими нагрузками на организм учащихся в современном учебно-воспитательном процессе.

По данным доктора медицинских  наук, Гущиной С.В., каждый выпускник школы имеет 2 или 3 заболевания, которые зачастую хронические. Лишь 10% детей, получивших среднее образование, могут считаться практически здоровыми. При этом с каждым годом объем преподаваемых знаний увеличивается, однако нормам и навыкам здорового образа жизни в школах по-прежнему уделяется мало внимания. Это подтверждают и результаты проведенного нами исследования.

Результаты анкетирования, направленные на оценку индивидуального  стиля жизни учащихся и их отношения  к формированию и приобретению основ  здорового образа жизни, можно представить  в виде сводной таблицы в %.

Так, при анализе полученных данных, мы установили, что у 57% испытуемых был установлен средний уровень оценки здорового образа жизни. Это указывает на то, что данная группа школьников, знакома с основами здорового образа жизни, но не всегда их придерживается в своей жизнедеятельности.

Таблица 1. Среднестатистические результаты оценки здорового образа жизни учащихся Лицея №4

Информация о работе Влияние физической культуры на формирование здорового образа жизни школьников 15-17 лет