Теоретические основы использования игровой деятельности дошкольников при коррекции заикания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Заикание до последнего времени остается актуальной проблемой
коррекционной педагогики, клинической психологии, психиатрии и, несмотря на большое количество теоретических и практических исследований, остается недостаточно разработанной, что естественно не
может не сказаться отрицательно на эффективности существующих коррекционных приемов и методик.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы использования
игровой деятельности дошкольников
при коррекции заикания ………………………………………………. 9
1.1 Проявления заикания у детей дошкольного возраста …………………….. 9
1.2 Методика игровой деятельности …………………………………………… 14
Выводы по 1 разделу …………………………………………………………… 19
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
по формированию разговорного общения
с помощью игровых методов ……………………………………….. 20
2.1
2.2
Выводы по 2 разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
Список использованной литературы ……………

Работа содержит 1 файл

использование игры в лог раб с заик дошк дипломн раб.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

 Определяются  следующие задачи этапа ограничения  речи (режим молчания и шёпотная  речь): воспитание у детей общей  произвольной моторики и мышц лица путём использования расслабляющих упражнений, артикуляционной гимнастики, логопедической ритмики; отработка речевого дыхания – продолжительность, плавности выдоха; воспитание слухового внимания и слуховой памяти, зрительного  внимания и зрительной памяти, произвольного поведения путём развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, внимания, подражательности – через обучение играм, правилам игр, элементам творческой игры; работа над фразой (обучение паузации); активизация и пополнение словаря по темам.

Первый  этап.  

   Режим молчания проводится в течение 4 - 6 дней. Логопед  (а в группе – воспитатель) доступно объясняет детям необходимость молчания, находит условные безречевые сигналы, по которым дети выполняют требования взрослых, обеспечивает достаточное количество разнообразных безречевых игр, продумывает  проведение прогулок с детьми в период молчания.   

 Занятия  носят обучающий характер: логопед  или воспитатель рассматривает  с детьми картины, рассказывает  сказки, прослушивает музыкальные детские произведения, т.е. учит детей    слушать или выполнять указания логопеда, но при этом молчать. Логопед, а в речевом саду – воспитатели и весь обслуживающий персонал во время режима молчания говорят шёпотом.    

 Сложнее  соблюдать режим молчания во время игр, на прогулках и дома. Здесь необходимо придумать занятия для каждого ребёнка. Можно проводить дидактические игры без речи, игры с мозаикой, строительные игры.    

 В  этот период логопед начинает  коррекцию звукопроизношения путем воспитания у детей звуковой культуры речи: развивает слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, пространственные ориентировки, воспитывает подражательность, тормозные установки, общую и речевую моторику.  

 Переход  к шепотной речи (10 дней) происходит  постепенно. Дети, окружающие взрослые  в детском саду и дома говорят  шепотом. Этот период ответственный  и трудный в организационном  отношении. Если логопед или  воспитатель не владеет детским  коллективом, не приучил детей слушать себя и выполнять требования, то проведение этого этапа не возможно. Во время общения с детьми логопед использует различные музыкальные сигналы. Подача звуковых сигналов должна быть негромкой, например, под тихие удары бубна дети строятся, под звуки флейты – смотрят на логопеда и так далее. У детей воспитывается зрительная ориентировка, внимание, выдержка, усидчивость, своевременная реакция на сигнал, спокойное произвольное поведение. Досуг дети проводят в играх, но творческие игры ограничиваются, так как свободное общение в творческих играх может привести к громкой речи. Игры проводятся, планируются и регламентируются только логопедом.   

  Шепотная речь (10 дней). Вовремя воспитания шепотной речи продолжается закрепление полученных навыков правильного речевого дыхания и расслабления. Используется шепотное произношение считалок, потешек, звукоподражаний с глухими согласными. Проводятся игры на расслабление. После отдыха дети переходят только к спокойным играм с разборными игрушками, мозаикой, строительным материалом, конструированию. Продолжается по развитию и упорядочению общей и речевой моторики в подвижных играх с правилами и с сюжетом. Индивидуальные логопедические занятия направлены на дальнейшее совершенствование навыков звуковой культуры речи на материале игр без голоса.

Второй  этап.   

  Сопряженная речь (4 -5 недель). При сопряженном произношении дети усваивают просодические компоненты речи: темп, ритм, мелодику интонацию, выразительность, паузацию, логическое ударение, учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась как одно слово, плавно, с выразительным интонированием.    

 В  задачи этого этапа входят: воспитание  сопряженного произношения, речевого  дыхания удлинение выдоха, мягкой  голосоподачи, слитности гласных звуков в звукоподражаниях и словах, просодической стороны речи, подражательности, активности, элементов творчества через обучение правилам игр. Коррекция нарушений моторики, нарушений звукопроизношения. Активизация и пополнение словаря по темам.  

 Для логопеда и воспитателя в этот период важна правильная организация занятий и обучение родителей общению с детьми.    

 Занятия  носят обучающий характер. Вводятся  занятия – пятиминутки, которые  проводятся фронтально со своей  группой, либо с подгруппой  детей перед завтраком (на развитие дыхания и голоса), во время занятий, двигательные или расслабляющие упражнения в игровой форме перед или после полдника; игры на звукоподражания. Задания меняются со сменой речевого режима.   

 Указанная  работа над речью проводится во время игровой деятельности детей, организуемой логопедом, воспитателями и родителями.

Третий  этап.  

  Отраженная речь (4 -5 недель).

На этом этапе воспитатель проводит занятия  не так, как в обычном массовом детском саду. Материал программы  усваивается детьми в процессе сопряжено-отраженной речи. Воспитатель использует элементы вопросно-ответной речи с последующим односложным ответом, который повторяется детьми отраженно или сопряжено. На досуге используются все виды игр, но творческие по-прежнему носят обучающий характер. Задачами этапа являются: воспитание отраженной речи, работа над фразой и просодическими компонентами речи (дыханием, голосом, слитностью, темпом и ритмом речи), развитие моторики (умение расслаблять мышцы), продолжение обучению играм и правилам игр (обучение общению с партнером, умению следить за игрой других), воспитание произвольного поведения (выполнять требования требование, исходящие не только от взрослых, но и от товарищей), коррекция нарушений звукопроизношения.   
 

Информация о работе Теоретические основы использования игровой деятельности дошкольников при коррекции заикания