Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:53, курсовая работа
Заикание до последнего времени остается актуальной проблемой
коррекционной педагогики, клинической психологии, психиатрии и, несмотря на большое количество теоретических и практических исследований, остается недостаточно разработанной, что естественно не
может не сказаться отрицательно на эффективности существующих коррекционных приемов и методик.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы использования
игровой деятельности дошкольников
при коррекции заикания ………………………………………………. 9
1.1 Проявления заикания у детей дошкольного возраста …………………….. 9
1.2 Методика игровой деятельности …………………………………………… 14
Выводы по 1 разделу …………………………………………………………… 19
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
по формированию разговорного общения
с помощью игровых методов ……………………………………….. 20
2.1
2.2
Выводы по 2 разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
Список использованной литературы ……………
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
………………………………………………………………………
3
1 Теоретические основы использования
игровой деятельности дошкольников
при коррекции заикания ………………………………………………. 9
1.1 Проявления заикания у детей дошкольного возраста …………………….. 9
1.2 Методика игровой деятельности …………………………………………… 14
Выводы
по 1 разделу ……………………………………………………………
19
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
по формированию разговорного общения
с помощью игровых методов ……………………………………….. 20
2.1
2.2
Выводы
по 2 разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
Список использованной литературы …………………………
Приложения
……………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Заикание - это одно из распространенных системных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Возникая в период наиболее активного формирования речи (2-6 лет), заикание, ограничивая коммуникативные возможности ребенка, нередко искажает его психическое развитие, тем самым, препятствуя формированию многих личностных характеристик, затрудняет его социальную адаптацию (И.Ю.Абелева, Л.З.Арутюнян-Андронова, К.-П.Беккер, Л.И.Белякова, Н.И.Жинкин, С.С.Ляпидевский, Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, И.А.Сикорский, Н.П.Тяпугин, В.М.Шкловский и др.). У всех заикающихся имеются трудности в процессе оформления развернутого связного речевого высказывания, наблюдаются нарушения связности текста, синтаксически и логически незавершенные фразы, продолжительные речевые паузы и обилие эмболофразий, совпадающие с поиском нужного слова [И.К.Абелева, Г.И.Ангушев, Л.И.Белякова, Э.Р.Саитбаева, В.Матанова и др.].
Заикание
до последнего времени остается актуальной
проблемой
коррекционной педагогики, клинической
психологии, психиатрии и, несмотря
на большое количество теоретических
и практических исследований, остается
недостаточно разработанной, что естественно
не
может не сказаться отрицательно на эффективности
существующих коррекционных приемов и
методик. В настоящее время имеется ряд
работ, посвященных системному комплексному
подходу к решению проблемы заикания с
учетом психомоторной и мыслительной
деятельности и других компонентов речевого
общения [Л.З.Арутюнян-Андронова, Н.А.Власова,
Ю.Б.Некрасова, Г.Д.Неткачев, В.И.Селиверстов].
Авторы данных исследований четко определяют
структуру дефекта, диагностику, критерии
и пути коррекционного воздействия. Другие
работы выполнены преимущественно в "поперечном
срезе", то есть исследования касались
отдельных возрастных групп заикающихся
[Н.М.Асатиани, В.В.Ашкинадзе, Л.И.Белякова
и др.].
Изучение содержания коррекционной работы
по преодолению заикания показывает, что
комплексное решение рассматриваемых
вопросов не возможно без "продольного
сравнительно-возрастного изучения"
механизмов дизонтогенеза всех компонентов
общения: речи, мышления, деятельности,
личности. В частности, это касается механизмов
общения, участвующих в патогенезе заикания
[В.В.Ковалев, Г.Е.Сухарева, К.Х.Ушаков, О.Н.Усанова,
Ю.С.Шевченко] и первосигнальных, моторных
актов по Л.С.Выготскому, которые, в индивидуальном
развитии начинаются с подчинения ребенком
своих моторных реакций, словесно сформулированным
требованиям окружающих. Само невербальное
поведение человека можно определить
как внешне фиксируемые признаки моторики,
прямо не связанные с контекстом поведения
[M.Argyle, R.Hinde]. В работах А.К.Байбурина, V.Grant,
A.H.Esser, VJohst показано, что формирование
иерархически сложноорганизованной системы
невербального поведения идет от элементарных
к более сложным системам (поза, мимика,
жест, интонация) под влиянием воспитания,
преемственности, национального окружения,
физических факторов среды, мотивации.
Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребенка, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося.
Наиболее перспективным в этом
отношении является
Любая игра есть деятельность. При таком ее понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Игра как деятельность включает собственно разнообразные игры и множество действий, операций, непосредственно отвечающих условием достижения игровой цели. На основе именно такого подхода к ее использованию строится методика игровой деятельности, внутри и в связи с которой происходит коррекция личностных отклонений заикающихся детей и воспитание их речи.
Не изучены условия оптимального использования игровой деятельности дошкольников при коррекции заикания, которые оказывают огромное влияние на совершенствование речевой деятельности и психического развития ребенка. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что накопление сведений о вербальных средствах общения и их значении в психических процессах, их взаимосвязи в онтогенезе детей с заиканием способствует совершенствованию диагностики, уточнению представлений о специфике системы коррекции речевой патологии. Это позволяет наполнить актуальным содержанием программный материал по развитию и исправлению речи, что улучшает качество логопедической работы с детьми данной категории.
Актуальность этих вопросов и их недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили нам определить тему исследования: «Использование игры в логопедической работе с заикающимися дошкольниками».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанной системы комплексной коррекционной работы с заикающимися дошкольниками при помощи использования игры – как ведущей деятельности на данном возрастном этапе.
Объект исследования - заикающиеся дети дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования вербальных средств общения.
В основу исследования была положена
гипотеза: если в коррекционной работе
с заикающимися дошкольниками оптимально
использовать игры и игровые приемы, то
можно максимально улучшить состояние
вербальных средств общения данной категории
детей.
В
соответствии с проблемой, целью и предметом
исследования были сформулированы следующие
задачи:
-
выполнить теоретический
- выявить особенности развития и взаимодействия вербальных средств общения у заикающихся дошкольников;
-
выявить ведущие патогенные
-
разработать и апробировать
Теоретико-
-
Учение Л.С.Выготского о
- концепция комплексного и целостного подхода к изучению аномального ребенка (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин);
-
концептуальные идеи о роли
помощи взрослого в раскрытии
потенциальных возможностей
-
концепция деятельностного
Методы
исследования были подобраны с учетом
специфики предмета и объекта изучения,
соответствовали гипотезе, цели и задачам
работы:
-
теоретический анализ психолого-педагогической
и учебно-методической литературы по теме
исследования;
-
психолого-лингвистическая
-
психолого-педагогическое
-
исследование готовности
-
количественный и качественный анализ
полученных данных.
Теоретическая значимость
исследования состоит в разработке
технологии обследования и системы формирования
вербальных и невербальных средств общения
у заикающихся дошкольников с помощью
активизации игровой деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные нами технологии обследования, система формирования вербальных и невербальных средств общения у заикающихся дошкольников, могут быть полезными для логопедов, воспитателей специальных дошкольных учреждений и родителей данной категории детей, и применены в комплексной реабилитации детей с нарушениями темпо-ритмической стороны речи.
Экспериментальная база исследования: специальный логопедический детский сад № 8 города Тараз.
Этапы исследования. Научно-теоретическая деятельность осуществлялась в три этапа (2007 - 2009гг.)
На первом, предварительном этапе (2007 - 2008гг.), нами было изучено состояние проблемы в теории и практике специального образования, в междисциплинарном контексте, разработаны отдельные фрагменты и процедуры системы обследования речи детей с нарушением темпо-ритмического оформления речи судорожного характера, определена программа дальнейшего исследования.
На втором, основном этапе (2008 -2009гг), были обозначены и уточнены предмет, объект, задачи исследования, проведена разноплановая опытно-экспериментальная работа на базе специального логопедического детского сада № 8 города Тараза. по апробированию и отработке коррекционно-диагностических методик по развитию речи у детей с заиканием дошкольного возраста, был собран материал по проблеме исследования.
На третьем, заключительном этапе (2009 г), осуществлена обработка полученных в ходе опытно-экспериментальной работы данных, в том числе, с использованием статистических методов и компьютерных технологий, корректировка коррекционно-диагностических методик по формированию вербальных и невербальных средств общения у детей с заиканием дошкольного возраста, адаптация в среде специалистов-дефектологов вышеназванных коррекционно-диагностических методик.
Структура
и объем дипломной
работы. Работа состоит из введения,
двух разделов, заключения, списка используемых
источников литературы включающего 50
наименования, приложений, содержащих
таблицы, диаграммы и иллюстрации.
1 Теоретические основы использования игровой деятельности дошкольников при коррекции заикания
1.1 Проявления заикания у детей дошкольного возраста
Заикание является широко распространенным речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем препятствует развитию многих личностных характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию.
Поскольку заикание тесно
Человеческая личность представляет собой совокупность общественных отношений, проявляет себя в общении и совместной деятельности с другими людьми. У одних заикающихся общественные отношения нарушены в силу развившегося заикания, у других – даже не сформированы. Исследование степени общительности, подражательности, самостоятельности, активности заикающихся детей, характера их игровой деятельности свидетельствуют о дисгармоничном развитии личности заикающегося ребенка. Оно выражается преимущественно в неравномерном то замедленном, то ускоренном развитии отдельных сторон личности. Поэтому следует говорить о заикании как сложном симптомокомплексе дизонтогенеза.
Заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического состояния ребенка, что обусловливает сложную симптоматику и собственно речевых нарушений. Изменения в нервно-психическом состоянии детей часто связаны не только с появившимся заиканием, сколько с особенностями развития индивида. Речевое нарушение, как правило, лишь усугубляет проявление тех отклонений в развитии, которые у ребенка уже были или наметились.
Степень выраженности заикания обычно определяют по состоянию речи заикающегося. Этого недостаточно. Необходимо учитывать характер общения, особенности поведения в деятельности и рассматривать тяжесть дефекта следующим образом. Легкая степень – дети свободно вступают в общение в любых ситуациях с незнакомыми людьми, участвуют в коллективной игре, во всех видах деятельности, выполняют поручения, связанные с необходимостью речевого общения. Судороги наблюдаются только в самостоятельной речи. Средняя степень – дети испытывают затруднения в общении в новых, а также значимых для них ситуациях, в присутствии незнакомых им людей, отказываются от участия в коллективных играх со сверстниками. Судороги наблюдаются в различных отделах речевого аппарата во время самостоятельной, вопросно-ответной и отраженной речи. Тяжелая степень – заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций.