Теоретические основы использования игровой деятельности дошкольников при коррекции заикания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Заикание до последнего времени остается актуальной проблемой
коррекционной педагогики, клинической психологии, психиатрии и, несмотря на большое количество теоретических и практических исследований, остается недостаточно разработанной, что естественно не
может не сказаться отрицательно на эффективности существующих коррекционных приемов и методик.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы использования
игровой деятельности дошкольников
при коррекции заикания ………………………………………………. 9
1.1 Проявления заикания у детей дошкольного возраста …………………….. 9
1.2 Методика игровой деятельности …………………………………………… 14
Выводы по 1 разделу …………………………………………………………… 19
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
по формированию разговорного общения
с помощью игровых методов ……………………………………….. 20
2.1
2.2
Выводы по 2 разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
Список использованной литературы ……………

Работа содержит 1 файл

использование игры в лог раб с заик дошк дипломн раб.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ  ……………………………………………………………………… 3 

1 Теоретические основы использования

игровой деятельности дошкольников

при коррекции заикания  ……………………………………………….  9

1.1 Проявления заикания у детей дошкольного возраста  …………………….. 9

1.2 Методика игровой деятельности …………………………………………… 14

Выводы  по 1 разделу  …………………………………………………………… 19 

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

по формированию разговорного общения

с помощью игровых  методов  ……………………………………….. 20

2.1

2.2

Выводы  по 2 разделу 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………..

Список  использованной литературы  …………………………

Приложения  ………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Заикание - это одно из распространенных системных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Возникая в период наиболее активного формирования речи (2-6 лет), заикание, ограничивая коммуникативные возможности ребенка,  нередко искажает его психическое развитие, тем самым, препятствуя формированию многих личностных характеристик, затрудняет его социальную адаптацию (И.Ю.Абелева, Л.З.Арутюнян-Андронова, К.-П.Беккер, Л.И.Белякова, Н.И.Жинкин, С.С.Ляпидевский, Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, И.А.Сикорский, Н.П.Тяпугин, В.М.Шкловский и др.). У всех заикающихся имеются трудности в процессе оформления развернутого связного речевого высказывания, наблюдаются нарушения связности текста, синтаксически и логически незавершенные фразы, продолжительные речевые паузы и обилие эмболофразий, совпадающие с поиском нужного слова [И.К.Абелева, Г.И.Ангушев, Л.И.Белякова, Э.Р.Саитбаева, В.Матанова и др.].

       Заикание  до последнего времени остается актуальной проблемой  
коррекционной педагогики, клинической психологии, психиатрии и,  несмотря на большое количество теоретических и практических исследований, остается недостаточно разработанной, что естественно не  
может не сказаться отрицательно на эффективности существующих коррекционных приемов и методик. В настоящее время имеется ряд работ, посвященных системному комплексному подходу к решению проблемы заикания с учетом психомоторной и мыслительной деятельности и других компонентов речевого общения [Л.З.Арутюнян-Андронова, Н.А.Власова, Ю.Б.Некрасова, Г.Д.Неткачев, В.И.Селиверстов]. Авторы данных исследований четко определяют структуру дефекта, диагностику, критерии и пути коррекционного воздействия. Другие работы выполнены преимущественно в "поперечном срезе", то есть исследования касались отдельных возрастных групп заикающихся [Н.М.Асатиани, В.В.Ашкинадзе, Л.И.Белякова и др.].  
Изучение содержания коррекционной работы по преодолению заикания показывает, что комплексное решение рассматриваемых вопросов не возможно без "продольного сравнительно-возрастного изучения" механизмов дизонтогенеза всех компонентов общения: речи, мышления, деятельности, личности. В частности, это касается механизмов общения, участвующих в патогенезе заикания [В.В.Ковалев, Г.Е.Сухарева, К.Х.Ушаков, О.Н.Усанова, Ю.С.Шевченко] и первосигнальных, моторных актов по Л.С.Выготскому, которые, в индивидуальном развитии начинаются с подчинения ребенком своих моторных реакций, словесно сформулированным требованиям окружающих. Само невербальное поведение человека можно определить как внешне фиксируемые признаки моторики, прямо не связанные с контекстом поведения [M.Argyle, R.Hinde]. В работах А.К.Байбурина, V.Grant, A.H.Esser, VJohst показано, что формирование иерархически сложноорганизованной системы невербального поведения идет от элементарных к более сложным системам (поза, мимика, жест, интонация) под влиянием воспитания, преемственности, национального окружения, физических факторов среды, мотивации.

       Признавая необходимость комплексного воздействия  на заикающегося ребенка, важно подчеркнуть  значимость дифференцированного подхода  в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося.

       Наиболее перспективным в этом  отношении является использование  ведущей деятельности детей дошкольного  возраста – игровой. Именно  в этой деятельности происходит  развитие личности ребенка, его  речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. В игре дети осваивают социальный опыт межчеловеческих отношений, она позволяет им самостоятельным путем создавать различного характера взаимодействующие коллективы.

       Любая игра есть деятельность. При таком ее понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Игра как деятельность включает собственно разнообразные игры и множество действий, операций, непосредственно отвечающих условием достижения игровой цели. На основе именно такого подхода к ее использованию строится методика игровой деятельности, внутри и в связи с которой происходит коррекция личностных отклонений заикающихся детей и воспитание их речи.

         Не изучены условия оптимального использования игровой деятельности дошкольников при коррекции заикания, которые оказывают огромное влияние на совершенствование речевой деятельности и психического развития ребенка. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что накопление сведений о вербальных средствах общения и их значении в психических процессах, их взаимосвязи в онтогенезе детей с заиканием способствует совершенствованию диагностики, уточнению представлений о специфике системы коррекции речевой патологии. Это позволяет наполнить актуальным содержанием программный материал по развитию и исправлению речи, что улучшает качество логопедической работы с детьми данной категории.

        Актуальность этих вопросов и их недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили нам определить тему исследования: «Использование игры в логопедической работе с заикающимися дошкольниками».

        Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанной системы комплексной коррекционной работы с заикающимися дошкольниками при помощи использования игры – как ведущей деятельности на данном возрастном этапе.

       Объект  исследования - заикающиеся дети дошкольного возраста.

       Предмет исследования - процесс формирования вербальных средств общения.

         В основу исследования была положена гипотеза: если в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками оптимально использовать игры и игровые приемы, то можно максимально улучшить состояние вербальных средств общения данной категории детей. 
            В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

       - выполнить теоретический анализ  исследования по устранению заикания  при помощи игры и игровых  приемов коррекции;

         - выявить особенности развития и взаимодействия вербальных средств общения у заикающихся дошкольников;

       - выявить ведущие патогенные факторы,  влияющие на развитие и динамику  личностных механизмов при заикании;

       - разработать и апробировать систему коррекционных мероприятий с заикающимися дошкольниками.

       Теоретико-методологической базой исследования являются:

       - Учение Л.С.Выготского о компенсаторных  возможностях детского организма,  о сложной структуре дефекта,  о динамическом взаимодействии  биологического и социального  в нем, о зонах актуального  и ближайшего развития;

       - концепция комплексного и целостного подхода к изучению аномального ребенка (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин);

       - концептуальные идеи о роли  помощи взрослого в раскрытии  потенциальных возможностей ребенка,  его «обучаемости» (Т.В.Егорова,  А.Я.Иванова,  Н.Ю.Борякова, М.С.Певзнер, В.И.Лубовский);

       - концепция деятельностного подхода  в развитии личности (Л.С.Выготский,  В.В.Давыдов, Г.И.Железовская, Л.Н.Леонтьев, Г.И.Щукина).

       Методы  исследования были подобраны с учетом специфики предмета и объекта изучения, соответствовали гипотезе, цели и задачам работы:  
            - теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования;

       - психолого-лингвистическая диагностика  параметров развития невербально-вербальных средств общения;

       - психолого-педагогическое исследование  мотивационной готовности заикающихся  к коррекционным занятиям;

    - исследование готовности родителей  к участию в коррекционной  работе;  
            - количественный и качественный анализ полученных данных.  
              Теоретическая значимость исследования состоит в разработке технологии обследования и системы формирования вербальных и невербальных средств общения у заикающихся дошкольников с помощью активизации игровой деятельности.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные нами технологии обследования, система формирования вербальных и невербальных средств общения у заикающихся дошкольников, могут быть полезными для логопедов, воспитателей специальных  дошкольных учреждений и родителей данной категории детей, и применены в комплексной реабилитации детей с нарушениями темпо-ритмической стороны речи.

    Экспериментальная база исследования: специальный логопедический детский сад № 8 города Тараз.

    Этапы исследования. Научно-теоретическая деятельность осуществлялась в три этапа (2007 - 2009гг.)

    На  первом, предварительном этапе (2007 - 2008гг.), нами было изучено состояние проблемы в теории и практике специального образования, в междисциплинарном контексте,   разработаны отдельные фрагменты и процедуры системы обследования речи детей  с нарушением темпо-ритмического оформления речи судорожного характера, определена программа дальнейшего исследования.

    На  втором, основном этапе (2008 -2009гг), были обозначены и уточнены предмет, объект, задачи исследования, проведена разноплановая опытно-экспериментальная работа на базе специального логопедического детского сада № 8 города Тараза. по апробированию и отработке коррекционно-диагностических методик по развитию речи у детей с заиканием дошкольного возраста, был собран материал по проблеме исследования.

    На  третьем, заключительном этапе (2009 г), осуществлена обработка полученных в ходе опытно-экспериментальной работы данных, в том числе, с использованием статистических методов и компьютерных технологий, корректировка коррекционно-диагностических методик по формированию вербальных и невербальных средств общения у детей с заиканием дошкольного возраста, адаптация в среде специалистов-дефектологов вышеназванных коррекционно-диагностических методик.

    Структура и объем дипломной  работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка используемых источников литературы включающего 50 наименования, приложений, содержащих таблицы, диаграммы и иллюстрации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретические основы использования игровой деятельности дошкольников при коррекции заикания

      1.1 Проявления заикания у детей дошкольного возраста

      Заикание  является широко распространенным речевым  нарушением. Оно возникает у детей  раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем препятствует развитию многих личностных характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию.

        Поскольку заикание тесно связано  с формирующейся личностью, его  рассматривают в структуре особенностей личности и ее деятельности. Данное положение основывается на том, что при заикании развитие личности происходит в стесненных условиях и это не редко приводит к ее деформации.

     Человеческая  личность представляет собой совокупность общественных отношений, проявляет себя в общении и совместной деятельности с другими людьми. У одних заикающихся общественные отношения нарушены в силу развившегося заикания, у других – даже не сформированы. Исследование степени общительности, подражательности, самостоятельности, активности заикающихся детей, характера их игровой деятельности свидетельствуют о дисгармоничном развитии личности заикающегося ребенка. Оно выражается преимущественно в неравномерном то замедленном, то ускоренном развитии отдельных сторон личности. Поэтому следует говорить о заикании как сложном симптомокомплексе дизонтогенеза.

     Заикание  у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными и  поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического состояния ребенка, что обусловливает  сложную симптоматику и собственно речевых нарушений. Изменения в нервно-психическом состоянии детей часто связаны не только с появившимся заиканием, сколько с особенностями развития индивида. Речевое нарушение, как правило, лишь усугубляет проявление тех отклонений в развитии, которые у ребенка уже были или наметились.

     Степень выраженности заикания обычно определяют по состоянию речи заикающегося. Этого  недостаточно. Необходимо учитывать  характер общения, особенности поведения  в деятельности и рассматривать тяжесть дефекта следующим образом. Легкая степень – дети свободно вступают в общение в любых ситуациях с незнакомыми людьми, участвуют в коллективной игре, во всех видах деятельности, выполняют поручения, связанные с необходимостью речевого общения. Судороги наблюдаются только в самостоятельной речи.  Средняя степень – дети испытывают затруднения в общении в новых, а также значимых для них ситуациях, в присутствии незнакомых им людей, отказываются от участия в коллективных играх со сверстниками. Судороги наблюдаются в различных отделах речевого аппарата во время самостоятельной, вопросно-ответной и отраженной речи. Тяжелая степень – заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций.

Информация о работе Теоретические основы использования игровой деятельности дошкольников при коррекции заикания