Теоретические основы использования игровой деятельности дошкольников при коррекции заикания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Заикание до последнего времени остается актуальной проблемой
коррекционной педагогики, клинической психологии, психиатрии и, несмотря на большое количество теоретических и практических исследований, остается недостаточно разработанной, что естественно не
может не сказаться отрицательно на эффективности существующих коррекционных приемов и методик.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы использования
игровой деятельности дошкольников
при коррекции заикания ………………………………………………. 9
1.1 Проявления заикания у детей дошкольного возраста …………………….. 9
1.2 Методика игровой деятельности …………………………………………… 14
Выводы по 1 разделу …………………………………………………………… 19
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
по формированию разговорного общения
с помощью игровых методов ……………………………………….. 20
2.1
2.2
Выводы по 2 разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
Список использованной литературы ……………

Работа содержит 1 файл

использование игры в лог раб с заик дошк дипломн раб.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

     По  данным Г.А.Волковой (1983), в речи детей 4-7 лет в целом преобладают  судороги клонического характера средней  степени выраженности. Но имеются  особенности проявления заикания по возрастным группам. Так, заикающимся  детям 4-5 лет свойственны тонические и смешанные (клонические-тоно) судороги средней степени с преимущественной локализацией в дыхательном и голосовом отделах периферического речевого аппарата; заикающимся детям 5-6 лет клонические судороги средней степени выраженности с преобладающей локализацией в дыхательном и артикуляторном отделах речи; 6-7 лет клонические и тонические судороги средней и тяжелой степени выявляются почти в равном количестве во всех отделах периферического речевого аппарата.

     Речь  заикающихся детей в дошкольном возрасте становится аритмично. Судорожные, аритмические двигательные расстройства обусловливают нарушения просодической стороны речи: плавность, интонационную выразительность, паузацию, логические ударения. Ритм речи нарушается также из-за эмболофразии, возникающей в условиях повышенного нервного возбуждения. Эмболофразию можно рассматривать как результат недоразвития моторных функций заикающегося и неумения его быстро и четко оформить свою мысль.

     Именно  в дошкольном возрасте заикающимся  детям присуще обилие сопутствующих движений (47% случаев). Они возникают вследствие распространения (иррадиации) судорог из речевого отдела на другие мышцы тела: в первую очередь на мышцы лица, шеи, предплечья и далее на мышцы туловища, спины, верхних и нижних конечностей. Дети теребят пуговицы, края одежды, носовой платок, покачивают туловищем, рукой, подергивают плечом, притопывают ногой, часто моргают или закрывают глаза в момент судороги. Наклоняют вперед с усилием голову и пр.

       Уже в раннем возрасте обнаруживается задержка речевого развития, расстройства динамической стороны речи, нарушения звукопроизношения. В дошкольном возрасте заикающимся детям в 34% случаев свойственны нарушения звукопроизношения различного генеза, , элементы недоразвития речи, а иногда несформированность всей речевой функциональной системы.

     Постепенно  у детей появляется своеобразное отношение к своей речи и дефекту. Одни остро чувствуют речевой  недостаток, особенно вследствие неблагоприятных  воздействий окружающей среды. Другие боятся проявления судорог в речи, им небезразлична оценка их речи и поведения окружающими. Третьи критично относятся к заиканию, переживают после неуспешной речевой попытки или после неудач в любой деятельности.

     И заикание начинает влиять на характер общительности детей. Несмотря на то, что среди детей 4-7 лет большинство  легко вступает в общение со сверстниками и взрослыми, выделяются дети с неустойчивыми  формами общения и дети с негативным и аутистическим поведением.

     Дети  с неустойчивой общительностью в  начале охотно вступают в контакт, проявляют  интерес к заданию и деятельности, но затем обнаруживают пассивность, безразличие, невнимание к просьбам взрослого выполнить то или иное задание. Они с трудом входят в  проблемную ситуацию, требуют стимуляции своей деятельности и после многократных побуждений отказываются выполнить нужное задание.

     Дети  с негативным отношением к собеседнику  замкнуты, стеснительны иногда с агрессивными чертами в поведении. Необходимость  выполнить просьбу, задание, особенно в новой  обстановке, вызывает у них реакции невротического характера, иногда почти аутистическое поведение. Дети как будто не нуждаются в коллективе сверстников и взрослого. Общение носит строго избирательный характер. Вовлечение детей в коллективную деятельность встречает пассивное или активное сопротивление с их стороны.

     Характерное для дошкольного возраста качество – подражательность – у большинства  заикающихся детей развито недостаточно. Примерно у трети детей характер и уровень подражательности являются такими же, как и у нормально говорящих сверстников. У остальных заикающихся можно выделить четыре степени сформированности подражательности: полное подражание, неполное, творческое, отказ от подражания.

     В разных возрастных группах подражание различно. Например, у детей 4-5 лет чаще наблюдается неполное подражание (дети не до конца выполняют увиденное и услышанное задание и выпускают речевую часть) и отказ от него. Дети с неустойчивым вниманием плохо воспринимают образец, данный взрослым, не соблюдают при повторении последовательность движений, не могут завершить действие. Дети пассивные заторможенные долго рассматривают образец, нерешительно приступают к выполнению задания и повторяют действия в случайном порядке.

     У детей 5-6 лет также имеется неполное подражание, но оно чаще проявляется при повторении словесного образца. Дети пропускают слова, дополняют текст образца новыми, стараясь не нарушить логики сюжета. Выделяются следующие варианты измененного текста: уточнение деталей рассказа; расширение канвы рассказа; Углубление того или иного образа рассказа.

     С возрастом увеличивается творческое подражание и уменьшается число  отказов от подражания.

     Учет  степени общительности, подражательности заикающихся детей необходим  логопеду особенно в начале коррекционного курса: организация коллектива и деятельности детей осуществляется более эффективно, если правила поведения и задания усваиваются детьми не только от взрослого, но и от сверстников с высоким уровнем общительности и подражательности.

     Заикание  оказывает влияние на формирование моторных функций, хотя не исключена  возможность недоразвития двигательной сферы ребенка еще до появления  заикания, способствующего возникновению  дефекта. С появлением заикания несформированность моторики проявляется резче и еще более усугубляется. Однако в силу процесса развития, имеющего всегда положительные, и отрицательные стороны, а также в связи с огромными потенциальными возможностями детского организма у 40% заикающихся дошкольников моторные функции сохранны. В 60% случаев они нарушены, и двигательные расстройства выражаются или в форме повышенной моторной напряженности, скованности, нарушения плавности, переключаемости движений, высокого тонуса мышц, или в форме двигательной расторможенности, беспокойства, хаотичности движений.

     Указанные нарушения отчетливо выявляются в специальных заданиях на статистическую и динамическую координации движений и особенно в самостоятельной  произвольной деятельности.

     *Методика игровой деятельности используется в зависимости от возраста детей, особенностей их поведения, проявления заикания, этапов коррекционной работы с учетом дидактических принципов и характера игровой деятельности хорошо говорящих и заикающихся детей.

     Работы  по изучению онтогенеза детской речи показывают огромную роль этих компонентов в появлении и совершенствовании речевой деятельности и психического развития ребенка [П.К.Анохин, Л.И.Белякова, Л.С.Выготский, В.А.Гиляровский, Н.И.Жинкин, К.А.Зайцева, В.В.Ковалев, Р.Е.Левина, А.А.Леонтьев, М.Н.Лисина, А.Р.Лурия и др.]. Несовершенства онтогенетически ранних предпосылок экспрессивной речи служат факторами риска нарушений звукопроизношения, темпа, ритма и плавности речи [В.И.Бельтюков, А.Н.Гвоздев, В.В.Ковалев, В.А.Ковшиков, М.М.Кольцова, Р.Е.Левина, М.Н.Лисина, А.Г.Рахмилевич, Т.Н.Ушакова]. Речь, являясь системным образованием, завершающим структуру коммуникативной экспрессивности в онтогенезе, наименее защищена и наиболее уязвима к воздействию неблагоприятных факторов, как в период своего становления, так и в период развития. Вызванные патогенными факторами речевые нарушения могут неблагоприятно повлиять на психическое развитие ребенка: ограни-  
чить его деятельность, отрицательно отразиться на сознании и сказаться на формировании личности [И.КХАбелева, П.К.Анохин, М.А.Виноградова, Г.А.Волкова, В.И.Городилова, М.Зееман, В.В.Ковалев, Н.И.Красногорский, А.Р.Лурия и др.].
 

      1.2 Методика игровой деятельности   

 Признавая  необходимость комплексного воздействия  на заикающегося ребенка, необходимо  подчеркнуть важность дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося. Наиболее эффективным в этом отношении является  использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой.   

 Методика  игровой деятельности используется в зависимости от возраста детей, особенностей их поведения, степени проявления заикания, этапов коррекционной работы.   

 Данная  методика направлена, в первую  очередь, на воспитание у дошкольников  с заиканием правильных форм  общественного поведения и таких сторон личности, как подражательность, общительность, активность, необходимых для социальной реабилитации заикающихся. Методика способствует созданию единого подхода к детям, тесной связи между логопедической и воспитательной работой, что обеспечивает условия для закрепления инициативного поведения и правильной речи вне специальных занятий. В системе различных игр дети усваивают правила поведения в игровых и мнимых, но отражающих реальные. Жизненные явления и отношения людей в ситуациях. Усвоенные формы взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи заикающихся детей и устранению дефекта.   

 Система  преодоления заикания включает  в себя пять этапов:

первый  этап - пропедевтический;

второй  этап – сопряженная речь;

третий  этап – отраженная речь;

четвёртый этап – вопросно-ответная речь;

пятый этап – закрепление навыков самостоятельной  связной речи, активного поведения  и свободного общения детей.   

 Охарактеризуем  каждый из  них. Содержание занятий на разных этапах логопедической работы.    

 Перед  занятиями логопед проводит  обследование: оно длится в течение месяца. Логопед вместе с воспитателем осуществляют целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляют структуру речевого нарушения, поведение, личностные характеристики детей.   

 Основная  задача этого периода – создание  дружного детского коллектива  в логопедической группе. Формирование  детского коллектива начинается  с объяснения детям правил  и требований поведения в речевой  группе, обучения спокойным совместным  играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.   

 Заикающихся  детей необходимо учить внимательно  слушать взрослых и выполнять  их требования.   

 В  процессе создания коллектива  также выявляет особенности поведения  детей, их характера, тактично корригируя отклонения  во время проведения соответствующих игр, бесед, выполнения режимных моментов. Опыт работы показывает, что если не создать спокойной обстановки в группе, не научить   детей   вместе   играть.   Правильно общаться друг с другом. Не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений. То переход непосредственно к речевой работе будет невозможен.

     Логопед и воспитатель, каждый на своем занятии. Решают следующие коррекционные  задачи: воспитание усидчивости, внимания, подражательности; обучение выполнению правил игр; воспитание плавности, длительности выдоха, мягкой голосоподачи, ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица; обучение элементам логопедической ритмики; коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.   

 На  занятиях используются дидактические  игры, игры с пением, элементы  игр-драматизиций, подвижных игр  с правилами. Решая коррекционные  задачи, логопед также выявляет  особенности поведения детей, степень нарушения моторики, звукопроизношения и т. п.   

 Заканчивая  этап обследования, логопед оформляет  соответствующую документацию: тетрадь  № 1 – речевая карта на каждого  ребенка; тетрадь № 2 – для  связи работы логопеда и воспитателей; тетрадь № 3  - рабочая тетрадь логопеда для ежедневных и еженедельных планов занятий; тетрадь № 4 – записи домашних заданий для каждого ребенка; тетрадь № 5 – дневник на каждого ребенка, где логопед отмечает поведение детей в различных игровых и неигровых ситуациях; составляет план работы на год. Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания.   

 На  этапе обследования осуществляется  комплексный подход к заикающемуся  ребёнку, а именно: его обследует логопед; психолого-педагогические наблюдения ведут воспитатели, психолог и методист детского учреждения; тщательно обследует заикающегося психоневролог, педиатр отоларинголог, окулист и другие врачи.    

 После  обследования проводится организационная родительское собрание, на котором даётся логопедическая и психолого-педогогическая характеристика детей, объясняются необходимость комплексного лечебно-оздоровительного и педагогического воздействия на них, объясняется содержание и поэтапность методики игровой деятельности и подготовительные мероприятия для проведения режимов молчания и шёпотной речи в детском саду и домашних условиях.   

Информация о работе Теоретические основы использования игровой деятельности дошкольников при коррекции заикания