Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:53, курсовая работа
Заикание до последнего времени остается актуальной проблемой
коррекционной педагогики, клинической психологии, психиатрии и, несмотря на большое количество теоретических и практических исследований, остается недостаточно разработанной, что естественно не
может не сказаться отрицательно на эффективности существующих коррекционных приемов и методик.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы использования
игровой деятельности дошкольников
при коррекции заикания ………………………………………………. 9
1.1 Проявления заикания у детей дошкольного возраста …………………….. 9
1.2 Методика игровой деятельности …………………………………………… 14
Выводы по 1 разделу …………………………………………………………… 19
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
по формированию разговорного общения
с помощью игровых методов ……………………………………….. 20
2.1
2.2
Выводы по 2 разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
Список использованной литературы ……………
По данным Г.А.Волковой (1983), в речи детей 4-7 лет в целом преобладают судороги клонического характера средней степени выраженности. Но имеются особенности проявления заикания по возрастным группам. Так, заикающимся детям 4-5 лет свойственны тонические и смешанные (клонические-тоно) судороги средней степени с преимущественной локализацией в дыхательном и голосовом отделах периферического речевого аппарата; заикающимся детям 5-6 лет клонические судороги средней степени выраженности с преобладающей локализацией в дыхательном и артикуляторном отделах речи; 6-7 лет клонические и тонические судороги средней и тяжелой степени выявляются почти в равном количестве во всех отделах периферического речевого аппарата.
Речь заикающихся детей в дошкольном возрасте становится аритмично. Судорожные, аритмические двигательные расстройства обусловливают нарушения просодической стороны речи: плавность, интонационную выразительность, паузацию, логические ударения. Ритм речи нарушается также из-за эмболофразии, возникающей в условиях повышенного нервного возбуждения. Эмболофразию можно рассматривать как результат недоразвития моторных функций заикающегося и неумения его быстро и четко оформить свою мысль.
Именно в дошкольном возрасте заикающимся детям присуще обилие сопутствующих движений (47% случаев). Они возникают вследствие распространения (иррадиации) судорог из речевого отдела на другие мышцы тела: в первую очередь на мышцы лица, шеи, предплечья и далее на мышцы туловища, спины, верхних и нижних конечностей. Дети теребят пуговицы, края одежды, носовой платок, покачивают туловищем, рукой, подергивают плечом, притопывают ногой, часто моргают или закрывают глаза в момент судороги. Наклоняют вперед с усилием голову и пр.
Уже в раннем возрасте обнаруживается задержка речевого развития, расстройства динамической стороны речи, нарушения звукопроизношения. В дошкольном возрасте заикающимся детям в 34% случаев свойственны нарушения звукопроизношения различного генеза, , элементы недоразвития речи, а иногда несформированность всей речевой функциональной системы.
Постепенно у детей появляется своеобразное отношение к своей речи и дефекту. Одни остро чувствуют речевой недостаток, особенно вследствие неблагоприятных воздействий окружающей среды. Другие боятся проявления судорог в речи, им небезразлична оценка их речи и поведения окружающими. Третьи критично относятся к заиканию, переживают после неуспешной речевой попытки или после неудач в любой деятельности.
И заикание начинает влиять на характер общительности детей. Несмотря на то, что среди детей 4-7 лет большинство легко вступает в общение со сверстниками и взрослыми, выделяются дети с неустойчивыми формами общения и дети с негативным и аутистическим поведением.
Дети
с неустойчивой общительностью в
начале охотно вступают в контакт, проявляют
интерес к заданию и
Дети с негативным отношением к собеседнику замкнуты, стеснительны иногда с агрессивными чертами в поведении. Необходимость выполнить просьбу, задание, особенно в новой обстановке, вызывает у них реакции невротического характера, иногда почти аутистическое поведение. Дети как будто не нуждаются в коллективе сверстников и взрослого. Общение носит строго избирательный характер. Вовлечение детей в коллективную деятельность встречает пассивное или активное сопротивление с их стороны.
Характерное
для дошкольного возраста качество
– подражательность – у большинства
заикающихся детей развито
В разных возрастных группах подражание различно. Например, у детей 4-5 лет чаще наблюдается неполное подражание (дети не до конца выполняют увиденное и услышанное задание и выпускают речевую часть) и отказ от него. Дети с неустойчивым вниманием плохо воспринимают образец, данный взрослым, не соблюдают при повторении последовательность движений, не могут завершить действие. Дети пассивные заторможенные долго рассматривают образец, нерешительно приступают к выполнению задания и повторяют действия в случайном порядке.
У детей 5-6 лет также имеется неполное подражание, но оно чаще проявляется при повторении словесного образца. Дети пропускают слова, дополняют текст образца новыми, стараясь не нарушить логики сюжета. Выделяются следующие варианты измененного текста: уточнение деталей рассказа; расширение канвы рассказа; Углубление того или иного образа рассказа.
С
возрастом увеличивается
Учет степени общительности, подражательности заикающихся детей необходим логопеду особенно в начале коррекционного курса: организация коллектива и деятельности детей осуществляется более эффективно, если правила поведения и задания усваиваются детьми не только от взрослого, но и от сверстников с высоким уровнем общительности и подражательности.
Заикание оказывает влияние на формирование моторных функций, хотя не исключена возможность недоразвития двигательной сферы ребенка еще до появления заикания, способствующего возникновению дефекта. С появлением заикания несформированность моторики проявляется резче и еще более усугубляется. Однако в силу процесса развития, имеющего всегда положительные, и отрицательные стороны, а также в связи с огромными потенциальными возможностями детского организма у 40% заикающихся дошкольников моторные функции сохранны. В 60% случаев они нарушены, и двигательные расстройства выражаются или в форме повышенной моторной напряженности, скованности, нарушения плавности, переключаемости движений, высокого тонуса мышц, или в форме двигательной расторможенности, беспокойства, хаотичности движений.
Указанные нарушения отчетливо выявляются в специальных заданиях на статистическую и динамическую координации движений и особенно в самостоятельной произвольной деятельности.
*Методика игровой деятельности используется в зависимости от возраста детей, особенностей их поведения, проявления заикания, этапов коррекционной работы с учетом дидактических принципов и характера игровой деятельности хорошо говорящих и заикающихся детей.
Работы
по изучению онтогенеза детской речи
показывают огромную роль этих компонентов
в появлении и совершенствовании речевой
деятельности и психического развития
ребенка [П.К.Анохин, Л.И.Белякова, Л.С.Выготский,
В.А.Гиляровский, Н.И.Жинкин, К.А.Зайцева,
В.В.Ковалев, Р.Е.Левина, А.А.Леонтьев, М.Н.Лисина,
А.Р.Лурия и др.]. Несовершенства онтогенетически
ранних предпосылок экспрессивной речи
служат факторами риска нарушений звукопроизношения,
темпа, ритма и плавности речи [В.И.Бельтюков,
А.Н.Гвоздев, В.В.Ковалев, В.А.Ковшиков,
М.М.Кольцова, Р.Е.Левина, М.Н.Лисина, А.Г.Рахмилевич,
Т.Н.Ушакова]. Речь, являясь системным образованием,
завершающим структуру коммуникативной
экспрессивности в онтогенезе, наименее
защищена и наиболее уязвима к воздействию
неблагоприятных факторов, как в период
своего становления, так и в период развития.
Вызванные патогенными факторами речевые
нарушения могут неблагоприятно повлиять
на психическое развитие ребенка: ограни-
чить его деятельность, отрицательно отразиться
на сознании и сказаться на формировании
личности [И.КХАбелева, П.К.Анохин, М.А.Виноградова,
Г.А.Волкова, В.И.Городилова, М.Зееман, В.В.Ковалев,
Н.И.Красногорский, А.Р.Лурия и др.].
1.2 Методика игровой деятельности
Признавая
необходимость комплексного
Методика
игровой деятельности
Данная
методика направлена, в первую
очередь, на воспитание у
Система преодоления заикания включает в себя пять этапов:
первый этап - пропедевтический;
второй этап – сопряженная речь;
третий этап – отраженная речь;
четвёртый этап – вопросно-ответная речь;
пятый
этап – закрепление навыков
Охарактеризуем каждый из них. Содержание занятий на разных этапах логопедической работы.
Перед занятиями логопед проводит обследование: оно длится в течение месяца. Логопед вместе с воспитателем осуществляют целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляют структуру речевого нарушения, поведение, личностные характеристики детей.
Основная
задача этого периода –
Заикающихся
детей необходимо учить
В
процессе создания коллектива
также выявляет особенности
Логопед и воспитатель, каждый на своем занятии. Решают следующие коррекционные задачи: воспитание усидчивости, внимания, подражательности; обучение выполнению правил игр; воспитание плавности, длительности выдоха, мягкой голосоподачи, ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица; обучение элементам логопедической ритмики; коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.
На
занятиях используются
Заканчивая
этап обследования, логопед оформляет
соответствующую документацию: тетрадь
№ 1 – речевая карта на каждого
ребенка; тетрадь № 2 – для
связи работы логопеда и
На
этапе обследования
После
обследования проводится