Техника обучения передвижения на лыжах

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:28, реферат

Описание работы

В основе формирования двигательного навыка лежит условно
рефлекторная деятельность человека. В процессе обучения приему или
действию в коре больших полушарий возникает комплекс условных
рефлексов, называемый динамическим двигательным стереотипом.
Процесс образования двигательных навыков состоит из трех тесно
взаимосвязанных фаз: образование, закрепление и совершенствование.
В первой фазе создается общее представление об изучаемом приеме
или действии.

Работа содержит 1 файл

техника обучения передвижения на лыжах.docx

— 57.31 Кб (Скачать)

подготовки  этот метод может играть роль основной формы занятий

(подготовки). Соревнования, при достижении определенного  уровня

тренированности, играют важную роль в развитии специальной

подготовленности  лыжников, дальнейшего совершенствования  техники и

тактики, в воспитании специальных волевых качеств, в  достижении

наивысшей спортивной формы. Они имеют большое значение для

дальнейшего совершенствования  тактики лыжника, приобретения опыта  в

борьбе с  различными соперниками и в разнообразных  условиях.

Контрольный метод - проверка подготовленности военнослужащих по

лыжной подготовке. С этой целью проводятся заранее  запланированные

испытания по одному из упражнений программы обучения. Контроль за

ростом подготовленности и уровнем развития отдельных  физических качеств

должен проводиться  регулярно (ежемесячно в зимнее время).

При планировании подготовки следует помнить, что  ни один из

методов не может  считаться универсальным, ни один из них не обеспечит

всесторонней  и специальной подготовки лыжников и не приведет к

достижению  высоких результатов. Сужение круга  применяемых методов

приводит к  однообразной работе. Это значительно  снижает эмоциональность

занятий, повышает психическую напряженность и  отрицательно сказывается

на работоспособности  лыжников в целом.

Все методы в  зависимости от поставленных задач, периодов и этапов

подготовки, возраста и индивидуальных особенностей, квалификации и

тренированности лыжников должны применяться в комплексе  с целью

достижения  высоких результатов.

Для развития волевых  и физических качеств, обучения технике  и

тактике, повышения  уровня функциональной подготовки применяется

широкий круг различных  упражнений. Каждое из применяемых  упражнений

оказывает на организм лыжника многообразное воздействие, но решение тех

или иных задач  подготовки зависит от целенаправленного  применения

определенных  упражнений. Точный выбор упражнений определяет

эффективность лыжной подготовки на всех ее этапах. При  подборе

упражнений  следует исходить из взаимодействия навыков при обучении и

физических  качеств, при тренировке, используя  их положительный перенос с

одного упражнения на другое.

В лыжных гонках при подборе упражнений необходимо учитывать

больший или  меньший перенос навыков и  качеств с различных применяемых

упражнений  на способы передвижения на лыжах.

Все физические упражнения, применяемые в подготовке лыжников,

делятся на три  основные группы:

1. Упражнения  лыжных гонок. В эту группу  входят все способы

передвижения  на лыжах (лыжные ходы, спуски, подъемы, повороты и т.д.).

2. Общеразвивающие упражнения, подразделяющиеся, в свою очередь, на

две подгруппы:

· общеразвивающие подготовительные;

· упражнения из других видов спорта.

В первую подгруппу  включаются разнообразные упражнения без

предметов и  с предметами (набивные мячи, гантели, отягощения, ядра и др.).

Сюда же включаются упражнения с сопротивлением партнеров  и упругих

предметов (амортизаторы резиновые, пружинные и т.п.).

Во вторую подгруппу  входят упражнения из легкой атлетики, гребли,

спортивных  игр, плавания и др. Они применяются  в основном в бесснежное

время года для  развития физических качеств, необходимых  лыжнику.

Упражнения  подбираются так, чтобы наблюдался наибольший

положительный перенос физических качеств с  применяемого вида на

основной вид - лыжные гонки. Для развития выносливости применяется

кроссовый бег  по пересеченной местности; для развития силовой

выносливости - длительная гребля; для развития ловкости, координации

движений и  быстроты u8212 — спортивные игры (баскетбол, гандбол, футбол).

3. Специальные  упражнения разделяющиеся на две подгруппы:

· специально-подготовительные;

· специально-подводящие.

Специально-подготовительные упражнения применяются для развития

физических  и волевых качеств, применительно  к лыжным гонкам, а

специально  подводящие - с целью изучения элементов  техники способов

передвижения  на лыжах.

В группу специальных упражнений включаются упражнения,

избирательно  воздействующие на отдельные группы мышц, участвующие в

определенных  движениях, в способах передвижения на лыжах (например, в

отталкивании), а также широкий круг имитационных упражнений (на месте и

в движении). Имитационные упражнения могут применяться как  для

совершенствования отдельного элемента техники, так и  для нескольких

элементов (в  связке). Применение тренажеров расширяет  возможности

воздействия специальных  упражнений. Круг специальных упражнений,

применяемых в  тренировке лыжников достаточно широк. Одни и те же

упражнения, в  зависимости от поставленных задач  и методики применения,

могут быть использованы и как подготовительные, и как подводящие.

В подготовке лыжников сложился широкий круг упражнений, которые

классифицирующихся по преимущественному воздействию на развитие

отдельных физических качеств. Это разделение условно, так  как параллельно

с этими качествами развиваются и другие.

Упражнения  для развития выносливости:

· бег на средние и длинные дистанции (по дорожке и кросс);

· смешанное передвижение по пересеченной местности (чередование

ходьбы и  бега, бега и имитации в подъемы);

· гребля;

· плавание на средние и длинные дистанции;

· езда на велосипеде (по шоссе и кросс) и др.

Все упражнения на развитие выносливости выполняются  с умеренной

интенсивностью  и длительностью в зависимости  от этапа, периода, возраста

и подготовленности.

Упражнения  для развития силы:

· с отягощением собственным весом:

1) сгибание  и разгибание рук в упоре  лежа и на брусьях;

2) подтягивание  на перекладине и кольцах;

3) переход из  виса в упор на перекладине  и кольцах (силой);

4) лазание по  канату без помощи ног;

5) приседание  на одной и двух ногах;

6) поднимание  ног в положении лежа или  в висе на гимнастической стенке

- в угол и,  наоборот, поднимание туловища в  положении лежа, ноги

закреплены;

· с внешними отягощениями (штанга, гири, гантели, набивные мячи,

камни и другие подсобные предметы):

1) броски, рывки,  толчки и жимы указанных предметов  одной или двумя

руками в  различных направлениях;

2) вращательные  движения руками и туловищем  с предметами и наклоны с

ними;

· в сопротивлении с партнером (различные движения руками, туловищем

и т.д.), передвижение на руках в упоре, партнер поддерживает за ноги,

скачки в  таком же положении и т.п.;

· с сопротивлением упругих предметов (резиновыми амортизаторами и

бинтами, эспандерами) в различных положениях, разнообразные

движения для  всех групп мышц;

· на тренажерах. Используются разнообразные тренажеры с тягами через

блоки и отягощениями для всех частей тела и групп мышц в различных

положениях;

· физический труд (покос травы, рубка дров и др.).

Величина отягощений, количество повторений, интервалы отдыха и

сочетание упражнений подбираются в зависимости от возраста,

подготовленности  и квалификации лыжников, уровня развития силы

отдельных групп  мышц.

Упражнения  для развития быстроты:

· бег на короткие дистанции (30 — 100 м);

· прыжки в высоту и длину с места (одиночные, тройные, пятерные и

т.п.) и с разбега;

· беговые упражнения спринтера;

· спортивные игры.

Все упражнения на развитие быстроты выполняются с максимальной

скоростью, количество повторений до начала снижения интенсивности,

зависит от возраста и подготовленности лыжников.

Упражнения  для развития ловкости:

· спортивные игры;

· элементы акробатики (гимнастики);

· прыжки и прыжковые упражнения с дополнительными движениями,

поворотами  и вращениями;

· специальные упражнения для развития координации движений. При

развитии ловкости необходимо постоянно обновлять комплексы

· упражнений, так как они оказывают u1101 эффект лишь до тех пор, пока

являются для  лыжника новыми.

Упражнения  для развития гибкости:

· маховые и пружинистые с увеличением амплитуды (для рук, ног и

туловища);

то же с помощью  партнера (для увеличения амплитуды).

Все упражнения на развитие гибкости используются многократно,

повторно с  постепенным увеличением амплитуды, лучше их выполнять

сериями по несколько  повторений в каждой.

Упражнения  для развития равновесия:

маховые и вращательные движения (для рук, ног и туловища),

приседания  на уменьшенной опоре;

то же на повышенной опоре;

то же на неустойчивой (качающейся) опоре;

ходьба, бег  и прыжки на тех же видах опоры;

специальные упражнения для развития вестибулярного аппарата.

Информация о работе Техника обучения передвижения на лыжах