Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:51, реферат
Эритроциты - красные кровяные клетки, имеющие форму круглой вогнутой пластинки диаметром 8 и толщиной 2-3 мкм, заполнены особым белком - гемоглобином, который способен образовывать соединение с кислородом (оксигемоглобин) и транспортировать его из легких к тканям, а из тканей переносить углекислый газ к легким, осуществляя таким образом дыхательную функцию. Продолжительность жизни эритроцита в организме 100-120 дней. Красный костный мозг вырабатывает до 300 млрд молодых эритроцитов, ежедневно поставляя их в кровь
Физиологические системы организма 3
Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека 7
Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности 9
Утомление при физической и умственной работе. Восстановление. 11
Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности. 13
Способность
организма быстро приспосабливаться
к изменениям окружающей среды реализуется
благодаря специальным
Высшим отделом анализатора является корковый отдел. Перечислим названия анализаторов, о роли которых в жизнедеятельности человека многим известно. Это кожный анализатор (тактильная, болевая, тепловая, холодовая чувствительность); двигательный (рецепторы в мышцах, суставах, сухожилиях и связках возбуждаются под влиянием давления и растяжения); вестибулярный (расположен во внутреннем ухе и воспринимает положение тела в пространстве); зрительный (свет и цвет); слуховой (звук); обонятельный (запах); вкусовой (вкус); висцеральный (состояние ряда внутренних органов).
Железы внутренней секреции, или эндокринные железы (рис. 2.13), вырабатывают особые биологические вещества - гормоны. Термин "гормон" происходит от греческого "hormo" - побуждаю, возбуждаю. Гормоны обеспечивают гуморальную (через кровь, лимфу, межтканевую жидкость) регуляцию физиологических процессов в организме, попадая во все органы и ткани. Часть гормонов продуцируется только в определенные периоды, большинство же - на протяжении всей жизни человека. Они могут тормозить или ускорять рост организма, половое созревание, физическое и психическое развитие, регулировать обмен веществ и энергии, деятельность внутренних органов. К железам внутренней секреции относят: щитовидную, околощитовидные, зобную, надпочечники, поджелудочную, гипофиз, половые железы и ряд других.
Некоторые
из перечисленных желез
Гормоны,
как вещества высокой биологической
активности, несмотря на чрезвычайно
малые концентрации в крови способны
вызывать значительные изменения в
состоянии организма, в частности
в осуществлении обмена веществ
и энергии. Они обладают дистанционным
действием, характеризуются
На человека воздействуют различные факторы окружающей среды. При изучении многообразных видов его деятельности не обойтись без учета влияния природных факторов (барометрическое давление, газовый состав и влажность воздуха, температура окружающей среды, солнечная радиация - так называемая физическая окружающая среда), биологических факторов растительного и животного окружения, а также факторов социальной среды с результатами бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека.
Из
внешней среды в организм поступают
вещества, необходимые для его
жизнедеятельности и развития, а
также раздражители (полезные и вредные),
которые нарушают постоянство внутренней
среды. Организм путем взаимодействия
функциональных систем всячески стремится
сохранить необходимое
Деятельность
всех органов и их систем в целостном
организме характеризуется
Природные
и социально-биологические факторы, влияющие
на организм человека, неразрывно связаны
с вопросами экологического характера. Экология (греч.
oikos - дом, жилище, родина + logos - понятие,
учение) - это и область знания, и часть
биологии, и учебная дисциплина, и комплексная
наука. Экология рассматривает взаимоотношения
организмов друг с другом и с неживыми
компонентами природы Земли (ее биосферы).
Экология человека изучает закономерности
взаимодействия человека с природой, проблемы
сохранения и укрепления здоровья. Человек
зависит от условий среды обитания точно
так же, как природа зависит от человека.
Между тем влияние производственной деятельности
на окружающую природу (загрязнение атмосферы,
почвы, водоемов отходами производства,
вырубка лесов, повышенная радиация в
результате аварий и нарушений технологий)
ставит под угрозу существование самого
человека. К примеру, в крупных городах
значительно ухудшается естественная
среда обитания, нарушаются ритм жизни,
психоэмоциональная ситуация труда, быта,
отдыха, меняется климат. В городах интенсивность
солнечной радиации на 15-20% ниже, чем в
прилегающей местности, зато среднегодовая
температура выше на 1-2ºС, менее значительны
суточные и сезонные колебания, ниже атмосферное
давление, загрязненный воздух. Все эти
изменения оказывают крайне неблагоприятное
воздействие на физическое и психическое
здоровье человека. Около 80% болезней современного
человека - результат ухудшения экологической
ситуации на планете. Экологические проблемы
напрямую связаны с процессом организации
и проведения систематических занятий
физическими упражнениями и спортом, а
также с условиями, в которых они происходят.
Функциональная активность человека характеризуется различными двигательными актами: сокращением мышцы сердца, передвижением тела в пространстве, движением глазных яблок, глотанием, дыханием, а также двигательным компонентом речи, мимики.
На
развитие функций мышц большое влияние
оказывают силы гравитации и инерции,
которые мышца вынуждена
Предполагается и целым рядом научных работ доказывается, что труд создал человека. Понятие "труд" включает различные его виды. Между тем существуют два основных вида трудовой деятельности человека - физический и умственный труд и их промежуточные сочетания.
Физический труд - это вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов. Выполнение физической работы всегда связано с определенной тяжестью труда, которая определяется степенью вовлечения в работу скелетных мышц и отражающая физиологическую стоимость преимущественно физической нагрузки. По степени тяжести различают физически легкий труд, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Критериями оценки тяжести труда служат эргометрические показатели (величины внешней работы, перемещенных грузов и др.) и физиологические (уровни энергозатрат, частота сердечных сокращений, иные функциональные изменения).
Умственный труд - это деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе - гипотез и теории. Результат умственного труда - научные и духовные ценности или решения, которые посредством управляющих воздействий на орудия труда используются для удовлетворения общественных или личных потребностей. Умственный труд выступает в различных формах, зависящих от вида концептуальной модели и целей, которые стоят перед человеком (эти условия определяют специфику умственного труда). К неспецифическим особенностям умственного труда относятся прием и переработка информации, сравнение полученной информации с хранящейся в памяти человека, ее преобразование, определение проблемной ситуации, путей разрешения проблемы и формирование цели умственного труда. В зависимости от вида и способов преобразования информации и выработки решения различают репродуктивные и продуктивные (творческие) виды умственного труда. В репродуктивных видах труда используются заранее известные преобразования с фиксированными алгоритмами действий (например, счетные операции), в творческом труде алгоритмы либо вообще неизвестны, либо даны в неясном виде.
Оценка
человеком себя как субъекта умственного
труда, мотивов деятельности, значимости
цели и самого процесса труда составляет
эмоциональную составляющую умственного
труда. Эффективность его определяется
уровнем знаний и возможностью их
осуществить, способностями человека
и его волевыми характеристиками.
При высокой напряженности
Одна из важнейших характеристик личности - интеллект. Условием интеллектуальной деятельности и ее характеристикой служат умственные способности, которые формируются и развиваются в течение всей жизни. Интеллект проявляется в познавательной и творческой деятельности, включает процесс приобретения знаний, опыт и способность использовать их на практике.
Другой,
не менее важной стороной личности
является эмоционально-волевая сфера,
темперамент и характер. Возможность
регулировать формирование личности достигается
тренировкой, упражнением и воспитанием.
А систематические занятия
Учебный
день студентов насыщен
В теории и методике физического воспитания разрабатываются методы направленного воздействия на отдельные мышечные группы и на целые системы организма. Проблему представляют средства физической культуры, которые непосредственно влияли бы на сохранение активной деятельности головного мозга человека при напряженной умственной работе.
Занятия физическими упражнениями заметно влияют на изменение умственной работоспособности и сенсомоторики у студентов первого курса, в меньшей степени у студентов второго и третьего курсов. Первокурсники больше утомляются в процессе учебных занятий в условиях адаптации к вузовскому обучению. Поэтому для них занятия по физическому воспитанию - одно из важнейших средств адаптироваться к условиям жизни и обучения в вузе. Занятия физической культурой больше повышают умственную работоспособность студентов тех факультетов, где преобладают теоретические занятия, и меньше - тех, в учебном плане которых практические и теоретические занятия чередуются.
Большое
профилактическое значение имеют и
самостоятельные занятия
Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.
Утомление - это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала. Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.