Современные знания и основные принципы рационального питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:58, реферат

Описание работы

Итак, цель работы – изучить современные знания о рациональном питании, рассмотреть его основные принципы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Определить значение питания для организма, оценить состояние здоровья современного человека;
2. Выяснить, какое питание является рациональным, какие правила необходимо соблюдать, чтобы питание действительно было правильным;
3. Познакомится с открытиями ученых в области исследований пищеварения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Значение питания для организма………………………………………..5
2 Концепция рационального питания А.А.Покровского………………...7
2.1 Энергопотребление……………………………………………………7
2.2 Сбалансированное питание…………………………………………...9
2.3 Режим питания………………………………………………………..13
3 Теория рационального питания П.С.Брэгга……………………………15
4 Учение Г. Шелтона о рациональном питании…………………………18
5 Три правила питания М.Бирхера-Беннера……………………………...20
Заключение ………………………………………………………………...22
Список использованных источников и литературы……………………..23

Работа содержит 1 файл

Реферат по физ-ре.doc

— 111.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

Дисциплина: «Физическая культура»

Тема: Современные  знания и основные принципы рационального  питания 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Содержание

       Введение…………………………………………………………………….3

       1 Значение питания для организма………………………………………..5

       2 Концепция рационального питания А.А.Покровского………………...7

         2.1 Энергопотребление……………………………………………………7

         2.2 Сбалансированное питание…………………………………………...9

         2.3 Режим питания………………………………………………………..13

       3 Теория рационального питания  П.С.Брэгга……………………………15

       4 Учение Г. Шелтона о рациональном питании…………………………18

       5 Три правила питания М.Бирхера-Беннера……………………………...20

       Заключение  ………………………………………………………………...22

       Список  использованных источников и литературы……………………..23                                          

 

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Когда человек молод, здоров, он меньше всего  обращает внимание на сохранение своего здоровья. Есть мудрая пословица: «Что имеем – не храним, потерям –  плачем».

       О здоровье в любой возрастной период можно судить по способности организма  нормально функционировать во внешней среде и при ее изменениях, сохранять трудоспособность. Наряду с субъективной оценкой здоровья существует перечень объективных данных (т.е. результатов обследования), которые позволяют сделать заключение о состоянии здоровья.

       Одним из факторов этих данных является питание. Каждому известно, что без питания жизнь невозможна. Вот почему многие выдающиеся мыслители на протяжении всего существования человечества уделяли внимание вопросам питания. Только один перечень этих имен способен убедить в том, что питание – одна из важнейших и сложнейших проблем. Она волновала Гиппократа и Авиценну, Бэкона и Дарвина, А.Н.Герцена и М.Горького, И.И.Мечникова и И.М.Сеченова, Н.И.Пирогова и И.П.Павлова. Этот список можно было бы продолжать, но и названные имена убеждают, насколько актуальной всегда была проблема питания человека.

       Понятие «достаток» традиционно связано, прежде всего, с количеством пищи. А вот вопрос качества находится на втором месте. Так было во все времена, и осталось в наши дни. Благополучие нации оценивают по количеству потребления основных пищевых продуктов (молоко, мясо, птица, рыба и т.д.) на душу населения за год. По этим показателям и оценивают, в сущности, благополучно то или иное государство или нет. Да и в повседневной жизни мы оцениваем достаток по тому, как туго набит холодильник у человека.

       Но  вот парадокс – мы живем все лучше, а чувствуем себя все хуже. По данным института питания РАМН россияне стремительно набирают вес – толстеют. Это факт. Статистика неподкупна. Уже 55% населения России страдают ожирением. И как следствие этого мы выходим на первые позиции в мире по смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.

       Почему  же так получается – живем лучше, а умираем чаще и тяжелее?

       Данная  проблема давно интересует меня, поэтому сегодня я постараюсь  детально рассмотреть вопрос питания, проанализировать учебную литературу, воспользоваться материалом из Интернета, чтобы, наконец, выяснить, как правильно питаться, чтобы быть здоровым.

       Итак, цель работы – изучить современные знания о рациональном питании, рассмотреть его основные принципы.

       Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

       1. Определить значение питания  для организма, оценить состояние здоровья современного человека;

            2. Выяснить, какое питание является рациональным, какие правила необходимо соблюдать, чтобы питание действительно было правильным;

       3. Познакомится с открытиями ученых в области исследований пищеварения. 
 
 
 
 
 
 
 

1 Значение  питания для организма

       Питание – химическое звено связи организма с внешней средой. Жизнь без питания невозможна. Организм – пища – среда образуют единое целое. Таким образом, единство организма с окружающей его природной средой, в которой он существует, реализуется в первую очередь через химические вещества, поступающие в него с пищей.

       Живой организм – это система, которая  постоянно обменивается со средой веществом  и энергией, и очень важно, как  этот обмен происходит. Он может  сбиться с нормы, стать неправильным – урезанным либо перенасыщенным. Сбой обязательно проявится в работе самой системы, т.е. отразится на организме. В связи с этим анатомия и физиология организма обусловлены тем, что он, будучи продуктом эволюции и естественного отбора, представляет собой сбалансированную живую саморегулирующуюся систему, которая функционирует по законам не только биологии, но также физики и химии.

       Биологическое значение питания для организма  многогранно:

       - пища служит источником энергии  для работы всех систем организма.  Часть энергии идет на так  называемый основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии полного покоя. Определенное количество энергии потребляется для переработки пищи в процессе пищеварения. Много энергии сгорает при работе мышечного аппарата;

       - пища поставляет организму «материал  для строительства» - пластические вещества, из которых строятся новые клетки и внутриклеточные компоненты: ведь организм живет, клетки его постоянно разрушаются, их надо заменять новыми;

       - пища снабжает организм биологически  активными веществами – витаминами, нужными, чтобы регулировать процессы жизнедеятельности;

       - пища играет информационную роль: она служит для организма химической  информацией. Информационная сущность  пищи заключается в определенной  молекулярной структурированности  пищевых веществ. Чем обширнее и многообразнее информация, тем больше ее ценностное содержание. Иначе говоря, чем шире диапазон питания организма (всеядность), тем более он приспособлен к среде обитания.

       Все вышесказанное подтверждает огромное значение рационального питания  в жизни каждого человека. Поэтому просто несерьезным выглядит сегодня пренебрежительное отношение вполне образованных людей к своему питанию. Академик А.А.Покровский констатировал: «Беспорядочное питание, к сожалению, довольно обычно для многих. Едят на ходу, что придется, забывают поесть во время, пренебрегают возрастными особенностями, условиями труда и климата, позволяя себе упрямо нарушать правила питания: одни переедая, надеясь на свой организм, другие, недоедая, из сугубо эстетических соображений – «для сохранения стройной фигуры»… Для того, чтобы пища приносила максимальную пользу, чтобы дети росли здоровыми и сильными, чтобы люди могли долго оставаться работоспособными, нужно, чтобы каждый понимал законы рационального питания, поэтому необходимо науку о питании сделать доступной и понятной для всех». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2 Концепция рационального питания  А.А.Покровского

       Какое же питание можно назвать рациональным? Рациональное питание – это достаточное  в количественном и полноценное  в качественном отношении питание, основа которого – сбалансированность, т. е. оптимальное соотношение всех компонентов пищи.

       Общепризнанной  является концепция рационального  питания, разработанная А.А.Покровским. Она предполагает включение в  рацион питания в определенном количестве всех необходимых организму питательных веществ шести основных типов: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных элементов и воды.

       Эту концепцию вполне можно назвать  концепцией адекватного питания, поскольку  сущность ее сводится к следующим  принципам: соответствию энергопотребления энергетическим трудам человека; сбалансированного питания; оптимальному режиму питания.

       2.1 Энергопотребление

       Оптимальное энергопотребление подразумевает определение энерготрат и энергии, содержащейся в том или ином количестве той или иной пищи. Общие энерготраты человека, называемые энергией основного обмена, или чаще общим обменом, и выражающие в единицах теплоты за единицу времени, складываются из следующих компонентов.

       Энергия основного обмена (основной обмен) –  минимальные энерготраты человека в положении лежа, натощак, при комфортной температуре, мышечном и эмоциональном покое. Эта энергия расходуется на поддержание основных процессов жизнедеятельности (деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной систем, системы терморегуляции) и минимального мышечного тонуса. Она зависит от возраста, роста и массы тела, а также от пола (при прочих равных условиях у мужчин несколько больше, чем у женщин). В среднем у здорового взрослого человека значение основного обмена равно 1 ккал/кг массы в час и понижается на 0,4% с каждым годом жизни в возрасте после 30 лет  и повышается на ту же величину в возрасте до 30 лет.

       Энергия специфического динамического действия пищи (СДДП) расходуется на процессы пищеварения и превращения пищевых  веществ. Понятно, что значение энергии СДДП зависит от количества и характера съеденной пищи. При обычном смешанном питании энергия СДДП в среднем равна 10-15% уровня основного обмена.

       Энергия рабочей прибавки, расходуемая на деятельность (работа по профессии, домашний труд, активный отдых и т.д.) напрямую зависит от интенсивности и продолжительности работы.

       Определив общие энерготраты человека (подсчитав его общий обмен), можно так составить его пищевой рацион, чтобы энергия, поступившая в организм с пищей, была равна затраченной.

       Энергетическая (калорическая) ценность пищевых продуктов  определяется следующим образом. Продукты, которые мы едим, включают пищевые  вещества: белки, жиры и углеводы. Образующуюся в организме в процессе превращения  пищевых веществ энергию принято измерять в единицах тепловой энергии – килокалориях или килоджоулях (1 ккал = 4,186 кДж). Каждое из пищевых веществ обладает своим калорическим коэффициентом – количеством энергии, образующимся в процессе сгорания 1г. пищевого вещества. Для белков и углеводов калорический коэффициент равен 4 ккал, для жиров – 9 ккал. Зная общий обмен человека и калорические коэффициенты пищевых веществ, можно так составить пищевой рацион, чтобы первый принцип концепции рационального питания (соответствие энерготрат энергопотреблению) был реализован. 
 
 
 

            2.2 Сбалансированное питание

       Сбалансированным  следует называть питание, в котором  обеспечены оптимальные соотношения  пищевых и биологически активных веществ, способных проявлять в  организме максимум своего полезного биологического действия. При сбалансированном питании предусматриваются оптимальные количественные и качественные взаимосвязи основных пищевых и биологических активных веществ – белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных элементов.

       Особое значение придается сбалансированности незаменимых, так называемых эссенциальных веществ, не синтезируемых в организме или синтезируемых с недостаточной скоростью и в ограниченном количестве.

       К основным незаменимым компонентам  в питании человека относятся 8 – 10 незаменимых аминокислот, 3 – 5 полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), все витамины и большинство минеральных элементов.

       К незаменимым веществам относятся  также и некоторые природные  физиологические комплексы высокой  биологической активности: фосфолипиды, белково-лецитиновые комплексы, глюкопротеиды, фосфопротеиды и другие комплексные соединения, находящиеся в пищевых продуктах или рационе питания человека.

       К заменимым пищевым веществам  относятся жиры и углеводы. Поступление  с пищей незаменимых пищевых веществ является обязательным. Нужны в питании и заменимые пищевые вещества, так как при недостатке последних на их образование в организме расходуются другие питательные вещества и нарушаются обменные процессы. Потребность взрослого человека в незаменимых компонентах в сбалансированном питании составляет более 50. Потребность человека в пищевых и биологически активных веществах приведена в таблице 1. 
 
 
 

Таблица 2 – Формула сбалансированного  питания взрослых (по А.А.Покровскому)

Пищевые вещества Суточная потребность
1 2
Вода, г

в том  числе

   питьевая (вода, чай, кофе и т.д.)

   в супах

   в продуктах питания

1750 – 2200 

  800 – 1000

250 –  500

                   700

Белки, г

в том  числе животные

80 – 100

                    50

Незаменимые аминокислоты, г

   триптофан

   лейцин

   изолейцин

   валин

   треонин

   лизин

   метионин

  фенилаланин

 
                      1

                      4 – 6

                      3 – 4

                      3 – 4

                      2 – 3

                      3 – 5

                      2 – 4

                      2 - 4

Заменимые аминокислоты, г

   гистидин

   аргинин

   цистин

  тирозин

  аланин

   серин

   глутаминовая кислота

   аспаригиновая кислота

   пролин

   гликокол

 
                  1,5 – 2

                     5 – 6

                     2 – 3

                     3 – 4

                     3

                     3

                    16

                      6

                      5

                      3

Углеводы, г

   в том числе:

   крахмал

   моно- и дисахариды

                 400 – 500 

                 400 – 450

                    50 - 100

Органические  кислоты (лимонная, молочная и т.п.), г                2
Балластические  вещества (клетчатка и пектин), г               25

Информация о работе Современные знания и основные принципы рационального питания