Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений и доступных средств физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 00:44, реферат

Описание работы

Движение – это жизнь. С этим известным утверждением не поспоришь. Старение и угасание организма начинаются с ограничения подвижности. Поэтому за возможность передвигаться нужно бороться как за саму жизнь. В любом случае, если даже человек перенес тяжелую травму и был надолго прикован к постели, его спасение – в восстановлении двигательной активности.
Физическая активность – одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Она рассматривается как естественно-биологическая потребность живого организма на всех этапах онтогенеза. Физическая активность, регламентированная в соответствии с медицинскими показаниями, является важнейшим фактором коррекции образа жизни человека.

Содержание

Введение 3
Общее описание заболевания 4
Физическая активность при данном заболевании 10
Гигиеническая направленность физических упражнений 12
Тренировочная направленность физических упражнений 18
Примерный комплекс упражнений при данном заболевании и дозировка 19
Заключение 26
Список используемой литературы 27

Работа содержит 1 файл

Физ-ра тема1.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

    Специально  подобранные физические упражнения при этом последовательно обеспечивают необходимые для компенсации  реакции со стороны внутренних органов; активизируют афферентную сигнализацию от внутренних органов, сознательно вовлекаемых в компенсацию, сочетая ее с афферентацией, поступающей от участвующих в движении мышц; обеспечивают желаемое сочетание двигательного и вегетативного компонентов движения и их условно-рефлекторное закрепление. Эти механизмы наиболее легко используются при заболеваниях легких, поскольку дыхательная функция может сознательно регулироваться во время выполнения упражнений. При заболеваниях одного легкого (или после оперативного вмешательства) можно, например, сформировать компенсаторное усиление функции другого, здорового легкого за счет замедленного и углубленного активного выдоха.

    При заболеваниях желудочно-кишечного  тракта, почек и обмена веществ сложно формировать компенсацию. Но, применяя специальные физические упражнения, можно активизировать, например, недостаточную или тормозить чрезмерную моторную или секреторную функцию желудочно-кишечного тракта в целях компенсации нарушений его деятельности. Эта компенсация может стать эффективной в отношении изменений секреторной и моторной функции, обусловленных приемом пищи (диетическое питание), минеральной воды (в зависимости от кислотности), лекарственных веществ и т.д. 

Примерный комплекс упражнений при данном заболевании и дозировка

     Занятия ЛФК начинают проводить после  стихания острых явлений по мере улучшения  общего состояния больного, прекращения  резких болей и нормализации температуры.

     Лечебная  физкультура при пиелонефрите является средством патогенетической терапии, позволяющей уменьшить воспалительные изменения в почечной ткани, улучшить и нормализовать состояние почечной функции.

     Основные  задачи ЛФК при пиелонефрите:

♦ обеспечить полноценное кровообращение в почках;

♦ улучшить отток мочи и уменьшить застойные явления в мочевыделительной системе;

♦ повысить неспецифическую сопротивляемость организма;

♦ улучшить регуляцию обменных процессов;

♦ нормализовать  артериальное давление;

♦ сохранить  и восстановить нормальную физическую работоспособность.

     В занятия ЛФК при пиелонефрите включают общеразвивающие упражнения из исходных положений стоя, лежа и сидя с умеренной физической нагрузкой. Из специальных упражнений используют диафрагмальное дыхание и упражнения в расслаблении. Для устранения застойных явлений в мочевыделительной системе целесообразно включать поглаживающий массаж и элементы вибрации области живота.

      Упражнения  для мышц брюшного пресса включают с осторожностью, избегая увеличения внутрибрюшного давления и, особенно, натуживания. Темп выполнения большинства упражнений медленный и средний, движения плавные, без рывков. Под дозированием физической нагрузки в ЛФК следует понимать установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как одного физического упражнения, так и какого-либо комплекса (утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, прогулки и др.). Физическая нагрузка должна быть адекватной состоянию больного и его физическим возможностям.

      Основные  критерии дозировки при проведении лечебной гимнастики:

      а) подбор физических упражнений;

      б) количество повторений;

      в) плотность нагрузки на протяжении процедуры (занятия);

      г) продолжительность  процедуры.

      Кроме того, общая физическая нагрузка подразделяется на 3 степени. Большая  нагрузка (А) – без  ограничения выбора физических упражнений, применяемых в ЛФК; средняя нагрузка (Б) исключает бег, прыжки и более сложные гимнастические упражнения; слабая нагрузка (В) допускает применение элементарных гимнастических упражнений, преимущественно для рук и ног в сочетании с дыхательными упражнениями.

      Дозировка прогулок по ровному  месту определяется в основном расстоянием, продолжительностью и темпом ходьбы. Дозировка терренкура определяется длительностью, рельефом дорожки, количеством  остановок для  отдыха и номером  маршрута. Маршруты ближнего туризма дозируются их продолжительностью, рельефом местности и темпом ходьбы, а также соотношением продолжительности ходьбы и отдыха на привалах. Дозировка оздоровительного бега (трусцой) предусматривает сочетание бега, ходьбы и дыхательных упражнений с учетом постепенного возрастания продолжительности бега. Дозировка нагрузки при купании и плавании зависит от температуры воды и воздуха, активности занимающегося и продолжительности процедуры. Прогулочная гребля дозируется чередованием движений гребца с паузой для отдыха, сменой гребцов и использованием привалов для отдыха на берегу. При прогулках на лыжах и катании на коньках дозировка нагрузки определяется продолжительностью и темпом передвижения, а также паузами для отдыха.

      Курс  ЛФК подразделяют на 3 периода:

      1)        вводный (3–10 дней);

      2) основной, или тренировочный (время пребывания на лечении);

      3) заключительный (3–5 дней).

      Различают индивидуальный, групповой  и самостоятельный  методы проведения лечебной гимнастики. Объем  лечебной гимнастики должен соответствовать режиму движений больного.

      При построении процедур лечебной гимнастики следует учитывать, что она состоит  из трех разделов: вводного, основного и заключительного. В отдельных случаях  лечебная гимнастика может включать 2–5 разделов, отражающих общие и частные особенности методики. Физиологическая кривая нагрузки строится по принципу многовершинной кривой. В первой половине курса лечения увеличение и уменьшение нагрузки выражены меньше, чем во второй половине. В течение первой четверти процедуры нагрузка возрастает, а на протяжении последней четверти снижается. На основной раздел процедуры в первой половине курса лечения приходится 50% времени предназначенного для проведения всей процедуры, а во второй половине курса лечения несколько больше.

      Для более правильного  использования физических упражнений при построении методики лечебной гимнастики рекомендуют учитывать  следующие приемы:

      1) выбор исходных  положений;

      2) подбор физических  упражнений по  анатомическому признаку;

      3) повторяемость, темп и ритм движений;

      4) амплитуду движений;

      5) точность выполнения  движений;

      6) простоту и сложность  движений;

      7) степень усилия  при выполнении  физических упражнений;

      8) использование дыхательных  упражнений;

      9) эмоциональный фактор.

      Методика  применения дыхательных упражнений имеет важное значение в практике ЛФК. Дыхательные упражнения, не предъявляя больших требований к больному, стимулируют функцию внешнего дыхания. В лечебной гимнастике дыхательные упражнения применяют с целью:

      1) обучения больного правильному дыханию;

      2) снижения физической  нагрузки (метод дозировки);

      3) специального (направленного)  воздействия на  дыхательный аппарат.

      Единственно правильный тип дыхания  – полное дыхание, когда в акте дыхания  участвует весь дыхательный  аппарат.

      Одним из методических условий применения дыхательных упражнений является использование оптимального соотношения гимнастических и дыхательных упражнений. Чем тяжелее состояние больного, тем чаще между гимнастическими движениями включают дыхательные упражнения.

      Применять упражнения в глубоком дыхании следует  после выраженных физических нагрузок. Задержка дыхания  на вдохе не оправдана, а на выдохе допустима  на 1–3 с, чтобы стимулировать  последующий вдох. При сочетании  дыхательных фаз  с движениями следует  принимать во внимание следующее:

      1) вдох должен соответствовать  выпрямлению корпуса,  разведению или  поднятию рук и  моменту наименьшего  усилия в упражнении;

      2) выдох должен соответствовать  сгибанию корпуса,  сведению или опусканию  рук и моменту  наибольшего усилия  в упражнении.

Комплекс  упражнений при пиелонефрите

Упражнение  1. Ходьба в течение 2–3 минут. Дышать через нос. Вдох – на счет 1–2; выдох – на счет 3–6; пауза – на счет 7–8. Ходить свободно, пружинисто, делать шаг от бедра, а не от колена, не горбиться.

Упражнение 2. Исходное положение (ИП) – стоя, руки на поясе. На счет 1 – выпад правой ногой вперед, на счет 2 вернуться в ИП. То же левой ногой. Темп средний, дыхание произвольное. Повторить по 3–4 раза каждой ногой.

Упражнение 3. ИП – стоя, ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Слегка присесть, обхватив колени руками. Делать круговые движения в коленных суставах и пояснице одновременно вправо и влево по 5–6 раз. Дыхание произвольное (рис. 2).

Упражнение 4. ИП – стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью. На счет 1 достать правым коленом правый локоть; на счет 2 вернуться в ИП. То же левой ногой. Повторить по 5–6 раз каждой ногой.

Упражнение 5. ИП – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счет 1–2 повернуть туловище вправо, развести руки в стороны – вдох; на счет 3–4 вернуться в ИП – выдох. То же – в другую сторону. Повторить по 5–6 раз в каждую сторону.

Упражнение 6. ИП – стоя, ноги на ширине стопы, руки в стороны. На счет 1–4 вращать прямыми руками вперед с одновременным полуприседанием. То же, вращая руками назад. Повторить по 5–6 раз.

Упражнение 7. ИП – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. На счет 1–3 – три пружинящих наклона влево, левая рука скользит по ноге вниз, правая вверх – вдох; на счет 4 вернуться в ИП – выдох. То же – в другую сторону. Повторить по 4–6 раз.

Упражнение 8. ИП – стоя, ноги вместе, руки опущены. На счет 1 – мах правой ногой в сторону, руки в стороны; на счет 2 вернуться в ИП; на счет 3 – полуприсесть, руки вперед; на счет 4 вернуться в ИП. То же – с левой ноги. Повторить по 4–5 раз.

Упражнение 9. ИП – стоя, ноги на ширине плеч. Взяться руками за концы гимнастической палки, держать ее перед грудью и, словно пружину, «растягивать» в стороны. Дыхание произвольное. Повторить упражнение 5–6 раз.

Упражнение 10. ИП – стоя, ноги на ширине плеч. Гимнастическая палка – сзади на уровне поясницы. Взяться за концы палки обеими руками и растереть ею спину снизу вверх, от крестца до лопаток, затем ягодицы. Дыхание произвольное. Повторить 5–6 раз (рис. 3).  

                                                                                Рис. 3                                             Рис.4

Упражнение 11. ИП – стоя, ноги на ширине плеч. Гимнастическая палка – на уровне живота. Взяться за концы палки и энергично растереть палкой живот по часовой стрелке. Дыхание произвольное. Повторить 5–6 раз (рис. 4).

Упражнение 12. ИП – сидя на полу (на коврике), ноги прямые, максимально разведены в стороны. Вдохнуть, сделать мягкие пружинящие наклоны, доставая двумя руками носок правой ноги, – выдох. Вернуться в ИП – вдох. То же, доставая носок левой ноги. Повторить 4–5 раз в каждую сторону (рис. 5).

Упражнение 13. ИП – сидя на стуле, правая нога согнута, левая выпрямлена. На счет 1–8 смена положений ног. Дыхание произвольное. Повторить 2–3 раза.

Упражнение 14. ИП – сидя на стуле, руки опущены. Встать, поднимаясь на носки, руки вперед – вдох, вернуться в ИП – выдох. Повторить 5–6 раз.

Упражнение 15. ИП – сидя на стуле. Растереть гимнастической палкой ноги от колена до паховой области и от стопы до колена 4–5 раз. Положив палку на пол, прокатать столько же раз стопы (подошву, внутреннюю и наружную стороны стоп). Дыхание произвольное. 

Информация о работе Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений и доступных средств физической культуры