Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:33, контрольная работа
Цель: разработать систему подвижных игр для детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения, обучающихся в специальной (коррекционной) образовательной школе 3-4 вида.
Данная цель определяет постановку следующих задач:
· Показать особенности физического развития и двигательных функций у учащихся младших классов с нарушениями зрения;
· Показать значение подвижных игр в физическом развитии младших школьников с нарушениями зрения;
· Описать систему подвижных игр для детей с нарушениями зрения;
· Показать результаты использования системы подвижных игр на уроках физической культуры.
Введение
1. Теоретические основы рекреации и рекреационных занятий
1.1 Понятие и сущность рекреации и рекреационно-оздоровительных занятий
1.2 Особенности детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения зрения
1.3 Особенности физического развития и двигательных нарушений детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
2. Практические основы рекреационно-оздоровительных занятий
2.1 Организация исследования
2.2 Система подвижных игр для детей с нарушениями зрения на уроках физической культуры
2.3 Результаты формирующего эксперимента
Заключение
Литература
Обобщая изложенное, можно сделать следующее заключение:
· адаптивная двигательная рекреация
является эффективным способом преодоления
замкнутого пространства ребенка с
нарушениями в развитии, создает
условия психической
· это биологически оправданная, саморегулируемая двигательная активность, инициирующая физиологические процессы, поддерживающая общую работоспособность, укрепляющая здоровье и защитные свойства организма от неблагоприятных воздействий;
· это интересное развлечение, добровольная форма двигательной активности, связанная с преодолением трудностей, проявлением эмоций, характера, физических, психических, интеллектуальных способностей, возможностью саморазвития личности и приобщения ее к систематическим занятиям физическими упражнениями, т.е. к активному формированию здорового образа жизни.
Перечисленные достоинства дают основание
с полным правом считать, что в
процессе рекреационно-оздоровительной
деятельности комплексно реализуются
следующие педагогические и социальные
функции, складывающиеся естественным
образом за счет использования физических
упражнений и путем формирования
множественных внешних связей: гедонистическая,
оздоровительно-
Перечисленные функции двигательной рекреации носят объективный характер и имеют отражение в реальной практике.
Это дает основание считать, что адаптивная двигательная рекреация с ее многообразными функциями представляет собой вид общей культуры человека, является потребностью общественного развития и выступает как социальная ценность.
1.2 Особенности детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения зрения
Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности.
Особенности внимания. Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности - низкому объему внимания, хаотичности. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей. Поэтому у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.
Особенности памяти. Дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Ограниченный объем, сниженная скорость, и другие недостатки запоминания детей с нарушениями зрения имеют вторичный характер. У детей с нарушениями зрения увеличивается роль словесно-логической памяти. Выявлена слабая сохранность зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объем кратковременной слуховой памяти у всех категорий детей с нарушениями зрения высокий. Образцы памяти незрячих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к быстрому угасанию. Процессы памяти зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений. Образование и запоминание у незрячих точных и простых движений требует 8-10 повторений, в то время как у нормально видящих 6-8 повторений.
Особенности восприятия. У детей с деривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий, но они могут только изменить тип восприятия, но не влияют на физиологический механизм восприятия. У слабовидящих доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Объем внимания у младших школьников мал. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или отдельные элементы движений. У незрячих и детей с остаточным зрением основные формы восприятия - осязательно-двигательная и зрительно-слуховая.
Особенности мышления. Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию. При сохранном интеллекте мыслительные процессы развиваются, как у нормально видящих сверстников. Однако наблюдаются некоторые отличия. У детей с нарушениями зрения сужены понятия об окружающем мире, суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены. У слабовидящих отмечается словесно-логическое и наглядно-образное мышление.
1.3 Особенности физического
развития и двигательных
Физическое воспитание детей с нарушениями зрения является важной составной частью воспитания. Оно направлено на всестороннее развитие детей, подготовку их к жизни и труду, формирование двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физической подготовленности, повышение работоспособности.
Одной из важнейших задач физического
воспитания таких детей является
коррекция двигательных недостатков,
возникающих в результате нарушения
зрения. У детей с нарушением зрения
отмечается отставание в физическом
развитии: росте (от 5 до 13 см), массе
тела (от 3 до 5%), жизненной емкости
легких, объеме грудной клетки (до 4,7
см) и других антропометрических показателях.
У большинства детей
При нарушении зрения у детей
существенно снижается
Нарушение зрения затрудняет пространственную
ориентировку, задерживает формирование
двигательных навыков, ведет к снижению
двигательной и познавательной активности.
У некоторых детей отмечается
значительное отставание в физическом
развитии. В связи с трудностями,
возникающими при зрительном подражании,
овладении пространственными
Эффективность процесса физического
воспитания детей с нарушениями
зрения требует комплексной
В процессе физического воспитания необходим индивидуальный и дифференцированный подход к детям, учитывающий клинические формы и характер нарушений зрения, аномалий развития, тяжесть зрительной патологии, а также систематический контроль за динамикой физического развития и двигательных способностей учащихся, степенью исправления двигательных нарушений.
Система физического воспитания детей с нарушениями зрения включает: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, прогулки, игры и пр.), обязательные занятия физической культурой, занятия в кружках и группах общей физической подготовки, спортивных секциях, ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнования, походы и др.
Таким образом, содержание занятий
по физической культуре определяет характер
формирования двигательных функций, дифференцированный
подход упражнений, что способствует
улучшению, а также выравниванию
показателей физического
Под влиянием направленного физического
воспитания и применения системы
коррекционных занятий
Младший школьный возраст является
наиболее благоприятным, сенситивным
для освоения различных видов
деятельности, формирования у школьников
привычки к систематическим занятиям
физическими упражнениями, привития
навыка здорового образа жизни, обеспечивающего
реализацию личностных, жизненных потенциалов
детей с нарушением зрения. В младшем
школьном возрасте развиваются мышечно-
2. Практические основы
рекреационно-оздоровительных
2.1 Организация исследования
Экспериментальной базой исследования являлась специальная (коррекционная) образовательная школа 3-4 вида для детей с отклонениями в развитии. В качестве испытуемых выступили дети 3 класса.
Исследование было организованно в несколько этапов:
· Проведение диагностики физического развития;
· Разработка системы подвижных игр;
· Проведение системы подвижных игр на уроках физической культуры;
· Проведение диагностики физического развития по завершению проведения системы подвижных игр на уроках физической культуры.
Исследование определяет постановку следующих задач:
· Продиагностировать детей по следующим двигательным качествам: быстрота, сила, гибкость, скоростно-силовые качества;
· Разработать систему подвижных игр;
· Провести систему подвижных игр на уроках физической культуры;
· Про диагностировать детей после проведения системы подвижных игр.
Анализ данной подготовки показывает, что нарушение зрения у детей младшего школьного возраста негативно сказывается на двигательную подготовленность. Причиной этого является то, что учащиеся не могут правильно организовать свои двигательные возможности. Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.
2.2 Система подвижных игр для детей с нарушениями зрения на уроках физической культуры
При выборе подвижных игр педагог, прежде всего, должен четко уяснить себе цель проведения намечаемой игры, определить, какие задачи решаются в игре, почувствовать все игровые ситуации.
Большинство подвижных игр направлено
на закрепление и
При подборе инвентаря, пособий и атрибутов для организации игры, а также при подготовке места для проведения игры со слабовидящими детьми необходимо учитывать специфику дефекта по зрению. Выбирая инвентарь и аксессуары для игры, педагог должен использовать озвученную атрибутику.
С большой осторожностью следует относиться к проведению динамичных эстафет, где одновременно выбегают и перемещаются в пространстве два и более игроков.
Для проведения игр определяют игровое пространство: площадку, спортзал, коридор, поляну. Определяя размер площадки, продолжительность игры, ее вариативность и количество играющих, важно учитывать возможности детей, возрастные и типологические особенности.
Подготовка и проведение игры требует от педагога четкой, продуманной системы организации. Он должен тщательно изучить содержание и процессуальную сторону игры, ее правила, представить себе возможные отклонения, которые могут возникнуть при ее проведении, и реакцию детей на них.
Для правильной организации игр и с целью устранения конфликтов между детьми необходимо предварительно разучить интересные эмоциональные считалки.
При проведении подвижных игр педагог
всегда должен находиться в таком
месте, чтобы суметь вовремя прийти
на помощь играющим, видеть весь процесс
игры. Если игра незнакома детям, то
перед ее организацией должны быть
обыграны элементы игровых ситуаций,
из которых состоит игра. Кроме
того, ее началу должны предшествовать
эмоциональный рассказ-
При организации и проведении игр педагог должен использовать различные педагогические методы: групповой, индивидуальный, соревновательный, метод варьирования, то есть внесения новых вариантов игры.
Проводить игры следует так, чтобы дети самостоятельно продолжали играть, находя удовольствие и удовлетворение в выполнении все более усложняющихся правил и приемов.
Информация о работе Система подвижных игр для детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения