Система методов, прменяемых в физическом воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить систему методов, применяемых в физическом воспитании.

Задачи работы:

Определить сущность понятия «метод» и его признаки
Рассмотреть общепедагогические методы, применяемые в физическом воспитании
Рассмотреть специфические методы, применяемые в физическом воспитании
Рассмотреть причины выбора конкретного метода в практике.
Методы работы: изучение научной литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3

Глава 1. СИСТЕМА ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Определение сущности понятия «метод»…………………………………6
Словесные методы……………...…………………………………………...9
Методы наглядного воздействия………………………………………….14
Глава 2. СИСТЕМА СПЕЦИФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Методы строго регламентированного упражнения………...……………16
Игровой метод………………………………………………………...……23
Соревновательный метод………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ТМФК.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

      Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

      При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила (В.В.Белинович, 1958).

      1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения 
двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.

      2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.

  1. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.
  2. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

      Основные разновидности метода расчлененного упражнения:

  1. Метод собственно расчлененного упражнения, который предусматривает использование относительно крупных заданий, каждое из которых охватывает одну или несколько фаз целевого упражнения.
  2. Метод решения узких двигательных задач, который предполагает вычленение («расслаивание») отдельных характеристик движений (пространственных, временных, динамических, ритмических и др.) и действий внутри фаз целевого упражнения. С его помощью можно решать разнообразные задачи. В частности, сформировать более точные представления о движении у обучаемых, совершенствовать отдельные характеристики техники движений, исправлять ошибки, возникающие в процессе обучения, и многое другое.

      3. По разделениям. Существует множество приемов, используемых в процессе расчлененного разучивания двигательных действий. К основным следует отнести освоение ключевых положений тела и его частей, временная фиксация положения тела в той или иной фазе упражнения, «проводка» в изучаемой фазе движения, имитация движения, изменение исходных и конечных условий движения и т.д.

      Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.

      В практике физического воспитания целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению[12, c.107].

      Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование, как техники движения, так и физических способностей.

      При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура[9, c.64].

      Методы воспитания физических качеств. В их основе лежит определенный порядок сочетания и регулирования нагрузки в процессе воспроизведения упражнения или тот или иной способ упорядочивания действий занимающихся и условий их выполнения. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками[1, c.94].

      Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).

      Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).

      Метод стандартно-интервального упражнения — это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха[2, c.98].

      Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

      Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитаний выносливости.

      Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.

      Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода:

      а) переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с 
меняющейся скоростью); 

      б) переменное поточное упражнение — серийное выполнение 
комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.

      Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типичными разновидностями этого метода являются:

      а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70—80—90—95 кг и 
т.д. с полными интервалами отдыха между подходами;

      б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно 
изменяется — 60—70—80—70—80—90—50 кг, а интервалы отдыха 
колеблются от 3 до 5 мин);

      внисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в 
следующем порядке — 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интервалами отдыха между ними).

      Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке[9, c.76].

      Круговой метод (тренировка) — это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм — силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом замыкая круг. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз. Название такой тренировки — «круговая» — чисто условное.

      Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:

  • По методу длительного непрерывного упражнения. Занятия проводятся без перерывов и складываются из одного, двух или трех прохождений круга. Применяются в основном для развития общей и силовой выносливости.
  • По методу экстенсивного интервального упражнения. Применяется для совершенствования обшей, скоростной и силовой выносливости, скоростно-силовых качеств и т.д.
  • По методу интенсивного интервального упражнения. Он рассчитан на совершенствование скоростной силы, максимальной силы, скоростной и силовой выносливости.
  • По методу повторного упражнения. Его предлагается использовать для развития максимальной силы и скоростной выносливости.

      Для проведения круговой тренировки заранее: 1) составляется комплекс упражнений; 2) определяют места, на которых будут выполняться упражнения («станции»); 3) на первом занятии проводят испытания на максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их правильного выполнения; 4) устанавливают систему повышения нагрузки от занятия к занятию; 5) на последнем занятии рекомендуется проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить полученные результаты с исходными. Средства для круговой тренировки могут быть самые разнообразные, общеразвивающие упражнения и специальные, обычно технически несложные. Они могут быть циклическими и ациклическими. Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей индивида и с учетом переноса физических способностей и двигательных навыков.

      В комплексе, направленном на всестороннее физическое развитие, обычно имеется не более 10—12 упражнений, в комплексе со специальной направленностью — не более 6—8. Упражнения могут выполняться на спортивных снарядах (брусья, перекладины, кольца) или с использованием спортивного инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели, штанга, резиновые амортизаторы, блочные устройства и пр.). Для более четкой организации занятий целесообразно отметить номера «станций» и направление переходов мелом по полу или еще лучше поставить около каждой «станции» специальную карточку с номером и графическим изображением упражнения[9, c.77].

2.2. Игровой  метод

      В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

      Основу игрового метода составляет определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматриваемся достижение определенной цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации[17, c.76].

      Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например, хоккеем, бадминтоном, волейболом, а может быть применен на материале любых физических упражнений: бега, прыжков, метаний и т.д. Особенно широкое использование игровой метод находит при проведений занятий с детьми дошкольного и школьного возраста. Он является методом комплексного совершенствования физических и психических способностей человека. С его помощью решаются самые различные задачи: развитие координационных способностей, быстроты, силы, выносливости, воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативности, самостоятельности, тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков. Этот метод характеризуется наличием взаимной обусловленности поведения занимающихся, эмоциональностью, что безусловно содействует при его применении воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и т.д.

      Одним из недостатков игрового метода является ограниченная возможность дозирования нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянные изменения ситуаций, динамичность действий исключают возможность точно регулировать нагрузку, как по направленности, так и по степени воздействия[16, c.84].

2.3. Соревновательный  метод

      Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

      Соревновательный метод позволяет:

  • стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
  • выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
  • обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
  • содействовать воспитанию волевых качеств.

Информация о работе Система методов, прменяемых в физическом воспитании