Система методов, прменяемых в физическом воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить систему методов, применяемых в физическом воспитании.

Задачи работы:

Определить сущность понятия «метод» и его признаки
Рассмотреть общепедагогические методы, применяемые в физическом воспитании
Рассмотреть специфические методы, применяемые в физическом воспитании
Рассмотреть причины выбора конкретного метода в практике.
Методы работы: изучение научной литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3

Глава 1. СИСТЕМА ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Определение сущности понятия «метод»…………………………………6
Словесные методы……………...…………………………………………...9
Методы наглядного воздействия………………………………………….14
Глава 2. СИСТЕМА СПЕЦИФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Методы строго регламентированного упражнения………...……………16
Игровой метод………………………………………………………...……23
Соревновательный метод………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ТМФК.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

      6. Лекция представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы (проблемы).

      7. Инструктирование точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания.

      8. Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут относится ко всем занимающимся, к одной из групп или к одному ученику[9, c.64].

      9. Распоряжения, команды, указания, подсчет — основные средства оперативного управления деятельностью занимающихся на занятиях.

      Под распоряжением понимается словесное указание преподавателя на занятии, которое не имеет определенной формы (стандартных словосочетаний, неизменных по подбору фраз). Распоряжения дают для выполнения какого-либо действия («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе.

      Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык — это особая форма словесного воздействия на занимающихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий.

      Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.). Указания чаще всего применяют в начальной школе.

      В зависимости от того, как преподаватель подает команды, как он дает указания и распоряжения, можно почти безошибочно сделать заключение о его профессиональной подготовленности[5, c.53].

      10. При передаче, получении и анализе информации в целях оценки и стимулирования результатов учебной деятельности широко применяются различные формы словесных оценок: оценочные суждения («верно», «хорошо»), устные оценки в баллах или очках, а также словесные самоотчеты, самооценки обучаемых, одобрение, похвала педагогом действий занимающихся.

      11. Для создания общей картины предстоящих двигательных действий либо отдельных их сторон широко применяется метод «самопроговаривания». Суть его состоит в том, что перед выполнением, к примеру, опорного прыжка в гимнастике или рывка в тяжелой атлетике ученик преднамеренно мысленно воссоздает технику исполнения этих упражнений, сопровождая мысленное выполнение действий проговариванием выполняемых элементов, движений вслух, а затем «про себя» — во внутренней речи с акцентом внимания при этом на важных моментах, характеристиках действия.

      Мысленное выполнение действий получило название идеомоторной тренировки. Установлено, что этот метод ускоряет овладение действиями, повышает качество обучения. Большое значение он приобретает, когда невозможно практически выполнить действия (длительный переезд, болезнь, травма и пр.). В этих условиях мысленное их выполнение способствует быстрому восстановлению и даже совершенствованию двигательных навыков.

      Методы и приемы, основанные на применении внутренней речи при выполнении действий, называют обычно методами словесной саморегуляции. Они весьма разнообразны. Регуляция двигательной деятельности при обучении движениям может осуществляться с помощью самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др. К примеру, метод самоприказов предполагает произнесение про себя таких слов приказов, как «сильнее», «выше», «энергичнее» и т.д. Включение внутренней речи в саморегуляцию действий способствует интеллектуализации процесса обучения движениям[6, c.41.].

1.3. Методы  наглядного воздействия

      В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. Применение данных методов поднимает эмоциональный настрой, интерес обучаемых к учебной работе, активизирует их внимание, способствует созданию более яркого и точного сенсорно-перцептивного образа (модели) техники действий, их характеристик, осмыслению и тщательному анализу структуры и условий его выполнения.

      Чувственный образ и его структурные компоненты (зрительные, слуховые и другие ощущения, восприятия и представления) служат основой для формирования двигательных умений, навыков[10, c.71].

      К методам наглядного воздействия относятся:

  1. метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);
  2. методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.);
  3. методы направленного прочувствования двигательного действия;
  4. методы срочной информации[18, c.69]. 
              Рассмотрим основные особенности этих методов.

      Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать технику бега с высоким подниманием бедра, маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т.п.), повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия [18, c.70].

      

      Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др.

      Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.

      С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.

      Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.

      Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры двигательного действия.

      Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют преподавателю продемонстрировать занимающимся особенности техники двигательного действия (например, техники бега на различные дистанции, техники перехода через планку в прыжках в высоту с разбега, техники приземления в прыжках в длину с разбега и т.п.) [17, c.56].

      Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:

  1. направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия (например, проведение преподавателем руки занимающихся при обучении финальному усилию в метании малого мяча на дальность);
  2. выполнение упражнений в замедленном темпе;
  3. фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия (например, фиксация положения звеньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях);
  4. использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения[7, c.74].

      Методы срочной информации. Предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных технических устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и преламинарной информации после или по ходу выполнения двигательных действий соответственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.). Так, например, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки, гребной тренажер «Concept II» и др.), оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки.

      Для выяснения правильности формирования восприятия техники движений, их характеристик педагог должен постоянно получать информацию о них от самих обучаемых. Целесообразно в этих случаях попросить учеников с помощью рисунка, графической записи выразить собственное понимание структуры действия, отдельных его фаз, положения тела и его частей, траектории и амплитуды движений при передвижении всего тела в пространстве и времени[4, c.87]. 
 
 
 
 
 

Глава 2. СИСТЕМА  СПЕЦИФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ  В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

      К специфическим методам физического воспитания относятся:

      1) методы строго регламентированного упражнения;

  1. игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
  2. соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

      С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств[8, c.98].

2.1. Методы  строго регламентированного упражнения

      Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

      Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют:

      1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);

      2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;

      3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;

      4) избирательно воспитывать физические качества;

      5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;

      6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д. [3, c.95].

      В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы:

      1) методы обучения двигательным действиям;

      2) методы воспитания физических качеств.

      Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:

      1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

      2) расчлененно-конструктивный;

      3) сопряженного воздействия[11, c.82].

      Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

      Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

      Разновидности целостных методов:

      1. Собственно целостный метод, который подразумевает прямое применение в качестве обучающего упражнения целевое движение, т.е. то 
действие, которое является объектом изучения;

      2. Метод целостного упражнения с постановкой частных задач;

  1. Метод целостного упражнения с развертыванием обучения от ведущего звена;
  2. Метод подводящих упражнений, который основан на применении в качестве обучающих упражнений действий структурно-родственных целевому упражнению, но более доступных в освоении.

      При разучивании и совершенствовании упражнений этим методом могут использоваться такие методические приемы, как: самостоятельное выполнение упражнения при наличии гарантированной безопасности (применяется непосредственная страховка преподавателем, партнером, вспомогательными средствами типа лонж и др.); выполнение упражнений с направляющей помощью; на тренажере; применение проводки и т.д.

      Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу[12, c.106].

Информация о работе Система методов, прменяемых в физическом воспитании