Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Физкультура".
1. Физическая культура и ее роль в обществе
Физ-ра – Творческая деятельность человека по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей.
Цель физической культуры - всемерное содействие формированию человека с гармоническим развитием физических и духовных сил (способностей) на основе всестороннего совершенствования его личностных способностей в процессе физкультурной деятельности, что необходимо для полноценной индивидуальной жизнедеятельности и прогресса общества в целом (т.е. фактически речь идет о формировании физической культуры личности).
Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Они выше ростом, имеют больший вес и окружность грудной клетки, мышечная сила и жизненная емкость легких у них выше. Рост юношей 16 лет, занимающихся спортом, в среднем 170,4 см, а у остальных он равен 163,6 см, вес соответственно - 62,3 и 52,8 кг.Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечнососудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы.Итак, физическая культура составляет важную часть культуры общества – всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенства человека.В самом содержании физической культуры можно с некоторой условностью выделить две основные стороны:
во-первых, все то ценное, что создает и использует общество в качестве специальных средств, методов и условий их применения, позволяющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функционально обеспечивающая сторона физической культуры);
во-вторых, позитивные результаты использования этих средств, методов и условий (результативная сторона физической культуры).Наряду со своей ролью в физическом совершенствовании человека, физическая культура может оказывать существенное влияние и на его духовный мир – мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих представлений. Однако то, какие именно взгляды, убеждения и принципы поведения формируются при этом, зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурного движения, от того, какие социальные силы его организуют и направляют.
Состояние и уровень развития физической культуры на том или ином этапе зависит от ряда условий: географической среды; условий труда, быта, условий жизни и уровня развития производительных сил; экономических и социальных факторов.
2. Гипокинезия и Гиподинамия, их неблагоприятные влияния на организм.
Гипокинезия – состояние организма обусловленное недостаточностью двигательной активности связанные со здоровьем (сломал ногу), что может способствовать развитию гиподинамии, характеризующейся совокупностью отрицательных морфофункциональных изменений в организме (атрофические изменения в мышцах, понижение ортостатической устойчивости, изменение водносолевого баланса и т.д.) вследствие длительной гипокинезии. В итоге снижается функциональная активность органов и систем, нарушается деятельность регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимосвязь, ухудшается устойчивость к различным неблагоприятным факторам, уменьшается интенсивность и объем афферентной информации, связанной с мышечными сокращениями, нарушается координация движений, снижается тонус мышц, падает выносливость к силовым показателям.
Гиподинамия – состояние организма обусловленное недостаточностью двигательной активности связанные с образом жизни.
Гиподинамия
в сочетании с другими
Наиболее устойчивы к развитию гиподинамии мышцы шеи и спины, наименее устойчивы мышцы живота (что неблагоприятно сказывается на функции органов кровообращения, дыхания и пищеварения.
Тонус артериальных и венозных сосудов ослабляется, падает кровяное давление, ухудшаются снабжение тканей кислородом (гипоксия) и интенсивность обменных процессов (нарушения в балансе белков, жиров, углеводов, воды и солей). Уменьшается жизненная емкость легких и легочная вентиляция, интенсивность газообмена. Все это сопровождается ослаблением взаимосвязи двигательных и вегетативных функций, неадекватностью нервномышечных напряжений.
Вследствие уменьшения нагрузки на сердечнососудистую систему оказывается ухудшенным функциональное состояние сердца, его размеры уменьшаются, работа становится менее «экономичной». Появляется учащение и снижение силы сердечных сокращений, уменьшение ударного и минутного объема крови. Длительная гиподинамия, уменьшая нагрузки на костный аппарат, сопровождается нарушением минерального и белкового обменов. Это приводит к остеопорозу и снижению прочности всей костной ткани.
Вышеперечисленные
признаки гиподинамии ведут к снижению
защитных сил организма, повышенной утомляемости,
нарушению сна, снижению умственной и
физической работоспособности.
3.
Значимость физической
культуры и спорта
в подготовке студентов
к профессиональной
деятельности
Спорт
— игровая соревновательная деятельность
и подготовка к ней; основан на использовании
физических упражнений и направлен на
достижение наивысших результатов, раскрытие
резервных возможностей и выявление предельных
уровней организма человека в двигательной
активности.
Состязательность, специализация, направленность
на наивысшие достижения, зрелищность
являются специфическими особенностями
спорта, как части физической культуры.
В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым высшим учебным заведением ставится задача — вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов, организаций учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих использование ими полученных знаний и умений в практической работе или научных исследованиях. Однако полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими при регулярных н специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Следовательно, качество подготовки, в том числе и физической, к предстоящей профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста» приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение. Исследования показывают, что общая физическая подготовка специалистов не может полностью решить этих задач, так как современный высококвалифицированный труд требует, кроме того, определенного профилирования физического воспитания в соответствии с особенностями профессии. Поэтому физическое воспитание студентов в высшей школе имеет свои специфические особенности: конкретная направленность его как предмета учебного плана определяется не только общими социальными задачами и требованиями, предъявляемыми специальностью, к которой готовят студента.
Вследствие этого физическое
воспитание студентов должно
осуществляться с учетом
К средствам
ППФП относят, как правило, обычные
физические упражнения и виды спорта,
а сама эта подготовка является составной
частью программы физического
Эта взаимосвязь
4. Признаки усталости и утомления, их причины и профилактика
Утомление –
физиологическое состояние организма,
возникающее в результате деятельности
и проявляющееся временным снижением
работоспособности. Нередко как синоним
утомления употребляется термин «усталость»,
хотя это не равнозначные понятия. Усталость
– субъективное переживание, чувство
обычно отражающее утомление, хотя иногда
чувство усталости может возникать и без
предшествующей нагрузки, т.е. без реального
утомления. Утомление может появляться
как при умственной, так и при физической
работе. Умственное
утомление характеризуется снижением
продуктивности интеллектуального труда,
ослаблением внимания, скорости мышления
и др. Физическое утомление проявляется
нарушением функций мышц: снижением силы,
скорости сокращений, точности, согласованности
и ритмичности движений. Сроки возникновения
усталости зависят от особенностей труда:
значительно скорее оно наступает при
выполнении работы, сопровождающейся
однообразной позой, напряжением ограниченных
мышц; менее утомительны ритмичные движения.
Важную роль в появлении усталости играет
также отношение человека к выполняемому
делуНедостаточный по времени отдых или
же чрезмерная рабочая нагрузка в течение
длительного времени нередко приводят
к переутомлению. При переутомлении отмечаются
головная боль, рассеянность, снижение
памяти, внимания, нарушается сон. Переутомление
- это патологической состояние, развивающееся
у человека вследствие хронического физического
или психологического перенапряжения,
клиническую картину которого определяют
функциональные нарушения в центральной
нервной системе. В состоянии переутомления
у человека повышается основной обмен
и часто нарушается углеводный обмен.
Количество сахара в крови в покое уменьшается.Профилактика
усталости, утомление
и переутомления строится на устранении
вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные
нагрузки должны применяться только при
достаточной предварительной подготовке.
В состоянии повышенной нагрузки интенсивные
занятия следует чередовать с физическими
нагрузками, особенно в дни после экзаменов
или зачетов. Все нарушения режима жизни,
работы, отдыха, сна и питания, а также
физические и психические травмы, интоксикация
организма из очагов хронической инфекции
должны быть устранены. Усиленные занятия
после какого-либо заболевания должны
быть запрещены. При выполнении определенных
физических упражнений в процессе работы
достигается три основных результата:
ускорение процесса врабатывания; повышение
эффективности кратковременного отдыха
в процессе труда; поддержание здоровья
трудящихся. Итак
Усталость, утомляемость, переутомление
наступают быстрее у лиц, перенесших тяжелые
заболевания. Сравнительно незначительная
и непродолжительная нагрузка вызывает
у них головную боль, одышку, сердцебиение,
потливость, чувство слабости, работоспособность
быстро падает, а восстанавливается медленно.
В этих случаях необходимы щадящий режим
труда и более длительный отдых.