Шпаргалка по "Физической культуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 22:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическая культура".

Работа содержит 1 файл

Легкая атлетика шпоры.docx

— 116.57 Кб (Скачать)

1. Легкая атлетика в системе  ФВ. Классификация и характеристика  л/а упр. Множество людей занимаются л.а, почти все виды спорта используют упр.из л.а. для подготовки спортсменов. легкоатлетические упражнения используются в детских дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях. Ла упражнения повышают деятельность всех систем организма, способствуют закаливанию, способствуют профилактике заболеваний. С их помощью развиваются физические качества спортсменов высокого класса, подрастающее поколение, упражнения используются как для людей с ослабленным здоровьем, пожилого возраста, так и для поддержания нормальной жизнедеятельности организма. большая роль отведена л/а в ФП военнослужащих и допризывников. Доступность, относительная простота, легкая дозируемость позволяет заниматься ла практически везде. Спортивные тренировки и соревновательная деятельность дают возможность спортсменам реализовать свои способности, проявить себя кА личность и сформировать х-р. Ла делится на пять основных разделов( бег , прыжки, метания, ходьба и многоборья.)Ходьба-обычный способ передвижения, фу для всех возрастов. При ходьбе в работу вовлекаются большинство групп мышц, усиливается деятельность всех систем организма. она имеет оздоровительный характер. в соревнованиях применяется спортивная ходьба  ее скорость в два раза больше, и требует более высокой интенсивности работы. соревнования проводятся как на дорожке стадиона так и на обычных дорогах, на дистанции от 3 до 50 км. Бег - естественный способ передвижения. Это наиболее распространенный вид фу. Он требует более высокий уровень работоспособности организма. с помощью бега развиваются физ. качества, воспитываются волевые качества. Бег - наиболее доступное ФУ. в л/а различают бег: гладкий, с препятствиями, эстафетный и в естественных условиях. гладкий бег - проводится на беговых дорожках, по кругу, на определенную дистанцию или на время. бег с препятствиями делится на барьерный бег(на дорожке, от 60 до 400 м, с однотипными препятствиями)и бег на 3000 м с препятствиями, проводимый на беговой дорожке с хорошо установленными барьерами и ямой с водой. эстафетный бег - командный бег, где дистанция разделена на этапы. бег в естественных условиях по пересеченной местности. Самая большая дистанция марафонский бег(42 км 195м.).прыжки-способ преодоления препятствий, х-ся кратковременными но мах. мышечными усилиями. Они делятся на два вида: через вертикальные препятствия( прыгнуть как можно выше , в высоту, с шестом) и через горизонтальные препятствия( как можно дальше, в длину, тройной). Метания-упражнения в толкании и бросании спец. Снарядов на дальность. х-ся кратковременными, но максимальные усилия. В зависимости от способы выполнения делятся на три группы: броском из-за головы (копье , граната) с поворота(диск молот) толчком( ядро). Многоборья включают в себя различные виды бега, прыжков и метаний.

 

 

2. История развития и возникновения  ла Ла- один из древнейших видов спорта. Еще за много веков до нашей эры некоторые народыАзии и Африки устраивали ла соревнования. Но расцвет наступил в Древней Греции. Первые олимпийские игры  состоялись в 776г.д.н.эры( в программу входил бег на один стадий). Впоследствии большой популярностью стали пользоваться прыжки в длину и эстафетный бег( передавали горящие факелы).затем появились метания и многоборья. Четких правил не было, но постепенно они становились более стабильными. Совершенствовались и снаряды для метаний. Ла как вид спорта начал складываться лишь к середине 19 века, соревнования по бегу , прыжкам и метаниям стали проводиться чаще и организованнее.Считается что начало современной ла положили  соревнования в беге на дистанцию около 2 км в англии в 1837г. Началом развития ла в беларуси можно считать 1913 г, гомельский кружок развития спорта провел первые соревнования по бегу, прыжкам и метаниям, результаты были не высоки.после октябрьской революции в беларуси началось строительство спортивных баз,что способствовало развития ла .в 1924г. В минске первый всебелоруский праздник фк.в 1952 г бел спортсмены впервые приняли участие в ои в хельсинки( юлин-4-е место на 400 м с барьерами,салтыков-7 –е в 3000 с препятствиями). в 1956 в мельбурне кривоносов-серебро в метании молота.1960- горяев-2 место в тройном прыжке. В 1964 – клим выйграл метание молота. В 1968 клим- 2 й в метании молота. В 1972- лоповецкий-серебро в 4 по 100м, хмелевский – 3 в метании молота.в 1976-гавриленко-3 в 400 с барьерами. На олимпиаде в москве в 1980г беларусы завоевали 3 медали.в 1988-4 медали. Начиная с 1996 беларусы начали выступать самостоятельной национальной командой- было уже 4 медали. В сиднее в 2000г.-5 медалей. В афинах в 2004-нестеренко завоевала золота в беге на сто метров. Всего 3 медали. В 2008 пекине было пять медалей, включая одну золотую в метании молота. Управляющим органом в деятельности ла является федерация. В 1912 г. В стокгольме была создана Международная любительская ла федерация(IAAF)- орган руководящий развитием ла, организующий соревнования.в настоящее время входят более 200 стран.в 2002 году она стала Международной асоциацией ла федераций.её возгловляет президент.в 1991 беларусская федерация ла.в 1993 она вошла в состав международной асоциации федераций ла.

 

 

 

 

 

 

3. Техника легкоатлетических упр. Критерии техники. Кинематические и динамические х-ки техники. Спортивная техника-специальная система наиболее эффективных и рациональных движений, направленная на достижение высоких результатов. техника бега, метаний прыжков должна быть рациональной с позиции биомеханики(направление, амплитуда, скорость, темп, ритм) и наиболее целесообразной по проявлении двигательных качеств. Ла техника- совокупность звеньев, черт кинематической, динамической и ритмической структур. Критерии техники: эффективность, экономичность, ритмичность, надежность и точность, стабильность, индивидуальность. Кинематическая х-ка движений - включает пространственную (положение тела, траектория движения, амплитуда движения), временную (длительность и темп), пространственно временную структуры (скорость, ускорение). Динамическая структура: взаимодействие внешних и внутренних сил, которые обуславливают движения человека. к внешним силам относят: сила инерции (проявляется при изменении движения ускорение, торможение и направлена против движения) сила реакции опоры проявляется про взаимодействии тел друг на друга во время постановки ноги на отталкивание), сила тяжести постоянная, относительно нейтральная внешняя сила, сопротивление среды - ветер, воздух и т.д.может помогать или мешать спортсмену, но все эти силы не явл. Движущими. Движущими силами явл. вн. силы: активные силы движущего аппарата (сократительная способность мышц), пассивные силы ода (эластичность, вязкость мышц, связок), реактивные силы – отр. сил возникающих при взаимодействии звеньев тела при движении с ускорением. ритмическая структура - комплексно выражает пространственные, временные и пространственно временные и силовые отношения движений. Для удобства анализа каждое движение ла делят на части. В ходьбе и беге это будут: старт, стартовый разбег, ходьба или бег по дистанции, финиширование. В прыжках: разбег, отталкивание, полет, приземление. В метаниях: держание снаряда, исходное положение, разбег, финальное усилие, выпуск снаряда и сохранение равновесия. отдельные крупные части включают в себя фазы (фаза амортизации ноги при опоре),фазы имеющие общие временные особенности называются периодами(опоры, полета).границами фаз являются моменты. наименьшими деталями техники являются элементы движения, они часто явл. Признаками индивид. особенностей техники. во всей системе двиг действия всегда имеется ведущее (определяющее) звено. детали техники- особенности движений не нарушающих его основного механизма. Основы техники - совокупность технических звеньев и черт динамической, кинематической и ритмической структуры движений, которые, безусловно, необходимы для решения двигательной задачи.

 

4. Основы техники бега и спортивной  ходьбы. Ходьбы и бег имеют общие основы и свои специфические особенности. Основой является шаг и связанные с ним движения рук и туловища. Двойной шаг (шаг с правой ноги с левой) составляет один повторяющийся цикл движений. Движения рук и ног в спортивной ходьбе и беге согласованы, и строго перекрестны. Позвоночник и таз совершают сложные встречные движения: сгибание, разгибание, скручивание, боковые наклоны. Движения позвоночника, которые обусловливают встречные движения таза и верхней части туловища, зависят от согласованной работы многих мышечных групп. Отталкивание и в беге и в ходьбе выполняется преодолевающей работой мышц. Спортивная ходьба. Длительность опоры каждой ноги больше чем длительность переноса, поэтому в двойном шаге имеются периоды двойной опоры и одиночной, которые непрерывно чередуются. Но двойная опора в спортивной ходьбе мала. Фазы: *Задний шаг (граница фазы - момент отрыва ноги от опоры); *Передний шаг (граница фазы - момент постановки ноги на опору); *Переход опоры (с левой ноги на правую). Полный цикл содержит 6 фаз по два периода одиночной и двойной опоры. Источником движущих сил при спортивной ходьбе служит работа мышц, которые выполняют перенос ноги и отталкивание от опоры. Разгибанием бедра опорной ноги спортсмен делает «активный перекат», способствует продвижению тела вперед над опорой. Перенос другой ноги перемещает ЦТ тела вперед от места опоры и придает ему некоторую скорость. Таким образом, при спортивной ходьбе спортсмен выталкивает тело впереди вверх на выпрямленную в коленном суставе ногу. От быстроты переноса ноги при ходьбе зависит частота шагов, тем выше темп. Чрезмерное учащение шагов уменьшает их длину и скорость больше не нарастает. Бег. Время переноса ноги в беге дольше, чем время опоры, поэтому двойной опоры в беге не бывает. Имеется безопорное положение – полет. В двойном шаге имеются два периода опоры (на одной ноге) и два периода полета. Размах и быстрота движений в беге больше чем в ходьбе: *На короткие дистанции размах и быстрота движений наибольшие; *На длинные – наименьшие. Фазы: *Вынос ноги в полете (граница фазы - момент отрыва ноги от опоры); *Их разделяет момент наибольшего выноса стопы (относительно таза); *Опускание ноги к опоре (граница фазы – момент постановки ноги на опору); *Подседание на опорной ноге; *Отталкивание с выпрямлением ноги. По мере увеличения скорости бегущего спортсмена потери энергии (при амортизации) и их восстановление (при отталкивании) за время опоры становятся меньше. Дело в том, что повышается частота шагов и, следовательно, сокращается их длительность. Виды бега: бег на короткие дистанции, эстафетный бег, бег на средние дистанции, бег на длинные дистанции, бег на сверхдлинные дистанции, барьерный бег, стипль-чез.

 

 

5. Основы техники прыжков. Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: 1) Вертикальные. 2) Горизонтальные. Прыжки имеют циклические, и ациклические элементы движения. Составные части: 1) Разбег и подготовка к отталкиванию. 2) Отталкивание. 3) Полет. 4) Приземление – с момента соприкосновения с местом приземления до полной остановки движения тела. Разбег и подготовка к отталкиванию. Основные задачи – придать телу прыгуна оптимальную скорость разбега, и создать оптимальные условия для фазы отталкивания. Можно выделить два варианта разбега: 1) Равноускоренный разбег. 2) Разбег с поддержанием скорости. Применение разбега зависит от индивидуальных особенностей прыгуна. Чем быстрее и эффективнее произойдет выполнение последней части разбега, тем качественнее будет выполнено отталкивание. Отталкивание - основная фаза любого прыжка. Оно длится с момента постановки толчковой ноги на опору до момента ее отрыва от опоры. В прыжках эта фаза наиболее кратковременная и наиболее важная и активная. Фазы отталкивания. Первая часть создает условия для изменения вектора скорости, а вторая реализует сам прыжок, его результат. Одним из факторов, определяющих эффективность перевода горизонтальной скорости в вертикальную, является угол постановки толчковой ноги. Угол, образующийся вектором начальной скорости вылета тела прыгуна и горизонтом, называется углом вылета. Он образуется в момент отрыва толчковой ноги от места отталкивания. Основные факторы, определяющие результативность прыжков, - начальная скорость вылета ОЦМ прыгуна и угол вылета.  Полет фаза целостного действия прыжка является безопорной. Траекторию движения ОЦМ в полете нельзя изменить, но можно менять положения звеньев тела относительно ОЦМ. Приземление. Цель – создание безопасных условий спортсмену, исключающие получение различных травм. В прыжках в длину прыгают в яму с песком. Мягкое приземление происходит за счет приземления под более острым углом к поверхности и на большем пути и за счет амортизирующего растягивания напряженных мышц, постепенно уступая воздействию силы тяжести и скорости тела.

 

6. Основы техники метаний. Основной целью спортивных метаний является дальность полета снарядов, однако падения снаряда должно быть в зоне, установленной правилами соревнований. Скорость снаряду сообщается на различных по длине отрезков, расположенных пространственно отдельно один от другого. Вначале скорость сообщается снаряду в процессе разбега (копье – 7,8 м/с), скачка (ядро – 2-3 м/с, диска- 7,8 м/с) или нескольких поворотов (молот 20-23 м/с) – это предварительная скорость. Затем скорость сообщается снаряду в финальном усилии – заключительная скорость. Они возрастают по сравнению с предварительной скорость при метании копья и толкании ядра примерно в 4-5 раз, при метании диска – в 2 раза. Предварительная скорость сообщается снаряду за счет работы ног и туловища, заключительная – за счет включения мышц плечевого пояса и рук (копье, ядро, диск). Оптимальный угол вылета для всех снарядов меньше 45°. Ядро – 38-41°, копье – 27-30°, диск (ж) – 33-35°, диск (м) – 36-39°, молот - 44°. Технику метаний можно разделить на части в соответствии с их задачами: 1) Держание снаряда. 2) Подготовка к разбегу и разбег. 3) Подготовка к фин.усилию. 4) Фин.усилие. 5) Вылет и полет снаряда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Анализ техники и методика  обучения беги на короткие  дистанции. Анализ Части: начало бега (старт), стартовый разбег, бег по дистанции и финиширование. Начало бега. Наиболее выгоден низкий старт. Он позволяет быстро начать бег и на небольшом отрезке дистанции (20-25 м)  достигнуть  максимальной  скорости. В зависимости от длины тела и особенностей техники бегуна передняя колодка (для сильнейшей ноги) устанавливается на расстоянии от линии старта (1-1,5 стопы), а задняя на расстоянии длины голени от передней колодки. Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45-50°, а задней – 60-80°. Расстояние (по ширине) между осями колодок обычно равно 18-20 см.  Стартовый разбег выполняется на первых 10-14 беговых шагах. На первых двух-трех шагах он стремится наиболее активно выпрямлять ноги при отталкивании и следит за тем, чтобы стопы не поднимались над дорожкой высоко. Длина шагов постепенно возрастает.  Туловище при этом постепенно выпрямляется, движения рук набирают максимальную амплитуду. Бег по дистанции. Набрав максимальную скорость, бегун стремится сохранить ее на всей дистанции. Переход от стартового разбега к бегу по дистанции выполняется плавно, без резкого выпрямления туловища и без изменения ритма беговых шагов. Важную роль при этом играет быстрый вынос бедра вперед-вверх, что создает предпосылки для постановки ноги на дорожку активным загребающим движением. Осваивая технику спринтерского бега, спортсмен должен с первых занятий стремиться бежать на передней части стопы. Энергичная работа руками не должна вызывать подъема плеч и сутулости спины. Финиширование - это усилие бегуна на последних метрах дистанции. Финишную линию пробегают с полной скоростью, выполняя на последнем шаге «бросок» на ленточку грудью или боком. В беге на 200 и 400 м старт принимают обычно на вираже беговой дорожки. Это позволяет пробегать начальный отрезок дистанции по прямой: при этом легче развить максимальную скорость. При подбегании к повороту для борьбы с центробежными силами спринтер плавно наклоняет туловище влево и слегка поворачивает в эту же сторону стопы ног. Методика обучения. 1) Создать представление о технике бега на короткие дистанции. 2) Научить технике бега по прямой дистанции. 3) Научить технике бега по повороту. 4) Научить технике низкого старта и стартовому разгону по прямой. 5) Научить технике н/ст на повороте беговой дорожки. 6) Научить технике финиширования. 7) Совершенствование техники.

 

 

8. Анализ техники и методика  обучения бегу на средние, длинные  дистанции и кроссовому бегу. Анализ В беге на средние дистанции (500-2000 м) применяют высокий старт. По вызову судьи на старте бегуны выходят на линию сбора в 3 м от линии старта. По команде «На старт!» они подходят к линии старта и занимают наиболее выгодное положение для начала бега. Разноименная выставленной вперед ноге согнутая рука выносится вперед. Некоторые бегуны опираются этой рукой о землю (до стартовой линии). В беге на средние дистанции команда «Внимание!» не подается. По команде «Марш!» или выстрелу бегуны устремляются вперед. Начало бега выполняется так же, как и в спринте, только с меньшей интенсивностью усилий. Быстрее происходит выпрямление туловища, и бегун переходит к свободному бегу по дистанции. Во время бега туловище слегка наклонено вперед, голова держится прямо, движения плечевого пояса и рук выполняются легко и ненапряженно, пальцы свободно сложены. Длина шага и скорость бега по мере увеличения дистанции уменьшаются. У бегунов на средние дистанции длина шагов превышает длину тела на 15- 20 см, а у бегунов на длинные дистанции - на 10-15 см. Постановка ноги на дорожку при беге на средние дистанции осуществляется эластично с передней части стопы с последующим опусканием на всю стопу. Существенное значение в беге на средние и длинные дистанции имеет ритм дыхания. При небольшой скорости бега одно дыхательное движение (вдох и выдох) выполняется на 6 шагов. С ростом скорости увеличивается частота дыхания; одно дыхательное движение выполняется на 4, а иногда и на 2 шага. Методика обучения. 1) Создать представление о технике бега. 2) Обучить основным элементам техники бегового шага (имитация движения рук, СБУ). 3) Обучить технике бега по прямой с равномерной и переменной скоростью. 4) Обучить технике бега по повороту. 5) Обучить технике высокого старта и стартового разгона. 6) Совершенствование.

Информация о работе Шпаргалка по "Физической культуре"