Семейное физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:03, реферат

Описание работы

Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры – предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века – гиподинамия, т.е. малоподвижность. Именно по этим и многим другим причинам, физическая культура – это образ жизни человека, в нее должны быть вовлечены все люди, независимо от возраста. Но лучше начинать с раннего детства. По нынешним временам это – необходимость.

Содержание

Введение 3
1 Здоровый образ жизни и его основные составляющие 6
1.1 Закаливание 6
1.2 Правильное питание… 8
1.3 Режим дня 9
2 Формы физического воспитания в семье 11
2.1 Утренняя гимнастика 11
2.2 Оздоровительный бег 13
2.3 Пешеходные прогулки, походы и экскурсии 13
2.4 Езда на велосипеде 14
2.5 Плавание 15
2.6 Катание на коньках 16
Заключение 19
Библиографический список 20

Работа содержит 1 файл

физ.воспитание .docx

— 1.21 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

2 Формы физического воспитания  в семье

 

 

2.1 Утренняя гимнастика

 

Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм, оказывая большое оздоровительное  и воспитательное влияние. Утреннюю зарядку желательно проводить на свежем воздухе. Если она проводится в помещении, то комнату необходимо проветрить и довести температуру  воздуха до 16-17оС. Для упражнений, выполняемых сидя или лежа, необходимо иметь гимнастический мостик или коврик.

При выполнении упражнений всегда нужно помнить о правильном дыхании – дышать глубоко, спокойно, не забывая о полном выдохе.

При составлении комплексов утренней гигиенической гимнастики необходимо учитывать определенные требования к содержанию и характеру  упражнений. Упражнения подбираются  с таким расчетом, чтобы в них  принимали участие основные мышечные группы и системы организма. Схема  составления комплекса примерно такова:

- потягивание;

- ходьба (на месте или  в движении);

- упражнения для мышц  шеи, рук и плечевого пояса;

- упражнения для мышц  туловища, живота;

- упражнения для мышц  ног (приседания, прыжки);

- упражнения для общего  воздействия с участием мышц  ног, рук (махи, выпады вперед, в сторону);

- упражнения силового  характера;

- упражнения на расслабление;

- дыхательные упражнения.

Во время выполнения гимнастики нужно стараться избегать упражнений, связанных с натуживанием. При  подборе упражнений для зарядки  принимают во внимание их доступность  и разнообразие (нагрузка на мелкие мышечные группы сочетается с нагрузкой  на большие группы мышц).

Комплексы упражнений утренней гигиенической  гимнастики следует менять в зависимости  от интереса занимающихся примерно через  месяц, начиная постепенно заменять упражнения с третьей недели. Но рано или поздно упражнения могут  повторяться. Во избежание этого  применяются некоторые методические приемы, а именно: изменяются исходные положения рук, ног, туловища, темп, ритм выполнения.

Утренняя гимнастика не только «пробуждает» организм, но и оказывает  определенный тренирующий эффект. После  выполнения комплекса упражнений желающие улучшить свои физические способности (сила, быстрота, выносливость) могут  проделать несколько специальных  упражнений. После зарядки можно  предложить легкий бег.

Примерный комплекс упражнений утренней гимнастики:

  1. Ходьба на месте с соблюдением правильной осанки, энергичными движениями рук и ног, глубоким дыханием 15–20 сек.
  2. И. п. – ноги врозь. 1- 2 – дугами вперед руки вверх, прогнуться, потянуться; 3–4 – и. п. Выполнить 5–6 раз.
  3. И. п. – руки на поясе. 1 – наклон вперед прогнувшись; 2 – и. п.; 3 – наклон назад, руки в стороны; 4 – и. п. Выполнить 4–5 раз.
  4. И. п. – о. с. I–2 – присед, опора на всей ступне, руки вперед; 3–4 – и. п. Выполнить 6–8 раз.
  5. И. п. – ноги врозь, руки на поясе. 1 – поворот туловища вправо, правую руку в сторону ладонью вверх; 2 – и. п.; 3 – то же самое в другую строну; 4 – и. п. Выполнить 4– 6 раз.
  6. И. п. – руки на поясе 1 – прыжком ноги врозь; 2 – прыжком ноги вместе. Выполнить 8–10 раз.
  7. Ходьба на месте с высоким подниманием ног в сочетании с глубоким дыханием. 10 – 15 сек.

2.2 Оздоровительный бег

 

В последнее время отмечается огромный рост популярности оздоровительных  физических упражнений.

Никогда ранее люди так  не увлекались различными формами оздоровительной  физкультуры: бегом, закаливанием, туристическими походами и т.д. наибольшую популярность получил оздоровительный бег, быстро приобретший славу надежного  средства против «болезней века» - инфаркта, гипертонии, атеросклероза и многих других.

Бег является универсальным  средством воздействия на организм. В результате занятий бегом человек  отлично себя чувствует, у него хороший  аппетит, настроение, работоспособность. Ежедневная порция оздоровительного бега защищает организм от действия хронических  интоксикаций и инфекций. Бегать любят  все, однако, решиться выйти на первый старт часто мешает барьер ложной стеснительности, а некоторым лень. Поэтому бегать всей семьей значительно  легче – старшим нужно следить  за младшими членами семьи, а сами дети чувствуют себя лучше, увереннее  рядом со своими родителями.

 

 

2.3 Пешеходные прогулки, походы и экскурсии.

 

При изучении влияния разных видов  отдыха на здоровье учеными было доказано, что самым эффективным оздоровительным  видом отдыха является туризм, связанный  с физической тренировкой на лоне природе. Туристический поход обеспечивает сочетание всех составных частей полноценного отдыха (физическая активность, смена впечатлений, познавательность, общение с новыми людьми, постоянное благотворное воздействие природных факторов).

Поход, прогулка или экскурсия содействуют  укреплению здоровья, физическому развитию и повышению общей работоспособности, воспитанию выносливости, ловкости и  уверенности в своих силах. К  походу нужно готовиться заранее. Большое  значение имеет выбор маршрута будущего похода или экскурсии. Желательно, чтобы  он проходил по живописным местам, в  лесных массивах с чистым незапыленным воздухом, вблизи водоемов. Во время  похода участники овладевают основными  туристскими навыками (преодоление  естественных препятствий, переноска  груза, установка палатки, разведение костра в установленных местах, приготовление  пищи).

 

 

2.4 Езда на велосипеде

 

Езда на велосипеде оказывает сильное  воздействие на  сердечнососудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно  ног,  стопы.  У детей развивается быстрота,  ловкость,  равновесие,  глазомер,  координация движений, ориентировка  в пространстве,  ритмичность,  сила,  выносливость, повышается вестибулярная устойчивость.

Для обучения езде должна быть дорожка шириной 3-4 м, длиной не менее  30-50 м, так как люди иногда затрудняются делать повороты. Дети овладевают  ездой в разные сроки.  Некоторые долго держатся  напряженно,  скованно,  не  умеют ездить свободно  и легко.  Взрослый  должен  четко указать,  какую ошибку допускает ребенок,  разъяснить,  как   ее   устранить.

 

 

2.5 Плавание

 

Плавание – идеальная активность для людей всех возрастов и  способностей. Во время плавания тело поддерживается водой так, что не возникает чрезмерной нагрузки ни на одну группу мышц или суставов. Плавание может быть тренировкой или приятным времяпрепровождением, доставляющим удовольствие круглый год. Им можно заниматься в море, реке или плавательном бассейне. Вы можете плавать со своей семьей, или с друзьями, или в одиночестве. Нужно очень мало снаряжения, и  можно начать в раннем возрасте и  продолжать столько лет, сколько  чувствуешь к этому склонность.

Плавание – здоровая деятельность, которая поможет вам продлить время жизни. Оно является умеренной  нагрузкой, приносящей много пользы физическому и психологическому здоровью.

Физические преимущества плавания:

  • Тренировка для сердечнососудистой системы: плавание относится к категории аэробных упражнений, так как даже несколько дорожек могут быть очень требовательными. Оно уменьшает кровяное давление и риск получить удар. Плавание уменьшает частоту пульса во время отдыха и увеличивает мощность сердца. Оно заставляет сердце качать кровь эффективно и рационально. Когда вы в хорошей аэробной форме, ваше тело делает потребление кислорода более эффективным для поддержания движения.
  • Мышечная сила: Плавание как упражнение требует координации всех двигающихся мускулов одновременно. Вода создает большее сопротивление, чем воздух, таким образом, чтобы плыть, вам приходится напрягаться сильнее. В результате плавания вы развиваете более сильные мышцы.
  • Гибкость: Плавание и водные упражнения, дополненные хорошей растяжкой, могут серьезно повысить вашу гибкость. Плавность движений помогает скорее удлинять и растягивать мышцы, нежели чем увеличивать их объем, давая возможность выглядеть более гармоничным, здоровым и сильным.
  • Умеренная нагрузка: вода действует как защитная оболочка вокруг тела. Она снимает все излишнее давление на кости, суставы и мускулы. Нет грубых или резких движений, сотрясающих организм. Это одна из самых безопасных и уютных форм физических упражнений, которые только может найти человек. Для тех, кто страдает от боли в суставах, плавание - хорошая форма тренировки. Оно также используется физиотерапевтами для реабилитации людей, только что побывавших в аварии или на операции.
  • Помощь в снижении веса: за 30 минут плавания можно сжечь 260 калорий. Также, низкая температура воды стимулирует циркуляцию крови и метаболизм. Так как метаболизм ускоряется (даже после выхода из воды), запасы жира сгорают быстрее, чем обычно.

 

 

2.6 Катание на коньках

 

Катание на коньках издавна  считается прекрасным средством  оздоровления. Оно доступно людям  разного возраста, но особенно показано младшим школьникам. Регулярное катание на коньках развивает двигательный аппарат, улучшает обмен веществ, деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляет нервную систему. Кроме того, катание на коньках тренирует вестибулярный аппарат, повышает его функциональную устойчивость.

 Активные движения на свежем морозном воздухе создают жизнерадостное настроение у детей, закаляют организм, способствуют быстрому восстановлению и снятию умственного утомления. Систематические занятия обеспечивают разностороннее физическое развитие, совершенствуют физические качества, которые особенно хорошо поддаются  воздействию именно в этом возрасте: гибкость, ловкость, быстрота, выносливость.

Катание на коньках показано детям, страдающим ожирением, нарушением обмена веществ, простудными заболеваниями. Оно способствует закаливанию организма  и повышает сопротивляемость организма  инфекциям.

 При катании на коньках большая  нагрузка падает на голеностопные суставы, поэтому необходимо правильно подобрать  ботинки: они должны соответствовать  размеру ноги ребенка и надеваться на шерстяной носок. Одежда для катания  на коньках включает шерстяной костюм, под который надевается теплое белье, рейтузы, шапочку, варежки, ветрозащитную  куртку. На первых занятиях при появлении  усталости необходимо сделать перерыв  на 5 - 10 мин, отдохнуть в раздевалке или походить по снегу, который окаймляет  каток. Устают, как правило, мышцы  стопы и голени, поэтому в некоторых  случаях можно расшнуровать ботинки, снять их и растереть ноги.

 На начальном этапе необходимо ограничить пребывание на льду до 30 мин, а затем продолжительность катания  можно постепенно увеличить на 10-15 мин и довести до 1,5-2 ч.

При температуре воздуха  ниже 10°С следует периодически отдыхать и согреваться в раздевалке. После занятия необходимо снять ботинки, посидеть и отдохнуть в раздевалке 15 - 20 мин, выпить горячего чая и после этого идти домой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В моем реферате я всесторонне  рассмотрел проблемы современных семей, подробно рассмотрел как, когда и  где заниматься с детьми спортом внутри семьи. Занятия спортом приобщают детей и родителей, выявляют их общие интересы, поднимают настроение, содержат в здоровой физической форме тело и дух как детей, так и родителей

В последнее время много  внимания уделяется вопросам воспитания детей в семье: книги, телевидение, интернет – дают родителям советы, призывают, информируют и предостерегают. Но менее важно и физическое воспитание ребенка. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если занятия проводятся на свежем воздухе, то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество и др.

Хочется надеяться, что у  родителей проснется интерес  к гармоничному развитию личности ребенка, с тем, чтобы они сами активно  занимались с ним физкультурой и  таким образом способствовали укреплению взаимоотношений в семье, воспитанию любви и уважения детей к родителям. Совместные занятия физическими  упражнениями родителей с ребенком являются источником радости, обогащают  и оздоравливают семейную жизнь.

Естественно, не каждый из малышей  станет чемпионом, но каждый обязательно  должен вырасти крепким и здоровым. Когда люди говорят о счастье, они, прежде всего, желают друг другу  здоровья. Так пусть дети будут  здоровыми и счастливыми. А это  значит, что здоровыми и счастливыми  будем мы все.

 

Библиографический список

 

  1. Иванова, Т.О. Физическое воспитание детей: учеб. пособие / Т. О. Иванова. – М. – 2005 – 455 с.
  2. Ильинич, В. И. Физическая культура студента и жизнь : учеб. пособие / В. И. Ильинич. – М. : ГАРДАРИКИ, 2007. – 366 с.
  3. Ковалев, Л.Н. Спорт в семейном воспитание детей: учеб. пособие / Л.Н. Ковалев. М. : 1999г. – 328 с.
  4. Купчинов, Р. И. Физическое воспитание : учеб. пособие / Р. И. Купчинов. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 349 с.
  5. Нечаева, А.Б. Семья и спорт: учеб. пособие / А. Б. Нечаева. М. : 1998г. – 376с.
  6. Реймерс, Н.Ф. Спорт в современной семье: учеб. пособие / Н. Ф. Реймерс. – М. : Дрофа, 2004 – 532 с.
  7. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. – М. : Академия, 2001. – 480 с.

 


Информация о работе Семейное физическое воспитание