Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 12:45, реферат
При физической нагрузке усиленная работа сердца направлена на
обеспечение работающих частей тела кислородом и питательными веществами.
Под влиянием нагрузок объём сердца увеличивается. Так, объём сердца
нетренированного человека составляет 600-900 мл, а у спортсменов высокого
класса он достигает 900-1400 миллилитров; после прекращения тренировок
объём сердца постепенно уменьшается.
Существует много функциональных проб, критериев, тестов-упражнений, с
помощью которых производится диагностика состояния организма при физических
нагрузках.
подвижность, чувствительность и так далее.
4. Выслушивание лёгких, сердца помогает проводить исследования путём
улавливания
звуковых явлений, возникающих
при работе органов.
Педагогический
контроль.
Педагогическая деятельность в вузе предъявляет высокие требования к
преподавателям всех должностных категорий кафедры физического воспитания.
Непосредственная педагогическая деятельность требует от преподавателя не
только глубокого знания своего предмета, но и определённой системы,
последовательности действий.
Главной особенностью преподавателей физического воспитания является
специфика труда. Объектом деятельности педагога служит личность студента.
Педагогическая деятельность преподавателя состоит из определённых
элементов, которые совместно образуют своеобразную психологическую
структуру.
И, бесспорно,
при этом каждый студент
систематически посещать учебные занятия по физическому воспитанию
(теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным
расписанием;
проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять
самоконтроль за состоянием здоровья и физического развития, спортивной
подготовленности;
активно овладевать знаниями по основам теории и методики физвоспитания,
используя соответствующую литературу;
соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;
самостоятельно выполнять физические упражнения, регулярно заниматься
утренней и производственной гимнастикой, спортом и туризмом, соблюдать
необходимый недельный двигательный режим, используя консультации
преподавателя;
активно участвовать в массовых оздоровительных физкультурных и спортивных
мероприятиях в учебной группе и на межвузовском уровне.
Успех преподавания зависит и от того, каким будет контакт между
преподавателями и студентами.
В работе со студентами преподаватель должен уметь чётко и грамотно
выражать свои мысли, внимательно наблюдать за учебной группой, чувствовать
её и находить с ней общий язык, правильно использовать наглядные пособия и
иллюстрировать материал. Для успешной работы каждый педагог должен:
досконально знать материал преподаваемой дисциплины в объёме программных
требований, а также основные положения педагогики и психологии высшей
школы;
владеть методикой подготовки и проведения соответствующих видов
практических занятий;
чётко, ясно и грамотно излагать свои мысли;
иметь представление о содержании и объёме материала, преподаваемого по
смежным дисциплинам, и о месте физической культуры в общей системе
подготовки специалиста;
вести научную работу и владеть суммой практических навыков, необходимых
специалисту для ведения учебной дисциплины;
знать современный
уровень науки и текущую
занятий;
представлять общее развитие и тенденции в физкультуре и спорте;
проводить консультации в пределах курса практических занятий.
Целью физического воспитания в вузе является формирование физической
культуры студента как системного и интегративного качества личности
студента, неотъемлемого компонента общей культуры будущего специалиста,
способного реализовать её в учебной, социально-профессиональной
деятельности и в семье.
Курс физической культуры предусматривает решение следующих задач:
включение студента в реальную физическо-спортивную практику по творческому
освоению физической культуры, её активного использования во всестороннем
развитии личности;
содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению
здоровья, повышению уровня общительности, физической подготовленности,
развитию профессионально важных физических качеств и психомоторных
способностей будущих специалистов;
овладение системно упорядоченным комплексом знаний, охватывающих
философскую, социальную, естественнонаучную и психолого-педагогическую
тематику.
формирование потребности студентов в физическом самосовершенствовании и
поддержании высокого уровня здоровья через сознательное использование всех
организационно-методических
деятельностью;
формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованием
средств физкультуры и спорта;
овладение основами
семейного физического
Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится на
протяжении всего периода теоретического обучения и осуществляется в
следующих формах:
Учебные занятия:
обязательные занятия (практические, теоретические, консультации), которые
предусматриваются в учебных планах по всем специальностям в объёме четырёх
часов в неделю и включаются в учебное расписание в течении всего периода
обучения сверх установленного педагогического объёма учебной нагрузки;
консультативно-методические занятия, направленные на создание для студентов
методической и практической помощи в организации и проведении
самостоятельных занятий физкультурой;
индивидуальные занятия для студентов, имеющих слабую физподготовку или
отстающих в овладении учебным материалом, которые организуются по особому
расписанию кафедры в течении учебного года, каникул, в период
производственной практики;
Внеучебные занятия:
физические упражнения в режиме учебного дня (малые формы самостоятельных
занятий в виде комплексов «минута бодрости» и подобных);
занятия в секциях, неформальных группах и клубах по физическим интересам;
массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.
Комплексное использование всех форм физического воспитания должно
обеспечить включение физкультуры в образ жизни студентов, достижение
оптимального уровня
физической активности.
Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии и оценки,
дневник самоконтроля.
При
регулярных занятиях
систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья.
Наиболее удобная форма самоконтроля - это ведение специального дневника.
Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы -
субъективные и объективные. К субъективным показателям можно отнести
самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность,
положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятий
физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим,
занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения
переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия
и обратиться за консультацией к специалистам.
Как правило, при систематических занятиях физкультурой сон хороший, с
быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после сна.
Применяемые
нагрузки должны
и возрасту.
Аппетит
после умеренных физических
Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для
утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.
При ухудшении самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки,
а при повторных нарушениях - обратиться к врачу.
Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий
физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений,
показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической
подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима.
Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность
занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и
интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.
В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они
отражаются на занятиях и общей работоспособности. К объективным показателям
самоконтроля относятся : наблюдение за частотой сердечных сокращений
(пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной ёмкостью лёгких,
весом, мышечной силой, спортивными результатами.
Общепризнанно,
что достоверным показателем
пульс. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом
сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и
после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса в
покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х.
Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а
после - 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился
на 67%.
Но не
только пульсу следует уделять
возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В
начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на
определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут)
снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние.
Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а
при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.
Информация о работе Самоконтроль в процессе занятий физкультурой