Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:12, реферат
Для наблюдения за состоянием здоровья и оценки влияния систематических занятий физкультурой необходим врачебный контроль. Вам следует периодически посещать врача и получать у него «добро» на дальнейшие занятия. Kроме того, вы можете самостоятельно контролировать свое здоровье, переносимость физических нагрузок. Главный принцип при занятии физкультурой — не навреди! В этой связи мы рекомендуем обратить внимание на следующее.
4. Коррекция содержания
самостоятельных, учебных,
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки к определенной профессиональной деятельности. Цель ППФП - психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.
Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы: формировать необходимые прикладные знания; осваивать прикладные умения и навыки; воспитывать прикладные физические качества.
Прикладные
знания, которые студенты получают
на лекционных занятиях по курсу "Физическая
культура", имеют непосредственную
связь с будущей
Прикладные умения и навыки обеспечивают быстрое овладение необходимыми трудовыми операциями, безопасность в быту и при выполнении определенных видов работ.
Прикладные физические качества - это перечень необходимых для каждой профессиональной группы физических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.
Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (прикладными) видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температур, более устойчив к различного рода инфекциям, проникающей радиации и т.д.
Только
общая физическая подготовка не может
полностью решить задачи специальной
подготовки к определенной профессии.
Профессионально-прикладная физическая
подготовка должна опираться на хорошую
общефизическую подготовленность студентов.
Соотношение общей и
Организация
ППФП студентов в вузах предполагает
использование
ППФП
студентов на учебных занятиях проводится
в форме теоретических и
ППФП во внеучебное время необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность.
Формы ППФП во внеучебное время следующие: секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта вне вуза; самодеятельные занятия по прикладным видам спорта вне вуза; самостоятельные занятия; соревнования по прикладным видам спорта.
Одна из форм ППФП - массовые физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия.
Из многочисленных физических упражнений наиболее целесообразными и доступными в применении следует считать циклические упражнения, такие, как бег, ходьба, туризм, плавание. Эффективны подвижные и спортивные игры, которые характеризуются множеством циклических и ациклических движений и высокой эмоциональностью.
Умелое
сочетание циклических
Заключение
Педагогическое наблюдение может быть полным, когда контролируются все стороны и результаты преподавания и учения, или частичным, когда анализируется какая-либо отдельная сторона деятельности педагога (составление конспекта занятия, методика предупреждения ошибок и др.) или студентов (сознательность и самостоятельность, значение теоретических сведений и т.п.).
По
результатам медицинского осмотра
терапевт определяет медицинскую группу
для занятий физическими
При
акцентированном воспитании физических
качеств в содержании учебных
занятий обычно увеличивается объем
специальных упражнений, развивающих
одно или несколько качеств, и
устанавливаются
Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считают профессионально-прикладными.
субъективные и объективные Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля.Приступая к его ведению, необходимо определиться с конкретными показателями(объективными и субъективными) функционального состояния организма. Для начала можно ограничиться такими показателями, как самочувствие (хорошее,удовлетворительное, плохое), сон (продолжительность, глубина, нарушения),аппетит (хороший, удовлетворительный, плохой). Низкая субъективная оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении состояния организма,быть результатом переутомления или формирующегося нездоровья. Записывая,например, в дневник самоконтроля данные измерений пульса (в покое и в процессе занятий физическими упражнениями), можно объективно судить о влиянии тренировочного процесса на состояние сердечно-сосудистой системы и организма в целом. Таким же объективным показателем может служить и изменение частоты дыхания: при росте тренированности частота дыхания в состоянии покоя становится реже, а восстановление после физической нагрузки происходит сравнительно быстро. Какие показатели,доступные для самоконтроля, будут отражать. состояние сердечно-сосудистой системы при этих нагрузках? Прежде всего, частота сердечных сокращений (ЧСС) —пульс. Существует несколько методов измерения пульса. Наиболее простой из них —пальпаторный — это прощупывание и подсчет пульсовых волн на сонной, височной и других доступных для пальпации артериях. Чаще всего определяют частоту пульса на лучевой артерии у основания большого пальца. После интенсивной нагрузки,сопровождающейся учащением пульса до 170 удар/мин и выше, более достоверным будет подсчет сердцебиений в области верхушечного толчка сердца — в районе пятого межреберья. |
В состоянии покоя пульс можно подсчитывать не только за минуту, но и с 10-, 15-, 30-секундными интервалами. Сразу после физической нагрузки пульс, как правило, подсчитывают в10-секундном интервале. Это позволяет точнее установить момент восстановления пульса. В норме у взрослого нетренированного человека частота пульса колеблется в пределах 60—89 удар/мин. У женщин пульс на 7—10 удар/мин чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса 40 удар/мин и менее является признаком хорошо тренированного сердца либо следствием какой-либо патологии. Если во время физической нагрузки частота пульса 100— 130 удар/мин, это свидетельство небольшой ее интенсивности, 130— 150 удар/мин характеризует нагрузку средней интенсивности, 150— 170 удар/мин по интенсивности выше средней, учащение пульса до 170—100 удар/мин свойственно для предельной нагрузки. Так, по некоторым данным, частота сердечных сокращений при максимальной нагрузке в зависимости от возраста может быть: в 25 лет — 200; в 30 — 194, в 35 - 188, в 40 - 183, в 45 -176, в 50 - 171, в 55 - 165, в 60 -159, в 65 — 153 удар/мин. Эти показатели могут служить ориентиром при самоконтроле. Исследования показывают,что нагрузка, сопровождающаяся пульсом в 120—130 удар/мин, вызывает существенное увеличение систологического выброса крови (т.е. объема крови,изгоняемого из сердца во время его сокращения), и величина его при этом составляет 90,5\% |
максимально возможного.Дальнейшее увеличение интенсивности мышечной работы и прироста частоты,сердечных сокращений до 180 удар/мин вызывает незначительный прирост систолического объема крови. Это говорит о том, что нагрузки, способствующие тренировке выносливости сердца, должны проходить при ЧСС не ниже 120-130удар/мин. Важным показателем, характеризующим функцию сердечно-сосудиетой системы является уровень артериального давления (АД). У здорового человека максимальное давление(систолическое) в зависимости от возраста равняется 100—125 мм рт. ст.,минимальное (диастолическое) — 65—85 мм рт. ст. при физических нагрузках максимальное давление у спортсменов и физически тренированных людей может достигать 200—250 мм рт. ст. и более, а минимальное снижаться, до 50 мм рт.ст. и ниже. Быстрое восстановление (в течение нескольких минут) показателей давления говорит о подготовленности организма к данной нагрузке.
|
Субъективные и объективные показатели самоконтроля
Слово самоконтроль состоит из двух
частей - сам и контроль, то есть сам
себя контролирующий. Самоконтроль –
регулярные наблюдения за состоянием
своего здоровья, физическим развитием
и физической подготовкой и их
изменением под влиянием регулярных
занятий физическими упражнениями и спортом.
Он необходим для того, чтобы занятия оказывали
тренирующий эффект и не вызывали нарушения
в состоянии здоровья. Самоконтроль необходимо
вести во все периоды тренировки и даже
во время отдыха. Самоконтроль имеет не
только воспитательное значение, но и
приучает более сознательно относиться
к занятиям, соблюдать правила личной
и общественной гигиены, режима учебы,
труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля
должны регулярно регистрироваться в
специальном дневнике самоконтроля, задачами
которого является:
1. Расширить знания о физическом развитии.
2. Приобрести навыки в оценивании психофизической
подготовки.
З. Ознакомиться с простейшими доступными
методиками самоконтроля.
4. Определить уровень физического развития,
тренированности и здоровья, чтобы корректировать
нагрузку.
Цель самоконтроля самостоятельные, регулярные
наблюдения простыми и доступными способами
за физическим развитием, состоянием своего
организма, влиянием на него физических
упражнений или вида спорта. Самоконтроль
позволяет своевременно выявить неблагоприятные
воздействия физических упражнений на
организм.
Самоконтроль является существенным дополнением
к врачебному и педагогическому контролю,
но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль
может носить врачебный или педагогический
характер, а может включать в себя и то,
и другое. Данные самоконтроля оказывают
большую помощь преподавателю в регулировании
физической нагрузки, а врачу — своевременно
сигнализирует об отклонениях в состоянии
здоровья.
Показатели самоконтроля условно можно
разделить на 2 группы:
субъективные и объективные.
К субъективным показателям можно отнести:
самочувствие (хорошее, удовлетворительное,
плохое); сон (продолжительность, глубина,
нарушения); аппетит (хороший, удовлетворительный,
плохой); умственная и физическая работоспособность;
положительные и отрицательные эмоции
— стрессы.
Низкая субъективная оценка каждого из
этих показателей может служить сигналом
об ухудшении организма, быть результатом
переутомления или формирующегося нездоровья.
Настроение. Очень существенный показатель,
отражающий психическое состояние занимающихся
физическими упражнениями. Занятия всегда
должны доставлять удовольствие. Настроение
можно считать хорошим, когда человек
уверен в себе, спокоен, жизнерадостен;
удовлетворительным - при неустойчивом
эмоциональном состоянии и неудовлетворительным,
когда человек расстроен, растерян, подавлен.
Самочувствие. Является одним из важных
показателей оценки физического состояния,
влияния физических упражнений на организм.
У занимающихся плохое самочувствие, как
правило, бывает при заболеваниях или
при несоответствии функциональных возможностей
организма уровню выполняемой физической
нагрузки. Самочувствие может быть хорошее
(ощущение силы и бодрости, желание заниматься),
удовлетворительным (вялость, упадок сил),
неудовлетворительное (заметная слабость,
утомление, головные боли, повышение ЧСС
и артериального давления в покое и др.).
Утомление. Утомление - это физиологическое
состояние организма, проявляющееся в
снижении работоспособности в результате
проведенной работы. Оно является средством
тренировки и повышения работоспособности.
В норме утомление должно проходить через
2-3 часа после занятий. Если оно держится
дольше, это говорит о неадекватности
подобранной физической нагрузки. С утомлением
следует бороться тогда, когда оно начинает
переходить в переутомление, т.е. когда
утомление не исчезает на следующее утро
после тренировки.
Сон. Наиболее эффективным средством восстановления
работоспособности организма после занятий
физическими упражнениями является сон.
Сон имеет решающее значение для восстановления
нервной системы. Сон глубокий, крепкий,
наступающий сразу - вызывает чувство
бодрости, прилив сил. При характеристике
сна отмечается продолжительность и глубина
сна, его нарушения (трудное засыпание,
беспокойный сон, бессонница, недосыпание
и т.д.).
Если человек долго не может уснуть, то
можно пользоваться следующим методом.
Лежа в постели, закрыв глаза, представить
ветряную мельницу, по которой течет вода.
Входишь внутрь этой мельницы и текущая
вода тебя омывает. Это улучшает быстрое
засыпание.
Аппетит. Чем больше человек двигается,
занимается физическими упражнениями,
тем лучше он должен питаться, так как
потребность организма в энергетических
веществах увеличивается. Аппетит, как
известно, неустойчив, он легко нарушается
при недомоганиях и болезнях, при переутомлении.
При большой интенсивной нагрузке аппетит
может резко снизиться. Есть после занятий
не рекомендуется, лучше подождать 30-50
минут.
Работоспособность. Оценивается как повышенная,
нормальная и пониженная. При правильной
организации учебно-тренировочного процесса
в динамике работоспособность должна
увеличиваться.
Переносимость нагрузок. Является важным
показателем, оценивающим адекватность
физических нагрузок функциональным возможностям
занимающегося.
Следующий вид субъективных показателей
самоконтроля - болевые ощущения. К ним
относятся боли в боку, возникающие чаще
всего при выполнении физических упражнений
циклического характера. Также боли обусловливаются
рядом причин: физическими нагрузками
сразу после еды, неправильным дыханием
(слишком глубокие вдохи), плохим физическим
состоянием, перегрузками. Боли в правом
подреберье объясняются переполнением
печени кровью. При этом печень набухает
и давит на покрывающую ее оболочку –
капсулу. Растягивание капсулы и дает
болезненные ощущения.
Боли в левой части живота – обычно следствие
переполнения кровью селезенки. При возникновении
подобных болей на преодолеваемой дистанции
следует несколько раз глубоко и плавно
вздохнуть, на ходу сделать несколько
массирующих движений в месте болевого
ощущения. Если боли не проходят, необходимо
снизить интенсивность выполнения упражнений
и дать себе отдых.
Почти всегда у студентов, начавших активные
занятия физическими упражнениями, на
следующий день возникают боли в мышцах.
Явление это временное, чисто физиологическое.
Облегчить его протекание можно несколькими
способами: самомассаж болевых мест, ванна,
парная баня.
Объективным показателем самоконтроля
является влияние тренировочного процесса
на состояние сердечно - сосудистой системы
и организма в целом. Объективным показателем
может служить и изменение частоты дыхания:
при росте тренированности частота дыхания
в состоянии покоя становится реже, а восстановление
после физической нагрузки происходит
сравнительно быстро. Показателем самоконтроля,
отражающим состояние сердечно-сосудистой
системы, является пульс – частота сердечных
сокращений. Частота пульса 40 уд./мин и
менее является признаком хорошо тренированного
сердца, либо следствием какой-либо патологии.
Важным показателем, характеризующим
функцию сердечно-сосудистой системы,
является уровень артериального давления.
Быстрое восстановление (в течение нескольких
минут) показателей давления говорят о
подготовленности организма к физическим
нагрузкам.
Ведение дневника самоконтроля. Результаты
самоконтроля рекомендуется фиксировать
в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность
их периодически анализировать самостоятельно
или совместно с преподавателем, тренером
или врачом.
Дневник самоконтроля помогает занимающимся
лучше познать самого себя, приучает их
следить за собственным здоровьем, позволяет
своевременно заметить степень усталости
от умственной работы или физической тренировки,
состояние переутомления и заболевания,
определить, сколько времени требуется
для отдыха и восстановления умственных
и физических сил, какими средствами и
методами при восстановлении достигается
наибольшая эффективность.
Самонаблюдения, отражаемые в дневнике
самоконтроля, могут быть подробными и
состоять из 15-20 показателей и более, но
могут быть и краткими - из 5-8 показателей.
Эти показатели должны быть наиболее информативными
с учетом вида спорта или формы занятий.
Например, при ведении дневника студентами-
спортсменами, занимающимися силовыми
видами спорта (тяжелая атлетика, борьба,
бокс), вместе с другими показателями наибольшее
внимание должно быть обращено на контроль
за массой тела и развитием силы. Представителям
циклических видов спорта (бег, лыжные
гонки, плавание и др.) необходимо тщательно
контролировать частоту сердечных сокращений,
артериальное давление, жизненную емкость
легких, а также показатели развития выносливости.
Студентам, занимающимся физическими
упражнениями по учебной программе самостоятельно
в оздоровительных целях.
Кроме показателей, указанных в примерной
форме дневника, необходимо периодически
дополнительно отмечать результаты наблюдения
за ростом, жизненной емкостью легких
и физической подготовленностью не реже
одного раза в семестр. За весом, окружностью
грудной клетки, за развитием силы и состоянием
дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи)
- один раз в месяц.
17. Объективные и субъективные
показатели самоконтроля
В процессе спортивной
тренировки, занятий физическими
упражнениями большое значение приобретает
самоконтроль спортсмена. Самоконтроль
– это ряд простых приёмов,
используемых для самостоятельного
наблюдения за изменением состояния
своего здоровья и физического развития
под влиянием физических упражнений.
Благодаря самоконтролю, спортсмен
имеет возможность
Данные самоконтроля позволяют преподавателю, тренеру регулировать тренировочный процесс, объём и характер нагрузки.
Одним из основных моментов в самоконтроле является ведение дневника. Форма ведения дневника может быть самой разнообразной, данные вносимые в дневник должны отражать характер и объём нагрузки, а также ряд субъективных и объективных показателей для оценки адекватности применяемой нагрузки.
В группу субъективных показателей входит самочувствие, оценка работоспособности, отношение к тренировкам, занятиям, сон, аппетит и т.п.
Самочувствие – это оценка своего состояния. Оно складывается из суммы признаков: наличия или отсутствия каких-либо необычных ощущений, боли с той или иной локализацией, ощущения бодрости, или наоборот вялости, настроения и т.п. Самочувствие обозначают как плохое, удовлетворительное и хорошее. При появлении каких-либо необычных ощущений отмечают их характер, указывают, после чего они возникли (например, появление мышечных болей после занятий и т.п.). Боли в мышцах обычно возникают при тренировке после перерыва или при очень быстром увеличении нагрузок. При беге у спортсмена боли могут появиться в правом (в следствии перенаполнения кровью печени) или левом (в следствии перенаполнения кровью селезёнки) подреберье.
Глубокое дыхание, улучшая приток крови к правому желудочку сердца, уменьшает эти боли. Боли в правом подреберье могут также возникнуть при заболеваниях печени и желчного пузыря, нарушениях деятельности сердца. Иногда у занимающихся физическими упражнениями могут возникнуть боли в области сердца. В случае появления болей в сердце во время работы спортсмен должен немедленно обратиться к врачу. При утомлении и переутомлении могут возникнуть головные боли, головокружение, появление которых спортсмен должен отмечать в дневнике самоконтроля.
Иногда при занятиях физическими упражнениями может возникнуть одышка, т.е. затруднение дыхания с нарушением ритма дыхательных движений и ощущением недостатка воздуха. Фиксировать внимание на этом признаке, регистрировать его появление нужно лишь в том случае, если одышка наступает после физических упражнений с небольшой нагрузкой ранее не вызывавшей её.
Информация о работе Самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом