Самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:12, реферат

Описание работы

Для наблюдения за состоянием здоровья и оценки влияния систематических занятий физкультурой необходим врачебный контроль. Вам следует периодически посещать врача и получать у него «добро» на дальнейшие занятия. Kроме того, вы можете самостоятельно контролировать свое здоровье, переносимость физических нагрузок. Главный принцип при занятии физкультурой — не навреди! В этой связи мы рекомендуем обратить внимание на следующее.

Работа содержит 1 файл

спорт студ.docx

— 114.92 Кб (Скачать)

 

Самоконтроль  позволяет тренеру обнаружить ранние признаки перегрузок и соответственно корректировать тренировочный процесс.

При проведении самоконтроля ведется дневник, образец  которого приведен ниже.

Дневник можно  дополнить характеристикой тренировочных  нагрузок (километры, килограммы, продолжительность  и т.д.).

Kратко поясним характеристики показателей дневника самоконтроля.

Самочувствие отражает состояние и деятельность всего организма. Самочувствие и настроение оцениваются как хорошее, удовлетворительное и плохое.

Работоспособность оценивается как повышенная, обычная и пониженная.

Сон — важный показатель. Во время сна восстанавливаются силы и работоспособность. В норме бывает быстрое засыпание и достаточно крепкий сон. Плохой сон, долгое засыпание или частые просыпания, бессонница свидетельствуют о сильном утомлении или переутомлении.

Аппетит также позволяет судить о состоянии организма. Перегрузки, недосыпания, недомогания и пр. отражаются на аппетите. Он бывает нормальным, повышенным или пониженным (иногда отсутствует, хочется только пить).

Желание тренироваться характерно для здоровых людей. При отклонениях в состоянии здоровья, перетренированности желание тренироваться снижается или исчезает.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) — важный объективный показатель работы сердечно-сосудистой системы. Пульс в состоянии покоя у тренированного человека ниже, чем у нетренированного. Пульс подсчитывают за 15 с, но если имеется нарушение его ритма, то подсчитывают за одну минуту. Чем тренированнее человек, тем быстрее его пульс приходит к норме после тренировки. Утром у тренированного спортсмена он слабее.

Потоотделение зависит от индивидуальных особенностей и функционального состояния человека, климатических условий, вида физической нагрузки и т.д. На первых тренировочных занятиях потливость выше, по мере тренированности потоотделение уменьшается. Потоотделение оценивают как обильное, большое, умеренное и пониженное. Потоотделение зависит также от количества жидкости, потребляемой спортсменом в течение дня.

Боли могут возникать в отдельных мышечных группах (наиболее нагружаемых мышцах), при тренировках после длительного перерыва или при занятиях на жестком грунте и т.п.

Следует обращать внимание на боли в области сердца и их характер; на головные боли, головокружение; на возникновение болей в правом подреберье, особенно при беге, потому что такие боли нередко свидетельствуют  о хроническим холецистите, холангите  и других заболеваниях печени.

Все эти случаи спортсмен отражает в дневнике самоконтроля и сообщает о них врачу.

Нежелание тренироваться, повышенная потливость, бессонница, боли в мышцах могут свидетельствовать  о перетренированности.

Масса тела связана с величиной нагрузки. Естественна потеря веса во время тренировки за счет пота. Но иногда вес падает за счет потери белка. Это происходит при тренировках в горах, при недостаточном потреблении животных белков (мяса, рыбы, творога и др.).

В дневник  самоконтроля следует вносить описание характера тренировок, время их проведения (утро, вечер), спортивные результаты и  т.д.

Женщины отмечают в дневнике периодичность, характер месячных.

Спортивный  врач или тренер должны разъяснять спортсмену, как вести дневник, как  оценивать тот или иной показатель своего самочувствия, его влияние  на состояние здоровья и подготовить  ему индивидуальный режим тренировочного процесса.

 

 

Введение

Организм  здорового человека имеет высокую  сопротивляемость к воздействию  разнообразных факторов внешней  среды, в том числе и к болезнетворным микроорганизмам. Кроме того, органы нашего тела имеют большой запас  прочности - огромный функциональный резерв, который организм использует в различных  трудных ситуациях для защиты от повреждений и поддержания  нормальных условий жизнедеятельности, т.е. для сохранения здоровья. Известный  ученый Н.М. Амосов считает, что количество здоровья можно определить как сумму "резервных мощностей" основных систем организма. Отклонения от нормы  здоровья происходят в том случае, когда естественные защитно-приспособительные  реакции организма недостаточно активны и поэтому его устойчивость к любым повреждающим влияниям снижена. Характер же заболевания и его  локализация (пострадают ли при этом почки, сердце, мозг или желудочно-кишечный тракт) в значительной мере определяется конкретными особенностями данного  организма. Таким образом, естественно-защитные реакции являются одним из самых  главных условий существования  жизни на земле. Они лежат в  основе приспособляемости - способности  живых органов сохранять и  совершенствовать свою структуру и  функции при различных изменениях внешней и внутренней среды. Защитно-приспособительные  реакции могут быть специфическими и неспецифическими. Специфические - это иммунитет, вырабатываемый организмом на определенную инфекцию. Например - иммунитет после перенесенных заболеваний - корь, оспа и т.д.

Главным принципом физического воспитания является его оздоровительная направленность, что обеспечивается всем содержанием  и организацией работы по физическому  воспитанию, в частности обязательностью  врачебного контроля.

1. Педагогический контроль, содержание, цель, место, значение  при занятиях физической культурой  и спортом

Педагогический  контроль - это планомерный процесс  получения информации о физическом состоянии занимающихся физическими упражнениями. Полноценный контроль требует от педагога специальных знаний и умений, обеспечивающих правильное наблюдение, анализ и оценку действий занимающихся, выявление недочетов в собственных действиях, определение степени пригодности и эффективности средств, методов и организационных форм работы в конкретных условиях и учебных ситуациях. На этой основе возможно устранение замеченных недостатков или же предупреждение их на последующих занятиях.

Содержание  педагогического контроля:

контроль  за посещаемостью занятий;

контроль  за тренировочными нагрузками;

контроль  за состоянием занимающихся;

контроль  за техникой упражнений;

учет  спортивных результатов;

контроль  за поведением во время соревнований.

Виды  педагогического контроля. Широко распространенными  видами педагогического контроля за проведением занятий по физическому воспитанию являются:

1) хронометрирование деятельности занимающихся на занятии;

2) определение физической нагрузки  во время занятия;

3) контрольные испытания;

4) педагогические наблюдения за  учебно-воспитательным процессом.

Хронометрирование занятия. Одним из показателей эффективности занятия является его плотность. Различают общую (педагогическую) и двигательную (моторную) плотность занятия.

Общей плотностью называется отношение педагогически  оправданных затрат времени к  продолжительности занятия. Двигательной плотностью принято считать отношение  времени, использованного непосредственно  на любую двигательную деятельность занимающихся во время занятия, к его общей продолжительности.

Усилия, которые преподаватель затрачивает  на все виды педагогической деятельности, его задания и педагогические приемы могут быть полностью или  частично целесообразными.

В зависимости от этого все виды деятельности занимающихся бывают рациональными или нерациональными. Педагогически оправданными затратами времени можно считать лишь те, которые необходимы для решения задач данного занятия и воспитания занимающихся.

При оценке полученных данных следует иметь  в виду, что общая плотность  полноценного занятия должна приближаться к 100%. Что касается двигательной плотности, то в зависимости от типа занятия  ее показатель может изменяться. Так, на занятиях совершенствования техники  действия и развития двигательных качеств  она может достигать 70-80%, а при  разучивании двигательных действий и формировании знаний, требующих  значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в  переделах 50%.

Определение физической нагрузки во время занятия  Физическую нагрузку можно измерять различными способами, но наиболее доступным  из них и поэтому самым распространенным является измерение частоты ударов пульса. На занятии у одного из студентов средней подготовленности подсчитывают пульс 8-10 раз. Как правило, пульс измеряют перед началом занятия, перед решением каждой из задач занятия и после нее. Так, в частности, пульс измеряют перед подготовительной частью занятия, после нее, перед выполнением и после выполнения упражнений, с помощью которых решаются главные задачи занятия, перед заключительной частью занятия и после нее. Пульс подсчитывают в течение 10 с и умножают на 6, чтобы установить количество ударов в минуту. По окончании занятия составляют кривую нагрузки, откладывая по горизонтали время (мин) с указанием частей занятия, а по вертикали - частоту сердечных сокращений. По этой кривой судят об эффективности отдельных частей занятия в плане физической нагрузки. При этом, однако, следует иметь в виду, что изменения ЧСС происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на занятиях по физическому воспитанию нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые частично фиксируются в протоколе.

Контрольные испытания. В целях контроля за результативностью педагогического процесса проводится проверка физической подготовленности студентов. Контрольные испытания позволяют выявить уровень развития отдельных физических качеств, сравнить этот уровень с нормативными показателями и на этой основе составить обоснованные планы направленного развития физических качеств студентов.

В практике физического воспитания в  учебных заведениях используются следующие  тесты:

бег на 100 м (оценка скоростных способностей);

прыжок  в длину с места (показатель развития силовых способностей мышц ног);

подтягивание  в висе (юноши) (показатель локальной  силовой выносливости);

бег 500 м (девушки) и 1000 м (юноши) (показатель специальной выносливости);

бег на 2000 м для студенток и на 3000 м для студентов (показатель общей  выносливости);

руки  за головой" для студенток (показатель силовой выносливости мышц туловища) и др.

Для того, чтобы полученные при тестировании показатели были достоверны, повторные испытания должны проводиться в аналогичной обстановке, в одно и то же время суток, по одинаковой методике. Желательно, чтобы характер предшествующей двигательной активности студентов в дни тестирования не имел существенных отличий. Вначале проводятся испытания в беге на 100 м, затем - в прыжках, подтягивании и в беге на выносливость. В начале учебного года тесты проводятся контрольные тесты, в конце -фиксирующие изменения за прошедший учебный год.

Основные  контрольные нормативы, утвержденные для студентов Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Тесты и контрольные нормативы, установленные  для студентов Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Городилин С.К. Физическое воспитание студентов. - Гродно: ГрГУ, 2002. - С. 44.

 

Тесты

Пол

Оценка

 
   

5

4

3

2

1

 

Бег 100 м, с

Д

15,5

16,5

17,4

18,0

19,0

 
 

М

13,0

13,5

14,0

14,3

14,7

 

Бег 2000 м, мин

Д

10,00,0

10,30,0

11,00,0

11,30,0

12,10,0

 

Бег 3000 м, мин

М

12,00,0

12,30,0

13,15,0

13,40,0

14,10,0

 

Прыжок в длину с места, см

Д

200

185

170

160

140

 
 

М

250

235

225

210

200

 

Поднимание туловища из положения "лежа на спине руки за головой", раз /мин

Д

42

35

30

25

20

 

Поднимание ног в висе до касания  перекладины, раз

М

10

8

6

4

2

 

Подтягивание в висе лежа (высота перекладины 110 см), раз

Д

16

12

8

6

4

 

Подтягивание на перекладине, раз

М

15

12

10

8

5

 

Сумма баллов по пяти тестам

Д

23

18

13

8

3

 
 

М

23

18

13

8

3

 
               

Оценка  результатов тестирования. Для комплексной оценки физической подготовленности студентов целесообразно при постоянном количестве тестов оценивать изменения по каждому тесту, характеризующему отдельные стороны подготовленности, и по сумме баллов, определяющей уровень подготовленности в целом.

Педагогические  наблюдения и анализ занятия. Наиболее полную информацию о продуктивности занятия дает непосредственное наблюдение за деятельностью преподавателя и занимающихся, а также анализ ее влияния на решение планируемых учебно-воспитательных задач.

2. Врачебный контроль, содержание, цель, место, значение при занятиях  физической культурой и спортом

Врачебный контроль - это комплексное медицинское  обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физическими упражнениями. Цель врачебного контроля - изучить состояние здоровья и влияние на организм физических нагрузок.

Основная  форма врачебного контроля - врачебное обследование, которое дает возможность своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки таким образом, чтобы не нанести вред здоровью занимающихся.

Первичное обследование предусматривается перед началом занятий физическим воспитанием (на 1 курсе).

Повторное обследование необходимо проводить один раз в год, а для занимающихся спортом в зависимости от вида спорта и квалификации спортсменов - 3-4 раза в год. Студенты, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, должны проходить повторный медицинский осмотр не реже 1 раза в семестр.

Дополнительные врачебные  обследования позволяют исключить участие в спортивных соревнованиях студентов, соревновательная нагрузка для которых могла бы оказать отрицательное воздействие на их здоровье; установить наиболее эффективный режим нагрузок и отдыха; определить состояние здоровья и функциональной подготовленности на данный момент.

Будущие участники соревнований должны пройти дополнительное врачебное обследование за 2-3 дня до начала соревнований. Участники  массовых физкультурно-спортивных мероприятий, проводимых внутри вуза, а также  участники соревнований по стрельбе, шахматам, шашкам и т.п. могут быть допущены до соревнований на основании  результатов первичного или повторного осмотра, что, впрочем, не исключает  возможности пройти дополнительный осмотр по собственной инициативе.

На  медосмотр необходимо являться через 1,5 часа после еды и через 2 часа и более после занятий физическими  упражнениями или тяжелой физической работой.

Программа медицинского обследования предусматривает  Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В.А.Головина, В.А. Масляка, А.В. Коробкова и др. - М.: Высш. школа, 1993. - С. 51.:

Информация о работе Самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом