Самоконтроль и контроль на занятиях физ.культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 04:09, реферат

Описание работы

Целью работы является выявление роль контроля и самоконтроля на занятиях по физическому воспитанию. В работе рассмотрены такие вопросы как: врачебный контроль, самоконтроль спортсмена (студента); определены противопоказания к занятиям физкультурой, также затронута тема изменений в организме под влиянием физической нагрузк

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 45.67 Кб (Скачать)

                           Таблица 1

     Признаки  различных степеней утомления

Наблюдаемые

Признаки

Степень утомления

небольшая средняя большая

(недопустимая)

1.Окраска  слизистых и кожных покровов Без изменений  или легкое покраснение Значительное  покраснение, скоро проходящее Значительное  покраснение или наоборот побледнение, синюшность, медленно исчезающее
2.Потливость Отсутствует или  небольшое выступление пота на лбу, груди. Большая потливость верхней половины тела. Потливость, распространившаяся на все тело
3.Дыхание Ровное, спокойное, глубокое Учащение дыхания, иногда чередующееся с форсированным  глубоким дыханием. Резкое учащение дыхания. Поверхностное дыхание. Отдельные  глубокие вдохи, сменяющиеся беспорядочными
4.Осанка, походка, характер движений Осанка не изменена. Походка бодрая. Точность выполнения заданных движений вполне удовл. Осанка расслабленная. Шаг неуверенный, покачивания. Резкое покачивание. Дрожание конечностей, вынужденные  позы с опорой
5. Речь, мимика Речь отчетливая. Мимика обычная Речь затруднена. Выражение лица напряженное. Взгляд вялый. Речь крайне затруднительна. Выражение лица страдальческое
6. Самочувствие Жалоб нет. Бодрое состояние. Жалобы на усталость. Боль в мышцах. Сердцебиение, одышка, шум в ушах, биение в висках. Головокружение, головная боль. Тошнота, иногда икота, рвота
7. Внимание, интерес к проводимому занятию. Внимание, интерес, активность сохранены. Внимание снижено. Вялость.

Активность уменьшена.

Рассеянность. Ответы невпопад. Отсутствие интереса, вплоть до апатии
 

 

     Неадекватность  нагрузки может  привести к гравитационному шоку, ортостатическому коллапсу, обморочному состоянию и т.д. Так, при внезапной остановке после интенсивного бега, в связи  с прекращением действия «мышечного насоса» возникает острая сосудистая недостаточность, сопровождающаяся резким побледнением лица, слабостью, головокружением, тошнотой, потерей сознания и пульса. Это состояние называется гравитационным шоком. Пострадавшего нужно уложить на спину, приподняв ноги выше головы, обеспечив достаточный приток крови к голове. Временная потеря сознания может наступить при нарушении сосудистой регуляции. Так называемый ортостатический коллапс, (временная потеря сознания) наступает при длительном положении стоя у студентов с астеническим телосложением и свойственной им недостаточности  сосудистой регуляции.

     При сильных переживаниях и отрицательных  эмоциях так же может возникнуть обморочное состояние. Обморок может быть и при гипервентиляции легких, когда в крови понижается содержание углекислого газа, являющегося стимулятором дыхательного центра в головном мозгу. Обморочные состояния могут быть у тяжелоатлетов и других спортсменов, которые выполняют упражнения с чрезмерным напряжением, с задержкой дыхания, которые препятствуют нормальному кровообращению в головном мозгу.

     Острое  физическое перенапряжение  не исключено даже у хорошо тренированных людей, если они участвуют в соревнованиях  и проводят занятия в болезненном состоянии или сразу после перенесенного заболевания, а также при наличии  у них хронических заболеваний.

     Хроническое физическое перенапряжение развивается  как бы исподволь, при систематических  и длительных нагрузках, превышающих  функциональные возможности организма  занимающегося, в особенности, если это сочетается с нарушением режима, принятием алкоголя, курением и другими неблагоприятными факторами. При хроническом физическом  перенапряжении изменения наблюдаются в основном со стороны сердца.

     Физическая  нагрузка с использованием интенсивных  и однообразных движений в сочетании  с большой эмоциональной нагрузкой (экзаменационная сессия, семейные конфликты и т.д.) чаще всего приводят к общей работоспособности, появляется быстрая утомляемость, раздражительность, повышенная потливость, одышка и т.д.

     Следует отметить, что на практике чаще возникают  отдельные симптомы переутомления. В этом случае обычно бывает достаточно изменить режим занятий, снизить  нагрузку и нормальное состояние  восстанавливается. Но в случаях  более серьезных, связанных с  перенапряжением или перетренировкой  требуется серьезное длительное лечение с последующим осторожным расширением двигательного режима.

     Боли  в мышцах. После первых занятий физическими упражнениями, довольно часто, в мышцах возникают боли. Они могут возникать и при выполнении новых упражнений, а также при форсированном увеличении физических нагрузок. Чтобы это не случилось, необходимо медленнее увеличивать дозу мышечных усилий. Держаться боли несколько дней, вызывая некоторый дискомфорт  у занимающихся. Они не опасны и связаны с накоплением в мышцах недоокисленных продуктов распада. При этом появляется чувство тяжести, скованности движений, ухудшается эластичность мышц, они становятся тверже, хуже расслабляются.

     Физическую  нагрузку в этот период нужно несколько  снизить. Прекращать занятия совсем не следует. Чтобы уменьшить мышечные боли, способствовать расслаблению и  скорейшему восстановлению обмена в  мышцах, следует попариться в бане, принять ванну, сделать массаж.

     Головные  боли могут быть следствием чрезмерной физической нагрузки, в особенности, если она выполняется в неблагоприятных условиях. Возникновение головокружений и головных болей во время занятий физическими упражнениями может указывать на заболевание среднего и внутреннего уха, сосудистые и другие заболевания. Все эти симптомы надо фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы разобраться, в каких случаях, после каких упражнений появляются головокружения и головные боли и как долго они длятся.

     Боли  в правом подреберье ( так называемый печеночно-болевой синдром), наблюдающийся после интенсивной нагрузки могут возникать в результате различных причин. Но чаще всего боли в правом подреберье являются следствием  заболеваний печени и желчного пузыря. В ряде случаев боли в правом подреберье могут возникать при несоответствии интенсивных нагрузок функциональным возможностям организма, что приводит к перенапряжениям и перетренированности организма. Определенную роль может  играть дыхание. Недостаточное участие диафрагмы в акте дыхания при интенсивных физических нагрузках, наряду с другими причинами могут способствовать застою крови в печени и вызывать боли. Болевые ощущения в печени могут быть, если занимающийся перед тренировкой обильно поел, особенно жидкой пищи. При болях в правом подреберье необходимо значительно снизить нагрузку. 
 
 
 
 

     Заключение

     Цель  работы была достигнута – был выявлена роль контроля и самоконтроля на занятиях по физ.воспитанию.

     Регулярные  занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность  и эмоциональный тонус. Однако следует  помнить, что самостоятельные занятия  физической культурой нельзя проводить  без врачебного контроля, и, что ещё  более важно, самоконтроля.

     Наблюдение  за спортивными результатами - важнейший  пункт самоконтроля, позволяющий  оценить правильность применения средств  и методов занятий, тренировочных  нагрузок.

     При сравнении показателей определяется влияние занятий физическими упражнениями и спортом, планируются тренировочные нагрузки. Самоконтроль прививает грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и к занятиям физическими упражнениями, помогает лучше познать себя, приучает следить за собственным здоровьем, стимулирует выработку устойчивых навыков гигиены и соблюдения санитарных норм и правил. Самоконтроль помогает регулировать процесс тренировки и предупреждать состояние переутомления. Особое значение имеет самоконтроль для студентов специальной медицинской группы. Они обязаны периодически показывать свои дневники самоконтроля преподавателю физического воспитания и врачу, советоваться по вопросам двигательного режима, питания. 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы:

  1. Дембо А. Г.: «Врачебный контроль в спорте» - Москва: Медицина, 1998
  2. Дубровский В.И.:  статья «Самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом» - Москва. 1985
  3. «Физическая культура студента» - под редакцией Ильинича В. И.  - Москва: Гардарики, 2000
  4. http://www.gubkin.ru/faculty/humanities/chairs_and_departments/physical_education/lecture/lecture4.php

Информация о работе Самоконтроль и контроль на занятиях физ.культуры