Самоконтроль и контроль на занятиях физ.культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 04:09, реферат

Описание работы

Целью работы является выявление роль контроля и самоконтроля на занятиях по физическому воспитанию. В работе рассмотрены такие вопросы как: врачебный контроль, самоконтроль спортсмена (студента); определены противопоказания к занятиям физкультурой, также затронута тема изменений в организме под влиянием физической нагрузк

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 45.67 Кб (Скачать)

     Введение

     Тема  данного реферата – «Контроль  и самоконтроль на занятиях по физическому  воспитанию».

     Целью работы является выявление роль контроля и самоконтроля на занятиях по физическому  воспитанию. В работе рассмотрены  такие вопросы как: врачебный  контроль, самоконтроль спортсмена (студента); определены противопоказания к занятиям физкультурой, также затронута тема изменений в организме под  влиянием физической нагрузки.

     Физическая  культура и спорт вносят свой вклад  в формирование всесторонне развитой личности.

     Организм  здорового человека имеет высокую  сопротивляемость к воздействию  разнообразных факторов внешней  среды, в том числе и к болезнетворным микроорганизмам. Кроме того, органы нашего тела имеют большой запас  прочности - огромный функциональный резерв, который организм использует в различных  трудных ситуациях для защиты от повреждений и поддержания  нормальных  условий жизнедеятельности, т.е. для сохранения здоровья. Известный ученый Н.М. Амосов считает, что количество здоровья можно определить как сумму «резервных мощностей» основных систем организма. Отклонения от нормы здоровья происходят в том случае, когда естественные защитно-приспособительные реакции организма недостаточно активны и поэтому его устойчивость к любым повреждающим влияниям снижена. Характер же заболевания и его локализация (пострадают ли при  этом почки, сердце, мозг или желудочно-кишечный тракт) в значительной мере определяется конкретными особенностями данного организма.

     Таким образом, естественно-защитные реакции  являются одним из самых главных  условий существования жизни  на земле. Они лежат в основе приспособляемости - способности живых органов сохранять  и совершенствовать  свою структуру и функции при различных изменениях внешней и внутренней среды. Защитно-приспособительные реакции могут быть специфическими и неспецифическими. Специфические - это иммунитет, вырабатываемый организмом на определенную инфекцию.  Например - иммунитет после перенесенных заболеваний - корь, оспа и т.д.

     Неспецифическая сопротивляемость - общее биологическое  свойство для всего живого на земле, но у человека эта реакция (неспецифическая) путем целенаправленного волевого укрепления, т.е. тренировки, может неограниченно совершенствоваться. И основную роль в этом играют физические упражнения, которые способствуют повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам  внешней и внутренней среды.

     Дефицит двигательной активности,  поразивший наше  общество, в том числе и молодежь, является причиной снижения сопротивляемости организма, а, следовательно, и  общего уровня здоровья студентов всех курсов и особенно - старших.

     Снижение  физической активности ухудшает кровоснабжение тканей, доставку к ним кислорода, в результате возникает кислородное  голодание головного мозга, сердца и других органов. Атрофия мышц  приводит к увеличению количества жировой ткани, нарушению обменных процессов, изменению состояния нервной системы, что способствует  быстрой утомляемости и эмоциональной неустойчивости.

     Физическая  нагрузка вызывает резкое учащение сердечных  сокращений, одышку, появляются боли.

     Таким образом, в результате снижения двигательной активности возникает не только слабость и дряблость мышц,  ухудшаются физиологические процессы в организме, что приводит к ухудшению здоровья, работоспособности, раннему физиологическому старению. Профилактика гиподинамии в повседневной жизни достигается полноценной физической активностью, систематическими занятиями физическими упражнениями.

     Главным принципом физического воспитания является его оздоровительная направленность, что обеспечивается всем  содержанием и организацией работы по физическому воспитанию, в частности обязательностью врачебного контроля. Следует периодически посещать врача и получать у него «добро» на дальнейшие занятия. Кроме того, нужно самостоятельно контролировать свое здоровье, переносимость физических нагрузок. Главный принцип при занятии физкультурой — не навреди! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Противопоказания к занятиям физкультурой и закаливанием

     Занятия физкультурой, закаливанием показаны не всем. Необходимо учитывать состояние  здоровья, самочувствие, возраст и  пол. Существуют абсолютные противопоказания и относительные.

     Абсолютные  противопоказания:

     - острые респираторные заболевания  (грипп, ОРВИ и др.);

     - фурункулез;

     - остеомиелит, инфицированные раны  и пр.;

     - ангина;

     - артрит (полиартрит) в стадии обострения;

     - острая травма, гемартроз, гематомы, переломы костей, сотрясение головного  мозга;

     - острая крапивница, отек Kвинке и некоторые другие аллергические заболевания;

     -тромбофлебит, трофические язвы, тромбоз сосудов, капилляротоксикоз;

     - болезни крови (лимфогранулематоз,  гемофилия и др.);

     - активная форма туберкулеза;

     - ревматизм в активной фазе;

     - острые боли, каузалгические боли;

     - язвенная болезнь желудка и  двенадцатиперстной кишки в стадии  обострения;

     - маточное кровотечение;

     - менструация (первые дни);

     - острые гинекологические заболевания (аднексит, кольпит и др.).

     Кроме того, при различных травмах и  заболеваниях могут быть временные, или относительные, противопоказания к занятиям физкультурой и закаливанием, которые определяет лечащий врач.

     Занятия физкультурой и закаливание могут  быть отменены при обострении заболевания, плохой переносимости физической нагрузки и процедур и пр.

     После перерыва, при возобновлении занятий  физкультурой и закаливанием следует  соблюдать постепенность, не форсируйте их, не пытайтесь наверстать упущенное. Руководствуйтесь принципом: умеренность — залог здоровья. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2. Врачебный контроль

     Врачебный контроль – это система медицинских исследований, проводимых совместно врачом и тренером (преподавателем), для определения воздействия тренировочных нагрузок на организм занимающегося. Основной формой врачебного контроля является врачебные обследования. Проводятся первичное, повторное и дополнительные обследования. Первичные обследования проводятся перед началом регулярных тренировок. Повторные (ежегодные) позволяют составить представление о правильности и эффективности проведенных занятий. Дополнительные врачебные обследования проводятся перед соревнованиями, после перенесенных заболеваний и травм, при систематических интенсивных тренировках и т.п.

     После окончания врачебного обследования составляется медицинское заключение, которое включает в себя оценку физического  развития, состояния здоровья, функционального  состояния и подготовленности обследуемых; рекомендации по режиму и методике занятий, показания и противопоказания, лечебные и профилактические назначения.

     При отсутствии противопоказаний обследуемому выдается справка, дающая право заниматься физическими упражнениями в физкультурно-оздоровительной группе. В зависимости от динамики состояния здоровья и физической  подготовленности  в  процессе регулярных занятий занимающийся может быть переведен в ту или иную медицинскую группу.

     Важной  составной частью медицинских обследований являются врачебно-педагогические наблюдения и контроль за нагрузками. Кроме того, проводится санитарно-гигиенический контроль за местами занятий, ведется санитарно-просветительная работа среди занимающихся.

     Врач  принимает участие в методической работе, дает соответствующие рекомендации, проводит консультации. При этом он должен руководствоваться таблицей ограничений и противопоказаний.

     Все студенты, занимающиеся физической культурой  и спортом по учебному расписанию или самостоятельно, должны проходить  медицинские обследования. Дополнительные медицинские осмотры проводятся перед соревнованиями, после перенесенных заболеваний, при неблагоприятных субъективных ощущениях, по направлению преподавателя физического воспитания. 
 

     2.1. Врачебно-педагогический контроль

     Врачебно-педагогический контроль проводится врачом совместно  с преподавателем физического воспитания. В процессе этого контроля определяется объем и интенсивность тренировочной  нагрузки, соответствие ее подготовленности занимающихся, выполнение студентами гигиенических правил, ведение дневника самоконтроля, выполнение мер профилактики спортивного травматизма.

     Постоянные  врачебно-педагогические наблюдения позволяют  обнаруживать недочеты в организации  и методике проведения занятий, совершенствовать организацию учебно-тренировочного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Самоконтроль спортсмена

     Самоконтроль — это регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменений под влиянием занятий физкультурой и спортом. Самоконтроль не может заменить врачебного контроля, он является лишь дополнением к нему.

     Самоконтроль  позволяет спортсмену оценивать  эффективность занятий спортом (физкультурой), соблюдать правила личной гигиены, режим тренировок, закаливания и т.п. Регулярно проводимый самоконтроль помогает анализировать влияние физических нагрузок на организм, что дает возможность правильно планировать и проводить тренировочное занятие.

     Задачи  самоконтроля:

     1.Расширить знания о физическом развитии.

     2.Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.

     3.Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.

     4.Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.

     Самоконтроль  включает в себя простые общедоступные  наблюдения, учет субъективных показателей (сон, аппетит, настроение, потливость, желание тренироваться и др.) и  данные объективных исследований (ЧСС -частота сердечных сокращений, масса тела и др.)

     Самочувствие после занятий физической культурой должно быть бодрым, настроение хорошим, не должно быть головной боли, разбитости и выраженного утомления. При отсутствии состояния комфортности (вялость, сонливость, раздражительность, сильные мышечные боли, нет желания тренироваться) занятия надо прекратить.

     Сон при систематических занятиях физическими упражнениями, как правило, хороший, с быстрым засыпанием и бодрым состоянием после него. Если же после занятий трудно заснуть и сон беспокойный (и это повторяется после каждого занятия), то следует считать, что применяемые нагрузки не соответствуют физической подготовленности и возрасту.

     Аппетит после умеренных физических нагрузок должен быть также хорошим. Сразу после занятий обычно не рекомендуется принимать пищу, лучше выждать 30—60 мин; для утоления жажды (особенно летом) следует выпить стакан минеральной воды или чая.

     Вес тела находится в прямой зависимости от роста, окружности грудной клетки, возраста, пола, профессии, особенностей питания. С возрастом он увеличивается за счет отложения жира в области живота, груди, шеи. Не случайно же народная мудрость гласит: «Толстеть — значит стареть». Постоянно следить за весом тела при занятиях физкультурой так же необходимо, как и за состоянием пульса и артериального давления: показатели массы тела являются одним из признаков тренированности.

Информация о работе Самоконтроль и контроль на занятиях физ.культуры