Роль физических упражнений в режиме дня студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:46, реферат

Описание работы

Как известно, непра-вильно организованный труд студентов может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет нала-живание рационального образа жизни. Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.
В своем реферате я попытаюсь раскрыть основные положения здорового образа жизни студентов, а также покажу значение физической культуры и физических упражнений в обеспечении здоровья студентов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Режим дня………………………………………………………………………..3
2. Гигиена умственного труда……………………………………………..6
3. Правильное питание………………………………………………………..9
4. Сон, здоровье, работоспособность……………………………….14
5. Привычки и здоровье студента……………………………………..16
6. Физическая культура в обеспечении здоровья студентов………………………………………………………………………….. 21
Список использованной литературы………………………………..23

Работа содержит 1 файл

реферат по физ культуре.docx

— 64.44 Кб (Скачать)

Российская  Федерация

Московская финансово  юридическая академия

 

 

Реферат

по дисциплине:

 «Физическая культура»

 

На тему:

«Роль физических упражнений в режиме дня студентов»

 

 

 

                                               

 

 Выполнила: Калдарова С.М.

                                                     Группа: БУЗ 8881

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Режим дня………………………………………………………………………..3

2. Гигиена умственного труда……………………………………………..6

3. Правильное питание………………………………………………………..9

4. Сон, здоровье, работоспособность……………………………….14

5. Привычки и здоровье студента……………………………………..16

6. Физическая культура в обеспечении здоровья студентов………………………………………………………………………….. 21

Список использованной литературы………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Как известно, непра-вильно организованный труд студентов может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет нала-живание рационального образа жизни. Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

В своем реферате я попытаюсь  раскрыть основные положения здорового  образа жизни студентов, а также  покажу значение физической культуры и физических упражнений в обеспечении  здоровья студентов.

1.Режим дня

Четкое выполнение хотя бы в течение  нескольких не-дель заранее продуманного и разумно составленного рас-порядка дня поможет студенту выработать у себя дина-мический стереотип. Его физиологическая основа -- фор-мирование в коре больших полушарий определенной по-следовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Организация рационального режима дня должна про-водиться с учетом особенностей работы конкретного выс-шего учебного заведения (расписания занятии), опти-мального использования имеющихся  условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и  био-ритмов.

В каждом из нас заложены своеобразные биологиче-ские часы -- счетчики времени, согласно которым орга-низм периодически и в определенных параметрах изме-няет свою жизнедеятельность. Все биоритмы классифицируются на несколько групп. Особое значение среди них имеют суточные, или циркадные, ритмы.

Известно, что переход от дня  к ночи сопровождается рядом физических изменений. Понижается температура  воздуха, увеличивается его влажность, меняется атмо-сферное давление, интенсивность космического излуче-ния. Эти природные явления в процессе эволюции чело-века способствовали выработке соответствующих адап-тационных изменений в физиологических функциях. Науке известно до 100 таких п.-шепешш. У большей части функций организма повышается уровень деятельности в дневные часы, достигая максимума к 16---20 ч, и понижа-ется ночью.

Например, у большинства людей  наименьшая био-электрическая активность головного мозга фиксируется в 2--4 часа ночи. Это является одной из причин увеличе-ния числа ошибок при умственном труде поздним вече-ром и особенно ночью, резкого ухудшения восприятия и освоения информации в эти часы.Работоспособность сердечной мышцы на протяжении дня меняется дважды, обычно понижаясь в 13 и 21 ч. Следовательно, в такое время нежелательно подвергать своп организм большим (ргзпчсским нагрузкам. Капил-ляры больше всего расширены в 18 ч (в это время у че-ловека высокая физическая работоспособность), а суже-ны -- в 2 ч ночи.

 

Суточные биоритмы отражаются на работе системы пищеварения, желез внутренней секреции, на составе крови, на обмене веществ. Так, самая низкая температу-ра тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая--в 17--18 ч. Суточные ритмы отличаются вы-сокой стабильностью. Зная рассмотренные закономерно-сти, человек может правильнее построить свой режим дня.Следует также учитывать, что далеко не у всех лю-дей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психиче-ских процессов улучшается к вечеру. Появляется жела-ние заниматься. Утром же они никак не могут «раска-чаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе.Однако с помощью волевых усилий человек в состоя-нии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо при изменении смены учебы, перемене временного пояса. В таких случаях включают-ся мощные адаптивные механизмы организма.Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня.

В табл. 1 и 2 предлагается приблизительный распо-рядок дня для студентов, занимающихся в разные смены.

Таблица 1

Примерный распорядок дня студентов, занимающихся в 1-ю смену

Время суток, ч

Элементы  режима дня

7.00--7.05   Подъем, уборка постели

7.05--7.15   Утренняя гимнастика

7.15--7.20   Умывание, закаляющие процедуры

7.20--7.45   Завтрак

7.45—8.00     Ходьба пешком в институт

8.00--13.30   Учебные занятия

13.30--14.30    Обед, прогулка на свежем воздухе

14.30--15.00   Послеобеденный отдых

15.00--16.30   Самоподготовка

16.30--18,30  Занятия в спортивной секции или самостоятельные занятия физическими упражнениями (3--5 раз в неделю)

 

18.30--19.30   Ужин, отдых

19.30--21.00   Самоподготовка

21.00--22.50   Прогулка, культурно-развлекательная про-грамм

23.00   Отбой 

Таблица 2

Примерный распорядок дня студентов, занимающихся во 2-ю смену

Время суток, ч

Элементы  режима дня 

8.00--8.05   Подъем, уборка постели

8.05--8.55  Утренняя зарядка повышенной трудности (бег, гимнастика на свежем воздухе)

8.55--9.00   Умывание, закаливающие процедуры

9.05--9.30   Завтрак

9.30--11,30  Самоподготовка

11.30--13.00   Занятия в спортивной секции (3--5 раз в неделю)

13.00--13.55   Обед, прогулки на свежем воздухе

14.00--19.00   Учебные занятия

19.00--20.00   Прогулка на свежем воздухе, ужин

20.00--21.30   Культурно-развлекательная программа

21.30--22.30   Самоподготовка

22.30--23.25   Чтение, прогулка на свежем воздухе, под-готовка ко сну

23.30   Отбой 

Помимо разумного распорядка дня  я считаю нужным выделить следую-щие составные части рационального образа жизни сту-дента, от соблюдения которых зависят успех в учебе и хорошее здоровье: гигиена умственного труда, правиль-ное питание, сон, оптимальная двигательная активность, избавление от вредных привычек. Эти части будут рассмотрены подробнее далее в данном реферате.

 

 

2. Гигиена умственного труда

Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится  легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным со-беседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функ-ционируют с невысокой степенью напряжения.

Второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным мышлением», так как он характерен для труда  операторов, диспетчеров. У студентов ~ это повто-рение пройденного  материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод  иностранного текста на русский язык, В данном случае психофизиоло-гические механизмы мозга работают с большим напря-жением. Эффективно подобная деятельность может про-должаться 1,5--2 ч.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе ста-рых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механиз-мов, осуществляющих процессы мышления и запомина-ния.

Знание приведенной классификации  должно помочь студентам правильно  организовать свой учебный труд. Специалисты  по гигиене умственного труда  считают, что при оперативном  мышлении целесообразно делать пере-рывы через 1,5--2 ч, а при третьем виде умственной дея-тельности -- через 40--50 мин. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. По-этому 5--10-минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умст-венной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

Во время такого перерыва организму  полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса  гимнастических упражнений. Научными ис-следованиями доказана эффективность такого активного отдыха. Мышцы как бы «подзаряжают» мозг.

Немалое влияние на продуктивность умственного тру-да оказывают физические факторы внешней среды. Уста-новлено, что оптимальная температура воздуха должна быть 18--22°, а относительная влажность--50--70%. Длительное пребывание студентов в помещении с темпе-ратурой 25--27° приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно-сосу-дистой, дыхательной и других систем.

Клетки головного мозга, как  уже отмечалось, отлича-ются особенно интенсивным энергетическим обменом.

 

Поэтому для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении  с нормальным содержанием кис-лорода.

Санитарно-гигиенические исследования помогли уста-новить, что уже после первой лекции содержание диокси-да углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15--0,45 %, т. е. увеличивается в 5--15 раз по сравне-нию с нормой. Кроме того, в аудиториях, читальных за-лах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличива-ется окисляемость воздуха, возрастает концентрация ам-миака, окиси углерода, или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья.

Все это говорит о необходимости  проветривать ауди-тории. К сожалению, многие студенты пренебрегают этим правилом.

На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие  шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40--50 дБ. По данным гигиены  труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние орга-низма, превышение этого показателя снижает трудоспо-собность, вредно отражается на здоровье человека.

Немало споров возникает вокруг вопроса об исполь-зовании музыки в процессе умственного труда. Венгер-ский ученый Алмази категорически утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негром-кой музыки нецелесообразно. Он считает, что воздейст-вие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход «психической энергии».

По мнению советских ученых, негромкая  мелодичная музыка несколько повышает продуктивность умственной работы. Интересный эксперимент был проведен в Казан-ском университете Ю. А. Цагарелли, Оценивался исход-ный уровень эмоционального состояния. Затем студенты подвергались стрессовому воздействию--проверке пре-подавателем их знаний по иностранному языку с простав-лением оценки. Уровень эмоционального возбуждения резко возрастал. После этого студентам предлагали в те-чение 2,5--3 мин прослушать классическую и джазовую музыку.

После прослушивания классической музыки снижение уровня эмоционального возбуждения наблюдалось у 91 % студентов. Причем наиболее заметно она действо-вала на тех, кто раньше с ней был незнаком. Под воздействием джазовой музыки эмоциональное возбуждение по-низилось только у 52 % студентов. Замечено было также, чем выше музыкальность человека, тем быстрее восста-навливался уровень эмоционального состояния.

Гигиена умственного труда предъявляет  требования и к одежде. Важно, чтобы  она свободно облегала тело, во-ротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосу-ды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку. Часто прихо-дится наблюдать, как студенты сидят за столом с согну-той спиной, низко наклонив голову. В таком положении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется поз-воночник, сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75--80°) и при-поднятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за пра-вильностью своей позы, и она станет для вас привычной.

На столе желательно иметь пюпитр-подставку  для книги. Вместо подставки можно  использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и осла-бит напряжение мышц глазного яблока.

Академик Н. С. Введенский разработал общие реко-мендации, важные для успешного умственного труда.

1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночно-го сна, так н после отпуска.

2. Подбирать удобный для себя  индивидуальный ритм работы. Оптимальным  ученый считает равномерный, средний  темп. Утомляет неритмичность и  чрезмерная скорость умственного  труда. При этом быстрее наступа-ет утомление.

Информация о работе Роль физических упражнений в режиме дня студентов