Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:46, реферат
Как известно, непра-вильно организованный труд студентов может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет нала-живание рационального образа жизни. Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.
В своем реферате я попытаюсь раскрыть основные положения здорового образа жизни студентов, а также покажу значение физической культуры и физических упражнений в обеспечении здоровья студентов.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Режим дня………………………………………………………………………..3
2. Гигиена умственного труда……………………………………………..6
3. Правильное питание………………………………………………………..9
4. Сон, здоровье, работоспособность……………………………….14
5. Привычки и здоровье студента……………………………………..16
6. Физическая культура в обеспечении здоровья студентов………………………………………………………………………….. 21
Список использованной литературы………………………………..23
Выполнила: Калдарова С.М.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Режим дня………………………………………………………
2. Гигиена умственного труда……………
3. Правильное питание………………………………
4. Сон, здоровье, работоспособность……………………………….
5. Привычки и здоровье студента……
6. Физическая культура в обеспечении
здоровья студентов………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..23
Введение
Как известно, непра-вильно организованный труд студентов может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет нала-живание рационального образа жизни. Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.
В своем реферате я попытаюсь раскрыть основные положения здорового образа жизни студентов, а также покажу значение физической культуры и физических упражнений в обеспечении здоровья студентов.
1.Режим дня
Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких не-дель заранее продуманного и разумно составленного рас-порядка дня поможет студенту выработать у себя дина-мический стереотип. Его физиологическая основа -- фор-мирование в коре больших полушарий определенной по-следовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.
Организация рационального режима дня должна про-водиться с учетом особенностей работы конкретного выс-шего учебного заведения (расписания занятии), опти-мального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и био-ритмов.
В каждом из нас заложены своеобразные биологиче-ские часы -- счетчики времени, согласно которым орга-низм периодически и в определенных параметрах изме-няет свою жизнедеятельность. Все биоритмы классифицируются на несколько групп. Особое значение среди них имеют суточные, или циркадные, ритмы.
Известно, что переход от дня к ночи сопровождается рядом физических изменений. Понижается температура воздуха, увеличивается его влажность, меняется атмо-сферное давление, интенсивность космического излуче-ния. Эти природные явления в процессе эволюции чело-века способствовали выработке соответствующих адап-тационных изменений в физиологических функциях. Науке известно до 100 таких п.-шепешш. У большей части функций организма повышается уровень деятельности в дневные часы, достигая максимума к 16---20 ч, и понижа-ется ночью.
Например, у большинства людей наименьшая био-электрическая активность головного мозга фиксируется в 2--4 часа ночи. Это является одной из причин увеличе-ния числа ошибок при умственном труде поздним вече-ром и особенно ночью, резкого ухудшения восприятия и освоения информации в эти часы.Работоспособность сердечной мышцы на протяжении дня меняется дважды, обычно понижаясь в 13 и 21 ч. Следовательно, в такое время нежелательно подвергать своп организм большим (ргзпчсским нагрузкам. Капил-ляры больше всего расширены в 18 ч (в это время у че-ловека высокая физическая работоспособность), а суже-ны -- в 2 ч ночи.
Суточные биоритмы отражаются на работе системы пищеварения, желез внутренней секреции, на составе крови, на обмене веществ. Так, самая низкая температу-ра тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая--в 17--18 ч. Суточные ритмы отличаются вы-сокой стабильностью. Зная рассмотренные закономерно-сти, человек может правильнее построить свой режим дня.Следует также учитывать, что далеко не у всех лю-дей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психиче-ских процессов улучшается к вечеру. Появляется жела-ние заниматься. Утром же они никак не могут «раска-чаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе.Однако с помощью волевых усилий человек в состоя-нии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо при изменении смены учебы, перемене временного пояса. В таких случаях включают-ся мощные адаптивные механизмы организма.Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня.
В табл. 1 и 2 предлагается приблизительный распо-рядок дня для студентов, занимающихся в разные смены.
Таблица 1
Примерный распорядок дня студентов, занимающихся в 1-ю смену
Время суток, ч
Элементы режима дня
7.00--7.05 Подъем, уборка постели
7.05--7.15 Утренняя гимнастика
7.15--7.20 Умывание, закаляющие процедуры
7.20--7.45 Завтрак
7.45—8.00 Ходьба пешком в институт
8.00--13.30 Учебные занятия
13.30--14.30 Обед, прогулка на свежем воздухе
14.30--15.00 Послеобеденный отдых
15.00--16.30 Самоподготовка
16.30--18,30 Занятия в спортивной секции или самостоятельные занятия физическими упражнениями (3--5 раз в неделю)
18.30--19.30 Ужин, отдых
19.30--21.00 Самоподготовка
21.00--22.50 Прогулка, культурно-развлекательная про-грамм
23.00 Отбой
Таблица 2
Примерный распорядок дня студентов, занимающихся во 2-ю смену
Время суток, ч
Элементы режима дня
8.00--8.05 Подъем, уборка постели
8.05--8.55 Утренняя зарядка повышенной трудности (бег, гимнастика на свежем воздухе)
8.55--9.00 Умывание, закаливающие процедуры
9.05--9.30 Завтрак
9.30--11,30 Самоподготовка
11.30--13.00 Занятия в спортивной секции (3--5 раз в неделю)
13.00--13.55 Обед, прогулки на свежем воздухе
14.00--19.00 Учебные занятия
19.00--20.00 Прогулка на свежем воздухе, ужин
20.00--21.30 Культурно-развлекательная программа
21.30--22.30 Самоподготовка
22.30--23.25 Чтение, прогулка на свежем воздухе, под-готовка ко сну
23.30 Отбой
Помимо разумного распорядка дня я считаю нужным выделить следую-щие составные части рационального образа жизни сту-дента, от соблюдения которых зависят успех в учебе и хорошее здоровье: гигиена умственного труда, правиль-ное питание, сон, оптимальная двигательная активность, избавление от вредных привычек. Эти части будут рассмотрены подробнее далее в данном реферате.
2. Гигиена умственного труда
Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным со-беседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функ-ционируют с невысокой степенью напряжения.
Второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным мышлением», так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У студентов ~ это повто-рение пройденного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык, В данном случае психофизиоло-гические механизмы мозга работают с большим напря-жением. Эффективно подобная деятельность может про-должаться 1,5--2 ч.
К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе ста-рых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механиз-мов, осуществляющих процессы мышления и запомина-ния.
Знание приведенной
Во время такого перерыва организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений. Научными ис-следованиями доказана эффективность такого активного отдыха. Мышцы как бы «подзаряжают» мозг.
Немалое влияние на продуктивность умственного тру-да оказывают физические факторы внешней среды. Уста-новлено, что оптимальная температура воздуха должна быть 18--22°, а относительная влажность--50--70%. Длительное пребывание студентов в помещении с темпе-ратурой 25--27° приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно-сосу-дистой, дыхательной и других систем.
Клетки головного мозга, как уже отмечалось, отлича-ются особенно интенсивным энергетическим обменом.
Поэтому для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кис-лорода.
Санитарно-гигиенические
Все это говорит о необходимости проветривать ауди-тории. К сожалению, многие студенты пренебрегают этим правилом.
На качестве умственной деятельности
значительно сказывается и
Немало споров возникает вокруг вопроса об исполь-зовании музыки в процессе умственного труда. Венгер-ский ученый Алмази категорически утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негром-кой музыки нецелесообразно. Он считает, что воздейст-вие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход «психической энергии».
По мнению советских ученых, негромкая мелодичная музыка несколько повышает продуктивность умственной работы. Интересный эксперимент был проведен в Казан-ском университете Ю. А. Цагарелли, Оценивался исход-ный уровень эмоционального состояния. Затем студенты подвергались стрессовому воздействию--проверке пре-подавателем их знаний по иностранному языку с простав-лением оценки. Уровень эмоционального возбуждения резко возрастал. После этого студентам предлагали в те-чение 2,5--3 мин прослушать классическую и джазовую музыку.
После прослушивания классической музыки снижение уровня эмоционального возбуждения наблюдалось у 91 % студентов. Причем наиболее заметно она действо-вала на тех, кто раньше с ней был незнаком. Под воздействием джазовой музыки эмоциональное возбуждение по-низилось только у 52 % студентов. Замечено было также, чем выше музыкальность человека, тем быстрее восста-навливался уровень эмоционального состояния.
Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, во-ротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосу-ды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).
Необходимо контролировать и осанку. Часто прихо-дится наблюдать, как студенты сидят за столом с согну-той спиной, низко наклонив голову. В таком положении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется поз-воночник, сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75--80°) и при-поднятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за пра-вильностью своей позы, и она станет для вас привычной.
На столе желательно иметь пюпитр-подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и осла-бит напряжение мышц глазного яблока.
Академик Н. С. Введенский разработал общие реко-мендации, важные для успешного умственного труда.
1. Втягиваться и работу
2. Подбирать удобный для себя
индивидуальный ритм работы. Оптимальным
ученый считает равномерный,
Информация о работе Роль физических упражнений в режиме дня студентов